6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить помпу двигателя автомобиля без снятия

Как проверить помпу двигателя автомобиля без снятия

Водяной насос системы охлаждения автомобильного двигателя, чаще называемый просто помпой, выполняет важнейшую роль в поддержании теплового режима, обеспечивая активную циркуляцию рабочей жидкости. При его отказе мотор под нагрузкой вскипает практически мгновенно и разрушается. Поэтому важно обеспечить максимальную надёжность, вовремя замечая малейшие признаки начавшихся проблем.

Что такое помпа в легковом автомобиле

Проводить отбор тепловой энергии от двигателя внутреннего сгорания инженеры умеют несколькими способами:

  • воздушный;
  • жидкостной;
  • комбинированный.

Системы, разработанные на основе воздушного охлаждения, принято называть отрытыми. В них задействованы направленные потоки воздуха, обходящие корпус ДВС снаружи. Подобная конструкция все реже встречается в современных автомобилях, но востребована в мелкой мототехнике.

Представителями закрытых систем являются жидкостные аналоги. Отбор тепла осуществляется за счет циркуляции антифриза по каналам охватывающей рубашки блока цилиндров. Комбинированная схема предполагает внедрение одновременно воздушного и жидкостного охлаждения для автомобиля.

В последних двух типах конструкций обязательным атрибутом является помпа, именно так обычно правильно называется водяной насос, как неотъемлемая часть принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в автомобиле.

Важно! Системы с жидкостным охлаждением являются гораздо более тихими, чем аналоги, использующие для отвода тепла воздух.

Автоматика регулирует функционирование поверхностного и погружного электрического насоса. При его включении происходит отключение цепи питания в приборах, которые реагируют на любые изменения в подаче жидкости. Размыкание осуществляется при помощи контактов или усиленных радиодеталей для этой воды под большим напором.

Автоматика для скважины

Насосная станция в скважине.

Управление насосом по давлению

Реле для погружного насоса монтируют на водоподающую магистраль. Она крепится на штуцер, который располагается на гидравлическом аккумуляторе. Реле — это главный управляющий элемент. Его устанавливают во все системы подачи воды.

Оно помогает остановить поступление электричества, если повышается показатель давления в системе до верхней отметки. Мембрана смещается, потому что на нее давит жидкость. Механизм размыкает внутренние контакты. В корпусе предусмотрены регулировочные винты, которые можно настроить, выставить предельное значение давления внутри системы.

Реле давления с защитой от работы на сухую

Автоматика скважины

Принцип подключения реле давления с защитой от работы на сухую.

Помпа защищается от поломок при помощи реле, который отвечает за работу холостого хода. Этот автоматический элемент устанавливается рядом с другими узлами. Электрический прибор разрывает цепь подачи энергии в момент снижения напора внутри системы до максимального значения.

Задать границы срабатывания автоматики можно при помощи регулировочных винтов. Они находятся под крышкой. Для подключения проводов используют разъемы.

Разновидности поплавковых механизмов

Поплавковые механизмы применяются в качестве отдельных деталей или встроенных в систему водоснабжения. Они замыкают или размыкают контакты во время изменения положения поплавковой головки.

Читайте так же:
Регулировка сцепления редуктора пускача

Внутри есть шар, который давит на рычаг и контакты. Когда жидкость поступает в емкость, то отключается подача электричества, если достигнута верхняя граница. Поплавок не защищает насос, а предотвращает затопление дома.

Контролирование работы по уровню воды

Поплавковый выключатель

Поплавок выключатель для насоса.

Когда в скважине снижается уровень воды, то помпа выходит из строя. Водяное охлаждение обмотки в двигателе отсутствует, если не предусмотрены датчики. Производители изготавливают погружные насосы, которые отключаются при отсутствии воды в скважине.

Электрические насосы с поплавковыми выключателями применяют исключительно в колодцах. В скважинном канале нет свободного места. Поплавок — это просто устройство, которое включает в себя металлический шар и рычаг.

Он замыкает контакты при отсутствии воды в системе прерывает поступление напряжения на обмотку электрического двигателя.

Пресс контроль

Это устройство управляет насосом. На его работу влияет уровень жидкости в трубопроводе. Пресс-контроль — намагниченный лепесток, который находится в воде. Когда жидкая среда проходит свободно, он располагается в приподнятом состоянии. При понижении уровня воды шторка опускается и происходит размыкание контактов геркона.

Как проверить насос системы охлаждения?

