Требуется ли регулировка развала при замене шаровой
Надо ли делать схождение после замены амортизаторов?
Дорога – опасное место. И от исправности машины зависит жизнь. Трафик сумасшедший, скорости у новых авто высокие, не говоря уже о тех участниках движения, которые считают всех врагами. Надежда только на крепость рук и прочность подвески.
Управляемость – еще один фактор, влияющий на безопасность. При нарушенной настройке колес руль ведет, а машину тянет в сторону, когда тормозишь. Вмешательство в подвеску ведет к нарушению настроек и поэтому надо ли делать схождение после замены амортизаторов – вопрос, от которого напрямую зависит надежность ТС.
Таким образом, причинами износа шаровой являются:
- Износ по естественным причинам. Раньше времени повреждаются детали, изготовленные не по всем правилам технологии. Стоят они значительно дешевле оригинальных запчастей, поэтому активно скупаются владельцами машин. Однако примерно через 70-100 тыс. км пробега эти шаровые изнашиваются. Если на элемент оказывают влияние дополнительные факторы (отсутствие ухода, частая езда по грязи, постоянные высокие скорости, резкие перепады температур), то ресурс снижается еще больше.
- Пыльник. Его называют также защитником, подразумевая основную функцию — не допускать попадания грязи, песка и влаги. Владельцу машины надо время от времени осматривать элемент, ведь если он порвется, то вызовет обязательное повреждение шарнира. Порванные пыльники следует срочно заменять, нанося на новый расходник специальную смазку.
- Повышенная нагрузка. Сильно нагружает шаровую опору агрессивная и быстрая езда. У нас в России таких дорог, где можно разгоняться до 150-200 км/ч, очень мало, поэтому ездить надо крайне аккуратно. Если колесо попадет в яму, то это вызовет поломку шаровой, так как она первой берет удар на себя. Также это происходит, когда водитель перевозит на автомобиле большой по весу груз или берет на буксир другую машину, которая по массе не соответствует допустимым нормам.
- Засыхание смазки. Внутри шаровой опоры всегда должна быть смазка. Она может исчезать по причине высыхания или испарения, что происходит из‐за повреждения пыльника. Нужно регулярно добавлять литол с помощью шприца или специального инструмента.
Чтобы избежать ранних поломок шаровой, не скупитесь на покупку оригинальной, качественной опоры. Китайские аналоги по низкой цене лучше вообще не рассматривать — служат они не более 20–30 тыс. км пробега авто.
Один из способов, как определить что шаровая вышла из строя, подразумевает осмотр пыльника.
Порванный пыльник шаровой опоры
Как часто нужно проводить балансировку колес
Опытные специалисты рекомендуют выполнять процедуру балансировки не менее чем 1 раз в год. Этот промежуток актуален при «лабораторных» условиях эксплуатации машины, когда имеется идеально ровный асфальт, плавный разгон и торможение. Также отсутствуют, какие-либо резкие нагрузки или повреждения шин.
В российских условиях, профилактику нужно делать минимум 2-3 раза в год. Постоянные нагрузки на колеса, обилие ухабов на дорогах приводят к тому, что можно вообще потерять грузик.
Как проверить шаровые опоры
Лучшим вариантом будет обратиться в автосервис, где безошибочно определят некорректно работающую шаровую опору, отремонтируют ее или заменят, если в том будет необходимость. Если же вы желаете сэкономить, проверка шаровой опоры может быть выполнена самостоятельно в условиях гаража или на открытой площадке. Работа выполняется в следующей последовательности:
Визуальный осмотр – позволяет определить целостность пыльника. Если он целый, можно сразу переходить к следующему пункту диагностики. При разрыве защитного чехла дальнейшую проверку можно не делать, так как в редких случаях ситуацию позволяет исправить замена смазки и пыльника.
Дальнейшая диагностика шаровой опоры проходит при поднятом автомобиле. Для этого используют домкрат, а под корпус опоры устанавливают жесткий упор. Далее домкрат убирается, а машина всем своим весом давит на зафиксированную на упоре шаровую опору. За счет этого на нее воздействует нагрузка, в то время как колесо находится в подвешенном состоянии.
Колесо необходимо покачать, взявшись за его верхнюю часть. В обычном положении люфт может и не проявить себя, поэтому необходим помощник, который будет выворачивать руль, чтобы выявить колебания качая колесо. Если они не обнаружены, значит с опорой все нормально. Если же имеется люфт, проверка шаровых опор переходит к следующему пункту. Это обусловлено тем, что он может быть вызван некорректной работой рычага подвески или выработкой ступичного подшипника.
Чтобы выяснить, что люфтит именно шаровая, необходимо между рычагом подвески и поворотной цапфой установить монтировку. Если при надавливании на нее шаровая не люфтит, значит она исправна. При наличии колебаний, а также щелчков, которые передает на монтировку шаровая опора, неисправности говорят сами за себя.
