0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как разобрать или собрать заднее колесо скоростного велосипеда

Как разобрать или собрать заднее колесо скоростного велосипеда

Снятие колес с рамы входит в обязательную процедуру технического обслуживания велосипеда. Рано или поздно колесо даже самого продвинутого байка преподнесет сюрпризы в виде деформаций обода, повреждения спиц, лопнувшей камеры или вообще всей покрышки, а также износа системы звездочек для заднего колеса.

snyat-zadnee-kol.jpg

Опытные велосипедисты приветствуют самостоятельный ремонт колес, и не случайно: дешевле, да и навыков поднаберешься. Можно обратиться и в хорошую мастерскую, где проблему решат, возможно, быстрее, но и не безвозмездно. Более того, сервис вряд ли находится под окнами дома, так что велосипед придется тащить волоком, в чем мало приятного. Чтобы этого избежать, лучше немного повозиться самому, тем более ничего сложного в колесах велика нет. Сегодня поговорим о том, как снять заднее колесо с велосипеда, отремонтировать его и правильно собрать.

Про люфт колеса

Классически люфтом называют — зазор при плохом прижиме, соединении деталей; состояние, когда одна деталь свободно в небольших пределах движется в разные стороны без сцепления или контакта с другой деталью.

Люфт колеса велосипеда – это некоторое смещение его плоскости относительно оси вращения или втулки, приводящее к движению по восьмерке. По причине люфта во время езды ощущается так называемое биение колеса. Это явление возникает при смещении колеса вправо или влево по отношению к вертикальной оси движения.

Как образуется люфт

Люфт образуется в результате раскручивания контргаек и конусов на оси втулки. По идее, так не должно происходить само по себе, но часто втулки бывают неправильно отрегулированы изначально или же внутрь попадает песок, который разбивает шарики и дорожки на конусах, отчего появляется люфт. При этом, люфтящее колесо свободно крутится, и казалось бы, можно дальше ездить, но каждая неровность дороги разрушает гладкую поверхность конусов и чашек внутри втулки, отчего втулка может прийти в негодность.

Проверка шатания колеса

Как обнаружить люфт. Чтобы обнаружить люфт, достаточно просто покачать колесо из стороны в сторону, поперек оси вращения колеса. Вы почувствуете свободный ход руками если на колесе есть люфт. Если колесо стоит жестко, то вам нечего опасаться. Еще один способ снять колесо с велосипеда и попробовать покачать саму ось колеса, не эксцентрик, а именно ось. Заметите свободный ход — несите колесо в мастерскую.

Чем раньше обнаружите люфт, тем лучше. Возможно конуса остались целыми и хватить простой чистки, смазки и регулировки втулки. Если же вы катаетесь с люфтом давно, то будьте готовы на замену всей втулки, но это уже в крайнем случае.

Причины возникновения люфта колес велосипеда

Возможные причины можно объединить в 4 группы:

  • загрязнение механизма и, как следствие, его стирание;
  • длительный срок эксплуатации;
  • изначально неправильно отрегулированная система либо использование некачественных деталей;
  • интенсивная нагрузка либо агрессивный стиль езды.

Шатается переднее колесо

Обнаружив неисправность переднего колеса, необходимо незамедлительно узнать, в чём причина, и произвести ремонт. При разборе переднего колеса нужно поочерёдно выполнить следующие действия:

Устройство втулки колеса

  1. Снять колесо с велорамы.
  2. Подетально разобрать втулку, почистить её.
  3. Проверить наличие повреждений.
  4. В случае отсутствия неполадок заново заложить смазку, установить сепаратные подшипники.
  5. С одной из сторон оси закрутить радиальную гайку, вслед за чем накрутить контргайку.
  6. Вернуть ось назад.
  7. Совершить закрутку с другого конца, так, чтобы длина гаек по сторонам оси была равной.
  8. Зафиксировать подшипники контргайками с нормальным натяжением.
  9. Проследить за равномерным натяжением гаек (работать следует двумя рожковыми тонкими ключами).
  10. Установить колесо на прежнее место, закрутить его гайками для зажима.
  11. Проверить плавно ли вращается колесо, есть ли люфт.
  12. При обнаружении зазора устранить его, используя шайбу.