Проверяя помпу без снятия с двигателя, мы можем лишь косвенно оценить ее производительность. При снижении объема прокачиваемой охлаждающей жидкости начинает плохо греть печка. Но перед снятием водяной помпы для осмотра крыльчатки рекомендуем проверить термостат, а также убедиться, что в системе охлаждения отсутствует воздушная пробка.

После снятия обращайте внимание не только на целостность лопастей и место посадки крыльчатку на приводной вал, но и на форму лопастей. К примеру, на ВАЗ 2121 за долгие годы выпуска устанавливались крыльчатки, отличающиеся диаметром насосного колеса, количеством и профилем лопастей. Установка на более теплонагруженную модификацию двигателя менее производительного насоса приведет к более частому включению вентилятора системы охлаждения и повышенному риску перегрева.

Обязательно осмотрите блок двигателя в месте прилегания корпуса и саму помпу. Запотевания, незначительный потек ОЖ из дренажного отверстия еще не значит, что помпу следует менять. При обнаружении значительной утечки постарайтесь точно определить место негерметичности. Если течь только в месте прилегания корпуса к блоку двигателя, вероятнее всего, устранить неисправность можно без замены помпы. Достаточно будет нанести герметик и установить новую прокладку.

Риск обрыва ремня ГРМ

Опасность несоосного расположения зубчатого шкива водяного насоса в том, что нет явных признаков неисправности. В первую очередь необходимо обращать внимание на ремень ГРМ. Если его уводит в какую-либо из сторон, наблюдается неравномерная выработка, необходимо проверить помпу и ролики. Причиной перекоса может быть заводской брак, износ подшипника либо неравномерное прилегание корпуса к блоку двигателя (грязные, ржавые привалочные плоскости). Иногда неисправность начинает проявлять себя после ДТП, когда элементы кузова либо навесного оборудования бьют по шкиву помпы.

Читайте так же:
Регулировка жатки комбайна вектор 410

В случае обнаружения перекоса дефектную помпу необходимо как можно быстрее заменить. Также не стоит медлить с устранением шума, свиста со стороны водяного насоса. При критическом износе подшипник может разрушиться, заблокировав тем самым зубчатый шкив. Заклинивание помпы гарантированно приведет к обрыву ремня ГРМ. Если на вашем автомобиле при обрыве поршни встречаются с клапанами, то устранение последствий неисправности выльется в довольно крупную сумму.

Проверка подшипника

Проще всего проверить помпу, шкив которой находится в доступном месте и вращается приводным ремнем. Достаточно взяться рукой за шкив и пошатать его в разные стороны (видео проверки). В случае неисправности вы почувствуете большой люфт. Чтобы определить, что шум, свист при работе двигателя исходит именно от насоса системы охлаждения, снимите приводной ремень и раскрутите шкив от руки. Изношенный подшипник с вымытой смазкой будет вращаться с ощутимым шумом, перекатами.

Проверить помпу, шкив который вращается ремнем ГРМ, несколько сложнее. Преодолевая усилие натяжения ремня, вы можете попытаться пошатать в разные стороны зубчатую шестерню. Но для полноценной проверки и оценки плавности вращения ремень ГРМ все-таки придется ослаблять.

Основная причина поломок

В случае негерметичности сальника или резиновой манжеты охлаждающая жидкость вымывает смазку из подшипников. Проблема многократно усугубится, если вместо качественного антифриза использовать дешевый тосол или воду. Отсутствие противокоррозионных присадок и минимальной смазывающей способности очень быстро «убьет» подшипник помпы.

Но гораздо важнее использование качественно антифриза для долгого срока службы сальника. В месте контакта с приводным валом резиновые уплотнители должны смазываться, чего не происходит при использовании агрессивного тосола, воды.

Ревизия накопительного бака

Начиная работы по регулировке оборудования, отключают систему от сети, закрывают напорный вентиль со стороны забора воды. Откручивают кран и сливают воду, а остатки спускают через напорный рукав, отсоединив его от мембранного бака. Сначала проверяют воздушное давление в емкости гидроаккумулятора.

Роль гидроаккумулятора в работе системы

Мембранный бак насосной станции является, по сути, металлической емкостью с расположенной внутри резиновой грушей, которая предназначена для сбора воды.

В свободное пространство между резиновой грушей и стенками бака накачивается воздух. В некоторых моделях гидроаккумуляторов бак разделен пополам мембраной, которая размежевывает емкость на два отделения — для воды и воздуха.