Когда нужно делать проверку развал — схождение
Официальные дилеры многих торговых марок автомобилей приукрашивают действительность и увеличивают интервал проведения проверки развала-схождения. Большинство специалистов рекомендуют делать эту процедуру раз в полгода, совместив с сезонной сменой резины. Впрочем, конкретные временные промежутки выбираются каждым автовладельцем самостоятельно.
Обычно развал-схождение корректируют при появлении значительного увода автомобиля в сторону от продольной оси при езде по ровному, прямому участку дороги; при частой эксплуатации на участках с плохим дорожным покрытием; при большом пробеге автомобиля за относительно короткий срок без проведенного за это время технического обслуживания; после ремонта подвески; после ситуации, когда автомобиль попал колесом в яму на большой скорости — чем мог повредить детали подвески или её настройки.
Когда нужно делать развал-схождение колес обязательно:
- при замене элементов подвески и её ремонте (шаровые опоры, рычаги, сайлетнблоки и т.д.), т.е. когда она так или иначе разбиралась;
- при ремонте и замене элементов рулевого управления (рулевые наконечники и тяги, рулевая рейка);
- если машину «ведёт» влево/вправо на ровных участках дороги;
- если положение руля поменялось относительно вертикальной оси;
- при неравномерном при износе резины;
- профилактически каждые 15 тысяч километров, в среднем;
- после замены КПП
Если при замене элементов подвески и рулевого управления — то тут все понятно. Новые детали могут немного отличаться по размерам от старых, не всегда точно выполнены, поэтому регулировка необходима. Также здесь стоит учитывать, что прошлые регулировки проводились уже на частично изношенных деталях, т.е. компенсировали их выработку.
Если машину “ведёт”, если положения руля поменялось само собой, автомобиль сменил свое поведение на дороге, то это значит что детали подвески или рулевого управления скорее всего пришли в негодность и необходимо посетить профессиональный автосервис для диагностики и замены неисправных деталей. При неравномерном износе резины с внутренней либо наружной стороны, колес одной оси относительно друг друга требуется обязательная проверка развала-схождения колес.
Вероятные причины
Без каких-либо предварительных проверок практически невозможно сказать, из-за чего именно руль на авто не возвращается в своё исходное положение после выполненного манёвра.
Чтобы ответить на этот вопрос, требуется провести диагностику. Она затрагивает не только сам рулевой узел, но также и подвеску транспортного средства.
Причина может крыться в возникших по ходу эксплуатации неисправностях. Но нельзя исключать и другой, достаточно распространённый сценарий. Ведь часто автомобилисты замечают такие изменения именно после проведённого ремонта. Неправильная сборка, использование неподходящих или просто низкокачественных запчастей ведут к соответствующим последствиям.
Если говорить о причинах, то чаще всего невозврат руля связан:
- развал-схождением;
- шаровыми опорами;
- рулевой рейкой;
- рулевыми тягами;
- колонкой;
- гидроусилителем.
Теперь каждую потенциальную проблему следует рассмотреть отдельно.
Развал-схождение
Логично и рационально будет начать именно с проверки на автомобиле сход-развала. Довольно часто оказывается, что невозврат в начальное положение рулевого колеса связан с этой причиной.
Обратите внимание на поведение своей машины. Повернув руль до крайнего положения, он может не возвращаться обратно. Высока вероятность того, что на авто при выполнении развал-схождения были допущены ошибки. Либо же после вмешательства в подвеску регулировку попросту не выполнили.
Если причина в развал-схождении, кроме невозврата руля, могут возникнуть проблемы с неравномерным износом покрышек.
Игнорируя такую проблему, износ может оказаться критичным. Помимо затрат на регулировку, придётся также покупать новый комплект покрышек.
Есть несколько методов, позволяющих подтвердить эту теорию о причинах невозврата рулевого колеса:
- Изучить состояние покрышек на предмет их износа. Если он неравномерный, тогда вывод очевиден. Причина в этом.
- Проверить, как ведёт себя руль, двигаясь по прямой. Если руль отклонён в сторону относительно центрального положения, регулировка колёс нарушена.
- Сделать замеры подручными средствами в гаражных условиях, используя верёвку с грузом и линейку.
- Обратиться в автосервис, где проверку выполнят на специальном стенде.
Объективно лучшим решением будет использование возможностей диагностического стенда. Услуга платная, зато результат 100%.
Проблемы со стороны рулевой рейки
Ещё одним потенциальным виновником того, что рулевое колесо не хочет принимать исходное положение после выполненного поворота, выступает рулевая рейка.
Здесь чаще всего возникают 2 проблемы.
