Автомобили Hyundai чаще всего передаются в залог по автозаймам
Каждый десятый автомобиль, выступающий в качестве обеспечения по автозаймам, оказался марки Hyundai. Об этом свидетельствуют данные исследования сервиса автозаймов CarMoney. Год назад наиболее часто в этом качестве выступали автомобили KIA. В целом в последний год, по мере насыщения российского авторынка автомобилями Lada и китайскими марками, растёт и их доля в общем числе передаваемых под залог автомобилей. Доли европейских, японских и американских машин в общем объёме залогового портфеля снижается.
В 2023 году наиболее популярным обеспечением по автозаймам оказались автомобили Hyundai. Они потеснили прежнего лидера KIA, однако вместе две корейские марки всё ещё составляют около 18% в общем числе автозалогов в России. Об этом говорится в исследовании финтех-сервиса CarMoney, ведущего оператора на российском рынке автозаймов. Компания проанализировала данные о более 15 тыс. автозалогов, что составляет более половины всех займов, которые брали россияне под залог автомобилей за 9 месяцев 2023 года, а также за аналогичный период годом ранее.
Доля марки Hyundai незначительно выросла с 9,2% до 9,8% от общего числа залоговых автомобилей. Доля KIA упала с 9,9% до 8,1%. Остальные места в топ-5 рейтинга, как и год назад удерживают Ford (6,5% в 2023 против 7,3% год назад), VW (6,3% против 6,9%, соответственно) и Toyota (6,1% против 6,6%). Российская Lada (с долей рынка 6,1% против 5,6% год назад) поднялась с 7-го места на 6-е в рейтинге, потеснив Nissan, на фоне её доминирования в продажах на российском авторынке весь последний год. Позиции остальных автобрендов (Renault, Chevrolet и Skoda) в топ-10 рейтинга не изменились. Места с 11-го по 15-е в рейтинге самых закладываемых автомобилей стабильно занимают Mazda, Opel, Mercedes-Benz, Mitsubishi и BMW.
Интересные изменения произошли за пределами топ-15 рейтинга, который по сути отражает сложившуюся за долгие годы структуру российского автопарка. Стремительно увеличивается число закладываемых автомобилей и спецтехники китайских марок (рост этой категории составил на +33,2%, год к году) по мере их активного проникновения на российский авторынок. По итогам 9 месяцев 2023 года, доля закладываемых автомобилей из Китая достигла 3,3% (против 2,3% год назад) от общего количества автозаймов в России. Второй год подряд растёт доля российских автомобилей: если год назад она составляла 7,3%, то в 2023 году доля отечественных марок достигла 8,0%. Среди закладываемых машин в небольшом количестве появились иранская (IRAN KHODRO) и узбекская (RAVON) марки. Несмотря на то, что по общему количеству европейские, японские и американские автомобили лидируют в рейтинге, их доля снижается под напором новых азиатских брендов.
В целом, структура российского автопарка меняется, а вслед за ним и структура залогового портфеля. «На фоне того, что российские и китайские марки доминировали весь последний год в продажах новых автомобилей, растёт и их доля среди машин, передаваемых в залог, – говорит Анна Калугина, генеральный директор финтех-сервиса CarMoney. – Напомним, что впервые китайские автомобили появились в портфеле CarMoney в начале 2022 года. Доли прежних лидеров авторынка — автобрендов из Кореи, Японии и США – в залоговом портфеле компаний, предоставляющих автозаймы, снижаются после ухода большинства из них с российского рынка. Вместе с тем, мы наблюдаем увеличение средней стоимости передаваемых в залог автомобилей. Сказался дефицит новых автомобилей на рынке. В отличие от новых автомобилей, цены на подержанные машины росли не быстрее средней инфляции по стране». В среднем по всей выборке залоговых автомобилей их стоимость выросла на 5% год к году. В меньшей степени подорожали традиционные иностранные автобренды. Залоговый парк подержанных российских и китайских машин вырос в цене сильнее – на 12,2% и 18,8%, соответственно.
Рейтинг залоговых автомобилей по маркам за 9 месяцев 2023 года
Марка автомобиля |
Место по числу автозаймов, 9М2023 |
Доля в общем числе автозаймов за 9М2023, % |
Место за 9М2022 |
Доля за 9М2022, % |
Hyundai |
1 |
9,8% |
2 |
9,2% |
KIA |
2 |
8,1% |
1 |
9,9% |
FORD |
3 |
6,5% |
3 |
7,3% |
VOLKSWAGEN |
4 |
6,3% |
4 |
6,9% |
TOYOTA |
5 |
6,1% |
5 |
6,6% |
LADA |
6 |
6.1% |
7 |
5,7% |
NISSAN |
7 |
5,5% |
6 |
6,1% |
RENAULT |
8 |
5,2% |
8 |
5,2% |
CHEVROLET |
9 |
5,0% |
9 |
5,2% |
SKODA |
10 |
3,7% |
10 |
3,6% |
MAZDA |
11 |
3,6% |
13 |
3,1% |
OPEL |
13 |
3,5% |
12 |
3,2% |
MERCEDES-BENZ |
12 |
3,3% |
15 |
3,0% |
MITSUBISHI |
14 |
3,2% |
11 |
3,3% |
BMW |
15 |
2,5% |
14 |
3,1% |
Рейтинг залоговых автомобилей по происхождению за 9 месяцев 2023 года
Регион (страна) происхождения |
Доля в общем числе автозаймов, % |
Доля за 9М2022, % |
Средний возраст |
Средний возраст, 9М2022 |
Средняя залоговая стоимость, тыс. руб. |
Средняя залоговая стоимость за 9М2022, тыс. руб. |
Европа |
29,3% |
29,2% |
12 лет |
11 лет |
1 045 |
1 031 |
Япония |
24,8% |
25,0% |
12 лет 9 мес. |
12 лет 7 мес. |
972 |
943 |
Южная Корея |
18,6% |
19,6% |
10 лет 8 мес. |
9 лет 4 мес. |
923 |
844 |
США |
15,8% |
16,3% |
13 лет 10 мес. |
12 лет 4 мес. |
581 |
533 |
Россия |
8,0% |
7,3% |
6 лет 10 мес. |
6 лет |
796 |
710 |
Китай |
3,4% |
2,3% |
9 лет 10 мес. |
9 лет |
826 |
695 |
Беларусь |
0,1% |
0,24% |
11 лет 2 мес. |
11 лет 4 мес. |
1 041 |
1 196 |
Узбекистан |
0,1% |
0,05% |
5 лет 6 мес. |
6 лет 9 мес. |
740 |
493 |
Иран |
0,03% |
— |
17 лет 9 мес. |
— |
131 |
0 |
ИТОГО |
100% |
100% |
12 лет |
10 лет 11 мес. |
903,2 |
860,1 |
Источник: tavto.ru