Устройство гидроаккумулятора для станции водоснабжения

Чем больше воды поступает в устройство, тем больше она сжимает воздух, увеличивая его давление, которое стремится вытолкнуть воду из емкости. Это позволяет поддерживать стабильный напор воды даже во время бездействия насоса.

Читайте так же:
Регулировка форсунок мтз 80 без стенда

Гидроаккумулятор требует регулярного обслуживания, удаления из груши воздуха, который попадает в нее вместе с водой в виде маленьких пузырьков и постепенно накапливается там, уменьшая полезный объем.

Для этого сверху на больших баках предусмотрен специальный клапан. С маленькими емкостями приходится ухищряться, чтобы удалить воздух: обесточивать систему и несколько раз сливать и наполнять бак.

Бак гидроаккумулятора

Контроль давления воздуха

Хоть производитель и проводит регулировку всех элементов насосной станции еще на этапе производства, перепроверять давление нужно даже в новом оборудовании, так как на момент продажи оно может несколько снизиться. Устройство, которое эксплуатируется, осматривают до двух раз за год.

Для измерений используют как можно более точный манометр, ведь даже небольшая погрешность в 0,5 бар может повлиять на работу оборудования. Если есть возможность воспользоваться автомобильным манометром, со шкалой, с наименьшей градуировкой — это обеспечит более достоверные результаты.

Показатель давления воздуха в мембранном баке должен соответствовать 0,9-кратному давлению включения насосной станции (выставляется с помощью реле). Для баков с различным объемом показатель может составлять от одного до двух бар. Регулировку осуществляют через ниппель, накачивая или стравливая лишний воздух.

Для нормальной работы станцию оснащают обязательными контрольно-регулирующими приборами:

Восстановление работоспособности вакуумного водокольцевого насоса

Ремонт насосов типа ВВН требуется крайне редко. Комплектующие и детали устройства не соприкасаются друг с другом, а рабочая жидкость их смазывает, что повышает ресурс насоса и продлевает срок его эксплуатации. Однако неисправности возникают и у ВВН. Начните с оценки характера поломки. Зачастую нормальное функционирование насоса нарушено недостаточным образованием вакуума. Подобный дефект появляется, когда лишний воздушный поток попадает вовнутрь конструкции вакуумного водокольцевого электронасоса через расшатанные уплотнители, изношенные сальники.

Ремонт водокольцевого вакуумного насоса.

На протяжении эксплуатации убеждайтесь, что сальники и уплотнительное кольцо находятся в нормальном состоянии, поскольку их выход из строя вызывает серьезные проблемы и угрозу поломки всего механизма. Необходимо подтянуть все гайки и винты, заменить старые уплотнители.

Обнаруженная неустойчивость в работе насоса указывает на недостаток воды. Выключите агрегат и добавьте внутрь больше жидкости. Загрязненность внутренностей устройства является причиной понижения производительности, восстанавливают которую благодаря продувке насоса в сухом виде сжатым воздухом. Если действия не привели к ожидаемому результату, придется проводить полную разборку и чистку каждого составляющего элемента.

При неправильном вращении колеса проверьте работу электродвигателя, центровку вала. Если движок сгорел, о чем говорит выделение горелого запаха, его нужно заменить. При отсутствии проблем с движком, просто выровняйте положение рабочего колеса, смажьте или замените подшипники.

Читайте так же:
Как регулируют коробку на 2115

Способы повышения мощности водяного насоса

Главная проблема поверхностных насосов в том, что они не обеспечивают подачу воды с глубины свыше 7 метров. На деле же большинство из них исправно качает воду лишь с 5-метровых скважин. Хотя, чисто теоретически, при обычном атмосферном давлении, эти насосы способны засосать воду с глубины 9 метров.

Погружные насосы в отличие от поверхностных всасывают воду с глубины до 40 метров, но не способны создать достаточный напор для водоснабжения дома.

Не обостряя внимания на точности приведенных цифр, хочу привести несколько способов решения проблемы слабого всаса насосом. Тем более что все эти способы уже давно известны и их должны знать все. А дальше на своё усмотрение каждый сможет воспользоваться одним из приведенных советов или отыскать свою идею.

Здесь предложено несколько способов повышения мощности водяного насоса . Скомбинировав несколько в одну систему, можно улучшить водоснабжение своего дома, огорода или бани. Подключив поверхностный насос к погружному вибрационному, можно собрать свою надежную водную станцию. Творите маэстро!