- Коррозия, образующаяся на зубьях шестерни. Чтобы решить проблему, требуется выполнить зачистку и обработать участки защитными составами. Коррозия обычно возникает на авто с солидным пробегом. Основная причина кроется в минимальных нагрузках на крайние точки положения рейки. То есть руль редко до упора выкручивают в левую и правую сторону.
- Поломка рейки. Зубья могут сломаться, из-за чего появляются так называемые мёртвые зона. Оказываясь в них, руль не возвращается. При такой неисправности очень опасно продолжать эксплуатацию авто.
Замена рейки удовольствие не из дешёвых. Но при грамотной эксплуатации такая необходимость появится не скоро.
Шаровые опоры
Если вы заметили, что руль перестал возвращаться при поворотах в своё исходное положение, исключив предыдущие проблемы, стоит проверить шаровые опоры.
Далеко не самая редкая неисправность на автомобилях. Опоры могут износиться под влиянием естественных факторов. Это расходные материалы, которые требуется периодически менять.
Их диагностика выполняется так:
- машина ставится на яму эстакаду, чтобы получить доступ к днищу;
- под задние колёса ставятся башмаки (упоры), выжимается ручник, коробка переводится в нейтральное положение;
- поднимается одно колесо, затем второе;
- находясь в поднятом состоянии, колёса вручную раскачиваются вверх и вниз;
- при наличии признаков люфта, стука или треска, опоры под замену.
Ни в коем случае не выезжайте на трассы и не набирайте большую скорость, если есть проблемы с опорами.
Лучше добраться до автосервиса на минимальной скорости либо вовсе вызвать эвакуатор.
Не исключается, что руль мог перестать нормально себя вести после манёвров именно из-за неисправных рулевых тяг.
Основная причина их быстрого выхода из строя находится под колёсами. Это низкое качество дорог. Попадая в ямы или выбоины, тяги гнутся, деформируются.
Если тяга погнулась, поведение рулевого управления моментально изменится. Одним из симптомов деформации как раз выступает возврат руля после поворотов.
Колонка
Также стоит обратить внимание на такой компонент как рулевая колонка. Находясь в крайних положениях, руль может застрять. Это обусловлено тем, что в крестовине рулевого кардана появились неисправности.
- Для диагностики неполадок со стороны этого узла потребуется эстакада или яма, на которой размещается автомобиль.
- С помощью товарища проводятся необходимые мероприятия.
- Один человек сидит за рулём и вращает его.
- Другой параллельно наблюдает за тем, как ведёт себя карданное соединение.
- Если присутствуют признаки люфта, то невозврат руля может быть обусловлен именно неполадками этого компонента.
Здесь возможен ремонт либо же полная замена. Всё зависит от того, насколько серьёзной окажется неисправность.
Гидроусилитель
Последний в списке, но далеко не последствий по частоте возникновения неисправностей оказался гидравлический усилитель рулевого управления.
Практически каждый автомобиль оснащается усилителем. Пока безоговорочным лидером выступает гидравлический тип усилителя. Куда менее распространённым остаётся электроусилитель.
Если машина оснащена гидроусилителем и при этом руль не хочет занимать своё исходное положение после выполнения манёвра, необходимо проверить:
- Ремень привода. Чаще всего он изнашивается, стирается, частично или полностью рвётся. Решается проблема только путём замены. Восстанавливать старый ремень практически бессмысленно. Это может обернуться ещё более серьёзными последствиями. Поэтому покупайте новый аналогичный ремень и устанавливайте его в узел гидроусилителя.
- Насос. Гидравлический насос отвечает за перекачку рабочей жидкости. В некоторых случаях насос подлежит восстановлению. Потребуется более глубокая диагностика. Поменять насос довольно дорого.
- Гидравлическая жидкость. Необходимо проверить её текущий уровень и состояние. Вытекание жидкости связано с нарушением герметичности узла. Следует отыскать слабое место и выполнить соответствующий ремонт. Поскольку гидравлическая жидкость (специальное масло для гидроусилителя) является расходным материалом, с течением времени она теряет свои свойства и характеристики. В этом случае требуется просто слить старое масло и залить аналогичное новое. Процедуру можно выполнить своими руками.
Невозврат руля — явление достаточно распространённое. Не всегда оно является критичным и опасным. Но есть и такие ситуации, при возникновении которых лучше сразу отправиться в гараж или автосервис. Причём не своим ходом, а с помощью эвакуатора.
Рекомендации
- Замена рулевого наконечника или замена рулевых тяг и наконечников не является сложной процедурой, однако требует определенных навыков и инструментов. Также важно после замены отрегулировать развал-схождение. Если этого не сделать, шины будут изнашиваться, руль может стоять криво в нулевом положении и т.д.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как сделать развал-схождение своими руками. Из этой статьи вы узнаете, как делается развал в условиях обычного гаража, а также на что обратить внимание в рамках выполнения данной процедуры.