Автомобили Hyundai чаще всего передаются в залог по автозаймам

Автомобили Hyundai чаще всего передаются в залог по автозаймам

Каждый десятый автомобиль, выступающий в качестве обеспечения по автозаймам, оказался марки Hyundai. Об этом свидетельствуют данные исследования сервиса автозаймов CarMoney. Год назад наиболее часто в этом качестве выступали автомобили KIA. В целом в последний год, по мере насыщения российского авторынка автомобилями Lada и китайскими марками, растёт и их доля в общем числе передаваемых под залог автомобилей. Доли европейских, японских и американских машин в общем объёме залогового портфеля снижается.

В 2023 году наиболее популярным обеспечением по автозаймам оказались автомобили Hyundai. Они потеснили прежнего лидера KIA, однако вместе две корейские марки всё ещё составляют около 18% в общем числе автозалогов в России. Об этом говорится в исследовании финтех-сервиса CarMoney, ведущего оператора на российском рынке автозаймов. Компания проанализировала данные о более 15 тыс. автозалогов, что составляет более половины всех займов, которые брали россияне под залог автомобилей за 9 месяцев 2023 года, а также за аналогичный период годом ранее.

Доля марки Hyundai незначительно выросла с 9,2% до 9,8% от общего числа залоговых автомобилей. Доля KIA упала с 9,9% до 8,1%. Остальные места в топ-5 рейтинга, как и год назад удерживают Ford (6,5% в 2023 против 7,3% год назад), VW (6,3% против 6,9%, соответственно) и Toyota (6,1% против 6,6%). Российская Lada (с долей рынка 6,1% против 5,6% год назад) поднялась с 7-го места на 6-е в рейтинге, потеснив Nissan, на фоне её доминирования в продажах на российском авторынке весь последний год. Позиции остальных автобрендов (Renault, Chevrolet и Skoda) в топ-10 рейтинга не изменились. Места с 11-го по 15-е в рейтинге самых закладываемых автомобилей стабильно занимают Mazda, Opel, Mercedes-Benz, Mitsubishi и BMW.

Интересные изменения произошли за пределами топ-15 рейтинга, который по сути отражает сложившуюся за долгие годы структуру российского автопарка. Стремительно увеличивается число закладываемых автомобилей и спецтехники китайских марок (рост этой категории составил на +33,2%, год к году) по мере их активного проникновения на российский авторынок. По итогам 9 месяцев 2023 года, доля закладываемых автомобилей из Китая достигла 3,3% (против 2,3% год назад) от общего количества автозаймов в России. Второй год подряд растёт доля российских автомобилей: если год назад она составляла 7,3%, то в 2023 году доля отечественных марок достигла 8,0%. Среди закладываемых машин в небольшом количестве появились иранская (IRAN KHODRO) и узбекская (RAVON) марки. Несмотря на то, что по общему количеству европейские, японские и американские автомобили лидируют в рейтинге, их доля снижается под напором новых азиатских брендов.

В целом, структура российского автопарка меняется, а вслед за ним и структура залогового портфеля. «На фоне того, что российские и китайские марки доминировали весь последний год в продажах новых автомобилей, растёт и их доля среди машин, передаваемых в залог, – говорит Анна Калугина, генеральный директор финтех-сервиса CarMoney. – Напомним, что впервые китайские автомобили появились в портфеле CarMoney в начале 2022 года. Доли прежних лидеров авторынка — автобрендов из Кореи, Японии и США – в залоговом портфеле компаний, предоставляющих автозаймы, снижаются после ухода большинства из них с российского рынка.  Вместе с тем, мы наблюдаем увеличение средней стоимости передаваемых в залог автомобилей. Сказался дефицит новых автомобилей на рынке. В отличие от новых автомобилей, цены на подержанные машины росли не быстрее средней инфляции по стране». В среднем по всей выборке залоговых автомобилей их стоимость выросла на 5% год к году. В меньшей степени подорожали традиционные иностранные автобренды. Залоговый парк подержанных российских и китайских машин вырос в цене сильнее – на 12,2% и 18,8%, соответственно.

Рейтинг залоговых автомобилей по маркам за 9 месяцев 2023 года

Марка автомобиля

Место по числу автозаймов, 9М2023

Доля в общем числе автозаймов за 9М2023, %

Место за 9М2022

Доля за 9М2022, %

Hyundai

1

9,8%

2

9,2%

KIA

2

8,1%

1

9,9%

FORD

3

6,5%

3

7,3%

VOLKSWAGEN

4

6,3%

4

6,9%

TOYOTA

5

6,1%

5

6,6%

LADA

6

6.1%

7

5,7%

NISSAN

7

5,5%

6

6,1%

RENAULT

8

5,2%

8

5,2%

CHEVROLET

9

5,0%

9

5,2%

SKODA

10

3,7%

10

3,6%

MAZDA

11

3,6%

13

3,1%

OPEL

13

3,5%

12

3,2%

MERCEDES-BENZ

12

3,3%

15

3,0%

MITSUBISHI

14

3,2%

11

3,3%

BMW

15

2,5%

14

3,1%

Рейтинг залоговых автомобилей по происхождению за 9 месяцев  2023 года

Регион (страна) происхождения

Доля в общем числе автозаймов, %

Доля за 9М2022, %

Средний возраст

Средний возраст, 9М2022

Средняя залоговая стоимость, тыс. руб.

Средняя залоговая стоимость за 9М2022, тыс. руб.

Европа

29,3%

29,2%

12 лет

11 лет

1 045

1 031

Япония

24,8%

25,0%

12 лет 9 мес.

12 лет 7 мес.

972

943

Южная Корея

18,6%

19,6%

10 лет 8 мес.

9 лет 4 мес.

923

844

США

15,8%

16,3%

13 лет 10 мес.

12 лет 4 мес.

581

533

Россия

8,0%

7,3%

6 лет 10 мес.

6 лет

796

710

Китай

3,4%

2,3%

9 лет 10 мес.

9 лет 

826

695

Беларусь

0,1%

0,24%

11 лет 2 мес.

11 лет 4 мес.

1 041

1 196

Узбекистан

0,1%

0,05%

5 лет 6 мес.

6 лет 9 мес.

740

493

Иран

0,03%

17 лет 9 мес.

131

0

ИТОГО

100%

100%

12 лет

10 лет 11 мес.

903,2

860,1

Источник: tavto.ru