Внимание! Сильное зажатие не позволит колесу крутиться, слабое – приводит к люфту (шатанию).

Если люфтит заднее колесо

Если шатается заднее колесо велосипеда, необходимо снять его и совершить следующие шаги:

Читайте так же:
Пила партнер 350 регулировка карбюратора винты регулировки одинаковые

Регулировка втулки заднего колеса

  1. Отсоединить трещотку, чтобы получить доступ к контргайке и конусу.
  2. Разобрать втулку, протереть её, удалив грязь, а также прежнюю смазку.
  3. Оценить состояние подшипников, особенно дорожек качения, просмотреть радиусные гайки.
  4. Если обнаружена неисправность, заменить деталь на исправную.
  5. Вернуть детали втулки на свои места, заложить свежей смазкой.
  6. Закрутить контргайки, конусы.
  7. Совершить поджатие конуса, а также контргайки с той стороны, где установлена трещотка, а с другого конца – отрегулировать натяжение подшипников.
  8. Поставить трещотку на прежнее место.
  9. Проверить легкость вращения (оно должно быть плавным), зафиксировать.
  10. Установить колесо на раму.

В процессе использования велосипеда рекомендуется делать ежегодное техническое обслуживание. Во время ТО можно выявить люфт и своевременно его устранить.

Люфт колеса достаточно распространенная проблема, которая возникает в процессе эксплуатации велосипеда. Устранить данную неисправность можно вручную, не прибегая к помощи специалиста.

В случае эксплуатации велосипеда с данной неисправностью длительное время колесо может полностью выйти из строя. Деформируется ось, конусы и дорожки качения внутри втулки. Это приведет к полной замене обода с неисправной втулкой.

Промышленные подшипники.

Проподшипник

Промподшипник — это конструктивно отдельный элемент, состоящий из:

  • картриджа;
  • сепаратора;
  • шариков, как тела качения;
  • пыльников (резиновых или металлических);
  • смазки.

Минусы промышленных подшипников

  • Более высокая цена по сравнению с насыпными.
  • Замена подшипников требует специального инструмента либо обращения в вело мастерскую, да и сам процесс выпрессовки и запрессовки подшипника довольно сложный и трудоемкий.

Плюсы промподшипников

  • Не требуют никаких регулировок. В них можно поменять смазку, но при условии, что они высокого качества. В остальных случаях проще поменять сам подшипник.
  • Хорошая защита от воды и грязи. Пыльники надежно защищают его от попадания песка, грязи и воды. Но при этом всё-равно желательно не погружать колеса в воду, особенно морскую, и при мытье велосипеда на автомойке не направлять струю на втулки колеса.
  • Длительный срок службы. Свободно может проехать 20-30 тыс. км.
  • Применим для любых стилей и видов катания.
  • Использования промов никогда не сопровождается температурным заклиниванием. Даже при очень длительных поездках.

Проанализировав все характеристики, взвесив все «за» и «против», можно прийти к выводу, что несмотря на более дорогую стоимость промышленных подшипников, их установка и использование в результате более оправданы.

Однако, не все так однозначно.

Не смотря на кажущееся явное превосходство пром подшипников, японская фирма Shimano почему то на своих втулках ставит, в основном, насыпные подшипники. И явно их инженеры это делают не спроста. Хотя уже и у них появились втулки на промах.

Всё дело в качестве изготовления и используемых материалах!

Насыпной и пром подшипники могут быть разного качества. Использование дорогих и качественных материалов и передовых технологий, позволяет добиться во втулках даже не самого высокого уровня, например Shimano Deore, очень приличного наката. Для любителей простых покатушек втулки, классом выше, чем Deore, – это просто не нужное облегчение веса и понты. Ведь, вес уменьшается не намного, по сравнению с весом велосипеда, зато стоиость резко растет. А вот для профессиональных соревнований каждый грамм на счету!

Ступица — что здесь может люфтить и стучать?