Двигаемся навстречу воде

Порой не хватает какого-то метра для нормальной работы насоса. И, наверное, многим приходила в голову идея опустить водокачающий агрегат пониже. Можно закрепить площадку на стенке внутри колодца или построить плот, плавающий по поверхности воды. Вокруг скважины можно выкопать яму и обустроить в ней кессон. Заодно отпадет проблема звукоизоляции насоса. А чтобы зимой холодный воздух не проникал в кессон, просто необходима утепленная крыша на нём.

Глубже трёх, четырёх метров яму рыть не стоит — наверняка будут трудности с обслуживанием насоса. Можно яму вовсе не копать, если имеется подвал в доме. Желательно, чтоб от подземного помещения до источника было недалеко. Хотя самое главное — это приблизиться к зеркалу воды хоть бы на два метра. А если расстояние до насоса велико, то можно уменьшить сопротивление потоку на горизонтальном участке — увеличив диаметр трубопровода и использовав более гладкие пластиковые или металлопластиковые трубы.

Двигаемся навстречу воде

Для прокладки горизонтального трубопровода вовсе не обязательно рыть котлован вровень с глубиной подвала, достаточно лишь углубиться ниже границы промерзания грунта — 1,4 метра для Подмосковья. В получившеюся петлю, находящуюся выше насосного агрегата, воду закинет атмосферное давление.

Рециркуляция

Этот способ действительно работает и гарантированно помогает затянуть воду с недостающих 3–5 метров. Уже давно проверено, что любой насос вполне может помочь себе сам.

Рециркуляция

По сути: при рециркуляции часть воды с напорной линии возвращается на всасывающую трубу для восполнения недостающего давления в ней. Но чтобы эта компенсация была наиболее эффективна, подключать обратку нужно не через обычный тройник, а с помощью специального сужающего устройства — эжектора. Каждый, кто видел насадку пылесоса для побелки стен и потолка знает, о чём идёт речь. За счет сужения обратный поток с большим напором втягивает и тянет за собой жидкость из ёмкости. Вполне реально самому собрать эжектор из штуцера с наименьшим выходным отверстием и тройника.

Читайте так же:
Регулировка сцепления на корандо

Для работы рециркуляции всегда нужно пожертвовать напором. Именно поэтому рекомендуется поставить на обратную линию кран, чтобы можно было регулировать величину обратного потока. Не всегда требуется максимальная мощность от рециркуляции, а вот дополнительное давление в напоре никогда не помешает.

Лучше всего эжектор работает в воде, поэтому его рекомендуется погружать в колодец или скважину, но если от насоса до источника метров за 50 тогда прокладывать вторую трубу и дорого и даже не обязательно. Вполне можно поместить эжектор на полпути до источника воды.

Высокое давление в скважине

Самый необычный способ увеличения мощности насоса — накачать герметизированную скважину один раз обычным компрессором. Конечно же, этот эксперимент вряд ли получиться у хозяев колодцев, но заварить верх обсадной трубы скважины абсолютно реально.

Высокое давление в скважине

А если компрессор достаточно мощный и вас не беспокоит громкая трескотня от его работы, тогда можно и вовсе обойтись без насоса. Выдавливание воды компрессором спасет тех, у кого в скважине находится жижа из песка или мела. Однако знайте, что повышенное давление может загнать воду не только в заборную трубу, но и обратно в водоносный слой. Учтите пористость грунта и скорость наполнения скважины.

Тандем водокачек

Ранее уже говорилось о возможности совместного использования погружного и поверхностного насоса, также и парочка агрегатов на поверхности может справиться на отлично в тандеме с проблемою недостаточной мощности всасывания. Тогда как ни один из них по отдельности не способен справиться с водоснабжением дома.

Система из двух насосов имеет право на жизнь, особенно если уже имеется один исправный, но слабоватый агрегат.

  1. Производительность всасывающего насоса должна быть не меньше напорного.
  2. Насосы должны включаться в работу одновременно через одно общее реле давления.
  3. Нужна защита от сухого хода либо на каждом насосе или на всасывающем патрубке до общего реле давления.

Практикуйте полное заполнение линии всаса перед пуском. Наиболее критичны в работе любого насоса первые минуты его работы, когда он на предельной мощности пытается прогнать воду по всем внутренностям вверх. После появления устойчивого напора работать машине становится легче. Используйте обратный клапан на заборной трубе.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector