Технические особенности вариатора для снегоходов
Технические особенности вариатора для снегоходов
Основная роль вариатора в трансмиссии снегохода ? это плавно изменять частоту вращения вала коробки передач, который является одновременно его ведомым валом. Таким техническим решением при разгоне устройства обеспечивается оптимальная работа двигателя с максимальной реализацией его мощности при больших нагрузках.
Вторая не маловажная роль вариатора в снегоходе ? это при непредвиденных нагрузках на ходовую часть (например, пеньки и камни под снегом при езде по целине) предохранять его коробку передач и коленчатый вал двигателя клиноременной передачей, которая способна демпфировать возникающие удары в трансмиссии за счет проскальзывания ремня в шкивах.
Общая характеристика
Производится установка вариатора «Сафари» на мотобуксировщик, снегоход отечественного производства «Тайга», «Буран». Также он подойдет для транспортных средств малой механизации. Представленный вариатор относится к категории устройств клиноременных передач. Он имеет бесступенчатую автоматику.
Особых отличий между конструкциями для разных марок снегоходов нет. Незначительная разница существует в весе грузиков и форме вариаторного профиля.
Технические характеристики вариатора «Сафари» позволяют выполнять регулировку двух параметров. К ним относится обороты мотора и сопротивление движению транспортного средства. Конструкция включает в себя ведомый и ведущий шкив. Первый из представленных конструкционных элементов в комплекте с основным механизмом не поставляется. Если обороты мотора достигают уровня 2200 об./мин, шкив примет на себя роль сцепления. Он разобщит вал реверса и двигателя.
Новости
Уважаемые коллеги!
В 2019 году мы получили первые образцы ремней Optibelt Vario Power 30х14х1120 и 33х14х1120 для мотобуксировщиков и снегоходов Буран. На базе наших партнеров были проведены ходовые и стендовые испытания, которые закончились в 2020 году. Результаты испытаний показали, что продукция Optibelt значительно превосходит соответствующие аналоги фирмы Rubena, Чехия по ходимости и износостойкости.
Основные преимущества ремней Optibelt Vario Power по сравнению с ремнями Rubena:
- Усиленный Арамидный корд;
- Улучшенная натуральная резиновая смесь;
- Наличие оберточной ткани по внутреннему зубу;
- Соблюдение заявленных размеров по длине ремня.
Ниже для наглядности, мы детально разберем вопрос отличия, сравним ремни, сделав несколько фотографий, и предоставим комментарии:
1. Корд
В ремнях Vario POWER применяется высокотехнологичный, сверхпрочный корд из Арамида. В зависимости от марки, разрывная прочность волокна колеблется от 280 до 550 кг/м2.
В ремнях Rubena применяется обычный корд из полиэстра (разрывная прочность волокна колеблется от 60 до 80 кг/м2)
Отличия можно увидеть на фотографии выше. У ремней Optibelt корд имеет больший диаметр и однородный состав.
2. Резиновая смесь
Ремни Optibelt изготовлены из натуральной каучуковой резины, которая имеет повышенный ресурс по сравнению с восстановленной резиной на ремнях Rubena. Натуральная резина имеет глубокий черный цвет и повышенное трение. Восстановленная резина имеет сероватый оттенок, уменьшенную силу трения, глянцевую поверхность, что способствует проскальзыванию и перегреву. Ремни Rubena из восстановленной резины усилены поперечными нитями, однако это негативно сказывается на работе вариатора. При нагреве материя и резина налипает на чашки вариатора, что приводит к преждевременному износу ремня и дополнительному уходу за вариатором каждые 500 км.
3. Оберточная ткань по внутреннему зубу
Все ремни Оптибелт имеют обкладочную ткань по внутреннему зубу. Это предотвращает крошение и налипание резины, а при использовании ремней Rubena необходимо постоянно проверять и чистить вариатор от продуктов износа ремня.
4. Размеры ремней
Optibelt VP 30x14x1120 La
Ремни Optibelt соответствую заявленным данным завода изготовителя, имеют длину 1120 +-2мм.
Rubena 30x14x1120 La
Длина ремней Rubena составляет 1135 +- 2мм , что на 15 мм больше заявленной . Увеличенная длина отрицательно виляет на срок службы ремня, т.к вариатор в исходном положении настроен на длину 1120мм.
Двигатель
Мотобуксировщик Форза 15 получил бензиновый мотор мощностью 15 лошадиных сил. Агрегат имеет четырехтактную компоновку, которая зарекомендовала себя в несколько раз лучше и эффективнее по сравнению с устаревшей двухтактной конструкцией моторов-предшественников. Мотор расположен спереди, что существенно улучшает межосевую развесовку спереди и сзади. К тому же, именно такая компоновка является самой проверенной и актуальной на сегодняшний день.
Двигатель агрегатирован с вариатором Сафари отечественного производства. Кожух цепи изготовлен из стали. Аккумулятор повышенной емкости обеспечивает продолжительный запас хода и бесперебойную работу электрооборудования в течение длительного времени. Охлаждение – принудительного типа, рассчитанное на предотвращение перегрева при любой непогоде. К тому же, система вентиляции проста и неприхотлива в обслуживании.
Средняя стоимость мотобуксировщика Форза 15 на российском рынке составляет 64 тысячи рублей.
Ходовая часть
FORZA 15 демонстрирует неплохую проходимость благодаря широким гусеница (ширина составляет 500 мм). Конструкция ходовой части позволяет добиться идеальной курсовой устойчивости и избежать опрокидывания мотобуксировщика.