Ступичный узел чаще всего становится причиной неприятных звуков в задней части подвески автомобиля. Проверить это несложно. Установите автомобиль на ровной площадке, возьмитесь двумя руками за колесо, с усилием покачайте автомобиль в разные стороны. Если вы чувствуете, что в руки отдает небольшой стук, проблемы чаще всего связаны именно со ступицей и ее деталями. Также поднимите заднюю часть авто на домкрат, чтобы вывесить заднее колесо. Покачайте колесо и проверьте наличие люфта. Так можно в гаражных условиях проверить состояние подшипника.

Читайте так же:
Регулировка педали сцепления на авенсисе

Поломки в этой ситуации бывают разные:

  • износ посадочного места подшипников в ступице — это важнейший момент, на который нужно обратить внимание в процессе диагностики автомобиля, чтобы не жертвовать качеством поездки;
  • сами подшипники износились, можно их поджать с помощью регулировочной гайки, но делать это нужно осторожно, чтобы не переусердствовать с поджиманием и не перетянуть подшипник;
  • колесо не прикручено — очень часто на СТО приезжают испуганные владельцы с жалобами на рассыпавшуюся заднюю подвеску, но после проверки оказывается, что откручено одно из колес;
  • проблемы с задним тормозным барабаном — эта система торможения уже изжила себя, но на бюджетных авто все еще встречается, комплекс ненадежный и часто приносит владельцам проблемы;
  • на дисковом тормозе проблема с суппортом — это также может давать неприятные стуки и приносить крайне сложные моменты с эксплуатацией автомобиля, включая отказ системы торможения.

Нужно внимательно проверить каждую деталь в задней части автомобиля, которая может давать неприятные проявления. Если проверка будет некачественной или невнимательной, уже через несколько месяцев вы сможете почувствовать сильное ухудшение качества передвижения на автомобиле. Будьте внимательны при диагностике таких проблем. Со стуков в задней подвеске часто начинаются серьезные неполадки, которые принесут не слишком комфортное передвижение на автомобиле и ряд дорогостоящих поломок. Ремонтировать машину после комплексных неполадок будет очень дорого.

— 9 x 100 мм — применяется на большинстве современных велосипедов. Устаревший вариант с креплением гайками или наиболее популярный с эксцентриковым зажимом;

— 15 x 110 мм — полая вставная с эксцентриковым зажимом, применяется для кросс — кантри велосипедов или трейла;

— 20 x 110 мм — полая вставная, устанавливается на велосипеды для экстремального велоспорта. Вариант с эксцентриковым зажимом быстро снимается и устанавливается. Для больших нагрузок в экстремальных дисциплинах используют вариант с креплением болтами;

— 10 х 135 мм — большой размер для фэт-байков.

Большой диаметр оси втулки предусматривает высокую жесткость и прочность соединения колеса с вилкой, хотя при этом увеличивается вес всей втулки. Колесо со вставной осью ставится и снимается дольше обычного. Отдельные втулки под полую ось могут быть совместимы с обычными вилками с использованием переходника.

Стандарты осей задних втулок

— 10 х 130 мм — шоссейные велосипеды;
— 10 х 135 мм — подавляющее большинство современных велосипедов;
— 10 х 120 мм — велосипеды для гонок на треке;
— 12 х 150 мм — даунхилл и велосипеды для различных экстремальных видов спорта;
— 10 х 170 мм — для фэт — байков.

Как правило задние втулки имеют асимметрию, так как с правой стороны расположена кассета или задняя звезда. Из-за этого правый фланец задней втулки расположен ближе к середине втулки, поэтому спицы с правой стороны на 1-2 мм короче спиц с левой стороны.

Стандарты осей втулок велосипеда.