За торможение отвечают стандартные тормозные механизмы Буран. Масса аппарата не очень большая — всего 110 кг. Это оптимальный для таких габаритов показатель, который обеспечивает маневренность и легкость в управлении.
5 признаков, говорящих о том, что вариатор требует немедленного ремонта
Среди прочих признаков неправильной работы вариаторной «коробки» стоит выделить постороннее гудение, а порой, и даже скрежет, доносящийся из трансмиссии на ходу. Но иной раз он едва слышен, и автовладелец списывает его на шум от колес. Это ошибка. Подобные звуки обычно издают подшипники, на которые опираются своими осями конусы вариатора. Порой дело бывает не в них самих, а в том, что они неплотно «сидят» в своих посадочных местах. Если затягивать с обращением по поводу шума в сервис-центр, микрочастицы металла, образующиеся в «поющих» подшипниках, попадут в гидросистему и выведут из строя уже весь вариатор.
НЕУВЕРЕННЫЙ РАЗГОН
Шум от вариаторной «коробки» может и не исходить, а вести себя она может отвратительно, например, «брыкаясь» на разгоне. При этом ровный набор скорости автомобилем периодически сменяется рывками разной степени интенсивности. Как правило, такое поведение машины говорит о скачках давления рабочей жидкости, которая из-за этого не обеспечивает надежной фиксации конусов вариатора, тем самым провоцируя проскальзывания ремня и, как следствие, появления задиров на их поверхности. Виноватым в таком норове автомобиля чаще всего оказывается так называемый редукционный клапан в гидросистеме вариатора.
Вернее, даже не он сам, а какой-нибудь кусочек металла или еще какой продукт износа, попавший в него и мешающий нормально закрываться. Так происходит, когда автовладелец пренебрегает своевременной заменой «жижи» в гидросистеме. Или любит отдуши побуксовать. При этом наблюдается повышенный износ поверхностей ремня и конусов.
РВАНЫЙ РИТМ
В ситуации, когда водитель ощущает рывки и провалы в тяге во всех режимах движения, можно не сомневаться: оставленные без должного внимания неисправности подшипников или редукционного клапана сделали свое дело, и проблемы добрались до «сердца» вариатора — конусов. Рывки происходят, когда ремень попадает на задиры и неровности, образовавшиеся на изначально гладкой поверхности конусов. «Лечится» такая неприятность, как правило, только их заменой на новые. А попутно приходится ликвидировать и спровоцировавшие беду неприятности в прочих узлах «коробки» — менять подшипники или клапан.
ОТКАЗ «МОЗГА»
Пожалуй, одна из самых «гуманных» с точки зрения стоимости ремонта проблем с вариатором — переход коробки в аварийный режим. Если при этом заглушить мотор, а потом опять его завести, а авто тронется с места, значит проблема в «мозгах» трансмиссии. КП не придется перебирать полностью, обойдясь заменой блока управления.
РЕМЕНЬ НА СВАЛКУ
Ну а когда что ни делай, а машина стоит на месте и только «орет» мотором, как ни дави на педаль газа, — скорее всего, оборвался ремень вариатора. Вероятно, повредив при этом пресловутые конусы. Со всеми вытекающими для кошелька автовладельца последствиями.
Что в итоге
Как видно, если рассматривать преимущества вариатора, можно выделить экономичность, высокий КПД, ощущение непрерывно нарастающей тяги без толчков и рывков во время набора скорости. Что касается минусов, недостатки вариаторной коробки передач сводятся к тому, что трансмиссия данного типа требовательна к качеству техобслуживания и соблюдению правил эксплуатации.
Еще вариатор требователен к маслу, его уровню, качеству, температуре. При перегревах выходят из строя цепь или ремень, возможны повреждения валов, деформации гидравлического блока управления коробкой, который отвечает за работу вариатора. В случае поломки вариатор CVT требует крайне дорогостоящего и квалифицированного ремонта.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как нужно буксировать автомобиль с АКПП. Из этой статьи вы узнаете об основных правилах буксировки машины с автоматом, а также как буксировать автомобиль с автоматической коробкой передач, чтобы не допустить повреждений трансмиссии.
Также при буксировке машины с вариатором нужно помнить о правиле «50 на 50» (скорость не выше 50 км/ч и расстояние не больше 50 км). Соблюдая все вышеперечисленные рекомендации по эксплуатации и обслуживанию автомобиля, оборудованного вариаторной коробкой передач, можно продлить срок службы не только самой коробки, но и всех других не менее важных узлов автомобиля.
Эксплуатация коробки вариатор CVT: особенности езды на машине с вариатором, обслуживание вариаторной коробки. Полезные советы и рекомендации.
Можно ли буксировать автомобиль с коробкой «автомат»: основные правила и рекомендации. Что нужно учитывать, если автомобиль с АКПП буксирует другую машину.
Какой ресурс имеют различные типы автоматических трансмиссий: средний срок службы АКПП, роботизированной КПП с одним и двумя сцеплениями, а также вариатора.
Как правильно пользоваться роботизированной коробкой передач: «однодисковый» робот, преселективная роботизированная КПП с двумя сцеплениями. Рекомендации.
Управление автомобилем с АКПП: как пользоваться коробкой — автомат, режимы работы автоматической коробки, правила использования данной трансмиссии, советы.
Пробуксовка автоматической коробки при переключении передач: основные причины, по которым пробуксовывает автомат. Диагностика коробки, устранение неполадок.