Также читать на эту тему:

Колесо велосипеда. Колесо велосипеда принимает на себя нагрузки, возникающие в процессе эксплуатации этого транспортного средства. Назначение колеса удерживать вес велосипедиста и всей конструкции велосипеда и справляться с ударными нагрузками, которые возникают от…

Обода велосипеда. На разных видах велосипедов устанавливаются обода с различной конструкцией, но подавляющее большинство составляют обода так называемого коробчатого сечения. Они предназначены для шин с бортом по краям. В самом ободе…

Размер колеса велосипеда. Полный размер велосипедного колеса – это диаметр обода, плюс толщина велосипедной шины. Единицей измерения диаметра колеса велосипеда является английский дюйм. Сейчас существует шесть самых распространенных размеров колёс велосипеда…

Читайте так же:
Регулировка зажигания бензопил патриот

Двухсторонняя втулка. Двухсторонняя втулка (Flip-Flop) – втулка, которая предназначена для быстрой смены типа привода и соотношения передачи перестановкой колеса велосипеда на 180° по его оси. Она имеет резьбу с обеих сторон и позволяет установить…

Кассета велосипеда. Для горных велосипедов изготавливаются кассеты с набором звёзд от 11-28Т до 11-36Т на 8 – 10 звёзд. Для шоссейных от 11(12)-22Т до 11(12)-27Т на 8 – 11 звёзд. Горные кассеты Campagnolo совместимы с шоссейными при равном количестве звёзд…

Как разобрать втулку

Иногда необходимо проводить техническое обслуживание. Обычно у новичков возникают затруднения при сборке и разборке из-за отсутствия соответствующего опыта. Но на деле справиться с этой задачей не так сложно при наличии знаний, инструкций и инструментов.

Задняя втулка велосипеда разбор

Будьте предельно внимательны при выполнении обслуживания. Лучше раскладывать все детали на обрезке светлой ткани, чтобы случайно не потерять важный компонент.

Разборку всегда начинают с левой стороны. Естественно, этот процесс напрямую зависит от типа используемой детали в вашем велике. Мы же разберем процедуру на примере насыпных втулок, которые применяются в большинстве байков:

  • Первоначально нужно раскрутить гайки и демонтировать колесо.
  • Теперь необходимо снять звезды, чтобы получить полный доступ к втулке. Для колес с кассетами потребуется хлыст и съемник для проведения демонтажа. Если в вашем байке применяются дисковые тормоза, то нужно снять диск.
  • При использовании втулки с трещоткой, для демонтажа колеса потребуется съемник и ключ, который способен оказывать значительное давление. Необходимо приложить максимум усилий для откручивания, так как трещотка постоянно закручивается при езде на велике.
  • Далее вам необходимы два ключика. Конусный ключ используется для удержания конуса, второй позволяет расконтрить левую гайку, чтобы открутить ее в дальнейшем.
  • Теперь выньте из втулки заднюю ось, чтобы получить доступ к внутренним элементам.
  • Для защиты шарикоподшипников от грязи часто используются пыльники из металла. Их необходимо демонтировать, извлечь шарики. Эти детали лучше положить в небольшую баночку, чтобы случайно не потерять подшипники.

Разбор задней оси велосипеда

При разборке втулок с промышленными подшипниками, проблемы возникают при извлечении кассеты. Они хорошо запрессованы, поэтому вытащить их можно специализированным инструментом. При его отсутствии, можно попробовать бить молотком по оси, чтобы в дальнейшем вынуть кассету. Но наносить удары нужно осторожно, так как велика вероятность случайно повредить фланец.

Для разборки барабана потребуется особый съемник. Без этого инструмента не обойтись при демонтаже данного элемента. Но необходимость разборки барабана появляется очень редко, лучше посетить сервис и доверить процедуру профессионалам.

В обслуживание входит:

  • Удаление остатков смазки.
  • Тщательная очистка всех деталей.
  • Нанесение новой смазки.

После проведения обслуживания, сборка осуществляется в обратном порядке. Если все детали в наличии, компоненты не были утеряны, то эта процедура не вызовет затруднений у велолюбителя.

Перед тем как сделать свой выбор — необходимо уточнить несколько параметров, которые не зависят от того будет ли это передняя или задняя втулка.

• Назначение велосипеда.

В зависимости от того, шоссейный велосипед это, или кросс-кантри, любой производитель будет предлагать вашему вниманию много вариантов.
Разница будет заключаться в основной конструкции и задачах, с которыми должна справляться втулка.

Втулки для МТБ или гравийных велосипедов должны быть более прочными, выдерживать удары и постоянную вибрацию, в то время, как втулки для шоссейных велосипедов должны иметь минимальное сопротивление качению.

Еще одним вариантов втулок является втулки для обычных городских велосипедов. Они могут быть планетарные — с внутренний системой скоростей, или односкоростными. ну и конечно же с педальным тормозом, или без.
У производителя Shimano ддля шоссейных велосипедов в бюджетном сегменте отличным вариантом будет серия 105. Соотношение цены и качества при великолепном накате. В то время, как для велосипедов кросс-кантри этот же производитель серию Deore — втулки этой серии довольно долго прослужат, а их обслуживание будет не таким уж и затратным, ведь все необходимые запчасти Вы можете выбрать в нашем разделе «Втулки и компоненты

Читайте так же:
Как регулировать зажигание на матизе

• Количество спиц.

Этот параметр очень важен для нас, особенно если мы уже имеем обод. Также в последнее время все чаще на рынке велозапчастей стали появляться втулки под прямые спицы — под такие втулки необходимо будет подобрать специальные спицы.

Очень важно правильно рассчитать и длину спиц.
Рассчитываем в соответствии с вашими размеров обода и втулки. Для расчета лучше всего использовать калькулятор спиц, например этот: Sapim Calculator

• Тип крепления и диаметр оси.

Сравните со старой втулкой или уточните в параметрах вашей рамы и вилки. Правильно подобранный диаметр оси очень важен. Различные рамы и вилки имеют разные крепления — это могут быть болты, гайки, быстрое крепление с помощью эксцентрика или ось. Детские, подростковые, городские или горные велосипеды начального уровня, как правило, имеют крепления эксцентрик или гайки. В велосипедах высшего уровня, как правило, используется крепления под эксцентрик или ось. Такой тип креплений значительно надежнее и увеличивает жосткисть конструкции.
Планетарные втулки и под одну скорость, как правило, имеют диаметр оси 10 мм. Еще одним важным фактором платератних втулок необходимость специальных компонентов установки под разный типов дропаутов велосипеда.

• Тип тормоза.

Учитывайте также и этот параметр. В то время, как для ободных тормозов втулка не требует дополнительных креплений. втулки под дисковые тормоза должны иметь специальное крепление. Ну и не забываем, еще в дорожных велосипедах часто используют задние втулки с ножным тормозом.
Также следует учесть тот факт, что крепления ротора имеет два типа:
Втулки с креплением ротора под 6 болтов
Втулки с креплением ротора под Center Lock

• Тип подшипника.

В зависимости от типа подшипников, втулки будут обладать различными свойствами. Втулки на промышленных подшипниках — более прочные, более долговечны и не требуют частого обслуживания, однако цена таких втулок значительно выше. Втулки на шарах качения больше подходят для шоссейных велосипедов. Такие втулки лучше переносят боковые нагрузки и имеют меньшее сопротивление качению.

Относительно защищенности от влаги и грязи — всегда считалось, что втулки на промышленных подшипниках более защищены. Однако компания Shimano разработала свою систему защиты от грязи и влаги, в результате чего, это позволило им производить все втулки на шарах, значительно уменшить их сопротивление качению, однако это не влияет на их долговечность. Мы получили надежные втулки с отличными показателями.
С минусов можно отметили лишь необходимость периодического сервиса — хотя и недостатком это назвать нельзя, ведь любой механизм нужно обслуживать для отличной работы.

• Ширина втулки — также важный параметр.

Будет очень обидно, если после долгих мук выбора втулка просто не поместиться в перья рамы или вилки. Поэтому рекомендуем Вам перед выбором втулки ознакомится с документацией производителя велосипеда, или сделать контрольные замеры старой втулки. Передние втулки обычно имеют ширину 100, 108 или 110мм.
Задние втулки имеют несколько больше вариантов ширины, обычно это 135, 142, 148 и буст втулки 150мм шириной.
Дело не столько даже в маркетинге а в технологиях, которые развиваются. На более старых велосипедах встречаются втулки 135 мм, в то время как на современных используют ширину 142 или 148мм. А на велосипедах типа даунхилл или эндуро часто можно встретить втулки с буст до 150 мм — это улучшает жосткисть колеса, что безусловно, является важным критерием для таких байков.
Планетарные втулки и втулки на одну скорость имеют свои размеры, обычно это 185мм.

Читайте так же:
Как отрегулировать фару на ямахе ybr 125

Выбор задних втулок

Выбирая заднюю втулку, учитывайте несколько важных параметров:

• Крепление задних звезд.

Обратите внимание как крепятся задние звезды. Если на Вашем велосипеде позади установлено 6-7 звезд, как правило, они крепятся на резьбу, а значит, нам следует выбирать втулки с нарезным креплением. Как правило встречается на велосипедах начального уровня, но бывают и исключения.
Если у Вас 8-11 звезд — такие звезды крепятся на шлицевой барабан — на втулках Shimano это стандарт HG — он является более надежным и современным
Также учитываем количество звезд. Не все втулки с шлицевым барабаном рассчитаны на кассету под 10 или 11 звезд. Некоторые втулки имеют барабаны под 9 или 10 звезд, соответственно для установки кассеты на 11 — нужна другая втулка.

Втулки и кассеты Shimano на 12 звезд

Втулки под кассеты на 12-ти звезд имеют свое отличие. Такие втулки имеют специальный барабан Micro Spline, что имеет специальный профиль зубцов. Особливисттю такого барабана являются:

  • Особо разработана технология зацепа барабана
  • Уменьшен диаметр барабана, что позволило уменьшить и минимальную звезду кассеты с 11 до 10Т
  • Уменьшение свободного хода к сцепке
  • Уменьшение шума при свободном вращении барабана
  • Улучшенный профиль шлицев барабана, что увеличивает сцепление, и продлевает срок работы барабана, по сравнению с барабанами HG

Первой серией, начала использовать такие барабаты стала серия XTR.
На данный момен уже несколько серий имеют в своем арсенале 12-ти скоростные трансмиссии, а именно:
XTR M9100
DEORE XT M8100
SLX M7100
DEORE M6100
а значит и соответствующие втулки с барабанами с технологией Mirco Spline

Также бренд Shimano имеет в своем каталоге, еще несколько втулок с барабаном Mirco Spline — серии MT400 и MT500
Здесь важно сказать, что сделаны они были, для возможности установить 12 скоростные трансмиссии на бюджетные велосипеды с креплением под эксцентрик с шириной хадних дропаутов 135 и 141 мм.
И хотя сам барабан имеет шлицы под 12-ти скоростные кассеты, внутренняя конструкция прививки используется стандарта HG- что не делает их менее надежными, однако более доступными в цене.

Определив все эти параметры, Вы смело можете приступать к выбору новой детали на Ваш любимый велосипед.

Конечно, есть несколько параметров о которых мы промолчали, но которые можно учитывать при выборе втулок: ширина между фланцами и их высота, диаметра круга отверстий спиц и так далее. Эти параметры будут важны, если вы подбираете втулку уже под существующее колесо и у Вас уже есть спицы определенного размера. Мы же в BIKE MARKET KIEV рекомендуем всегда при замене любого компонента колеса заменять спицы на новые. Дело в том, что металл имеет свойство уставать, особенно после длительного использования, а добавьте к этому еще физические усилия при разборе и сборе колеса и вы получите довольно шаткий компонент, который может существенно ухудшить впечатление от колеса, даже с новой втулкой. Установка новых спиц позволит Вам получить большую жесткость колеса, а значит — получить больше впечатлений от новых запчастей.
Для подбора используйте калькулятор спиц. Измерьте необходимые параметры, указанные в калькуляторе, введите данные и получите ответ. Конечно, купить спицы на новое колесо можно в нашем магазине..

Надеемся, эта статья была полезна для Вас.

Катайтесь — не ломайтесь!

Перейти в каталог втулок
Передние втулки здесь
Задние втулки здесь

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector