Настройка и регулировка дисковых тормозов на велосипеде
Большинство велосипедистов-новичков, видя перед собой гидравлический или механический дисковый тормоз, не знают, что с ним можно сделать. Вся причина в том, что многими ошибочно кажется, что дисковый тип тормоза устроен намного сложнее, чем традиционный V-brake. Однако это не так – их конструкция не только похожа, но и основана на одних и тех же принципах: силе трения, останавливающей вращения колеса.
Механические
Система такого типа устроена достаточно просто:
- ручка тормоза;
- система регулирования, оснащенная контргайкой;
- система, позволяющая регулировать тормозную ручку;
- трос и его рубашка;
- фиксатор;
- калипер – натяжитель;
- колодка механического тормоза;
- диск.
Тормозную ручку следует устанавливать на руль: правая, традиционно, служит для торможения заднего колеса, а левая – для переднего (в отличие от мотоциклов, в которых наоборот).
Ручку устанавливают при помощи специальных хомутов, именно она является передатчиком усилия от пальцев руки к тормозному диску. Регуляторы помогают изменить силу натяжения троса, контргайка и есть основным инструментом регулировки. Чем сильнее она закручена, тем более натянутым является трос и тем чувствительнее, соответственно, вся тормозная система.
Говоря простыми словами, механическая система устроена таким образом, что, нажимая на ручку, вы попросту затягиваете трос, который вкручивает калипер и, тем самым, прижимает колодку к диску, который передает торможение на ободной диск колеса.
Конструкция механической системы
По сути, есть два способа регулировки – регулятор тормозной ручки до грипсы и сама контргайка, которая способна натягивать и послаблять трос.
[attention type=green]Вас беспокоит скрип тормозов во время езды? Тогда вам будет полезна статья: «Почему скрипят дисковые тормоза и как это исправить».[/attention]
Гидравлические
Для тех, кто боится гидравлики, предполагая, что конструкция ее очень сложна и заимствована из автомобилей и мотоциклов, сразу сообщаем – гидравлика практически ничем не отличается от дисковой механики, это попросту чуть более усовершенствованная конструкция. Между ручкой и ободом теперь располагается не трос, а шланг со специальной тормозной жидкостью (либо DOT4, либо минеральные жидкости).
Конструкция не менее простая:
- тормозная ручка;
- резервуар с тормозной жидкостью, цилиндр, поршень;
- гидравлическая линия;
- колодки;
- диск.
Мастер-цилиндр – главный компонент, отличающий изделие от механики. Он устроен довольно просто – резервуар с плотной крышкой, внутри которого находится жидкость, поршень, создающий давление и отправляющий жидкость по гидролинии и пружина, возвращающая жидкость и ручку обратно.
Конструкция гидравлики [attention type=yellow]Важно! Прежде, чем начать процедуру регулировки и настройки тормозной системы велосипеда под себя, следует подготовиться и проверить все узлы. Это необходимая мера, так как, затягивая контргайку, вы можете порвать трос или сломать диск (если конечно, эти узлы находятся в неисправном состоянии).[/attention]
Дисковые тормоза
Настроить дисковые тормоза на велосипеде даже проще, чем ободные. Натяжение тросика на руле регулируется точно таким же способом, как и в предыдущем случае, тут отличий нет. В связи с тем, что качество их работы напрямую зависит от тормозного диска и колодки жестко фиксированы, единственный элемент, нуждающийся в настройке, это расстояние между колодками и диском. Для этого предусмотрены болтики.
Колодки должны находиться на расстоянии примерно 0,2-0,4 мм от тормозного диска. Это очень маленькая дистанция. Рекомендуется проверить, не цепляется ли диск за колодки, и при необходимости еще немного их отодвинуть. Проверка качества работы в случае с дисковыми тормозами аналогична проверке ободных тормозов. Для наглядности можно посмотреть видео о том, как настроить тормоза на велосипеде:
Общий принцип того, как настраивать гидравлические тормоза на велосипеде, практически ничем не отличается от настройки ободных или дисковых разновидностей, тем более что гидравлика может использоваться и там и там. Чаще всего проблема заключается в неправильном расположении колодок, которые регулируются таким же способом, как и механические тормоза, описанные выше. Тросиков у гидравлической системы нет, и потому регулировать их не придется, но рекомендуется проверить, не пережата ли где-то гидролиния (проще говоря, шланг с жидкостью, заменяющий в гидравлике стальной трос).
Ободные тормоза для туризма
С 2001 года накопилось множество моделей «вибряков», на которых я ездил. Я испробовал почти все, что можно было купить в свободной продаже в Москве. Начиная от дорогих и до самых дешевых моделей. Всю информацию долго собирал и записал в свой старый добрый блокнот, чтобы наконец-то поделиться своими впечатлениями о работе тех или иных тормозных систем со своими коллегами и единомышленниками.
Как улучшить качество торможения ободных тормозов?
Попробуем разобраться, от чего, прежде всего, зависит качество работы системы v-brakes:
1. Качество самих тросов.
Тросы должны быть хорошего качества и из хорошей нержавейки; лучшие тросы, как правило, — с тефлоновым напылением, коэффициент трения о рубашки у них гораздо меньше, только их я и использую. Есть еще и хорошие тросы без напыления немного золотистого оттенка, но их я давно уже не видел.
2. Качество рубашек.
Тут тоже не стоит гнаться за дешевизной. Рубашки должны быть подобающего качества, за дешевизной тут лучше не гнаться, я беру рубашки Jagwire, Shimano XTR, Аlligator — эти марки меня ни разу не подводили.
3. Качество колодок.
Есть жесткие колодки, есть мягкие. Для грязи и зимы лучше более жесткие, для хорошей погоды помягче, но я использую колодки только фирмы Kool-Stop. Либо мягкие, либо средней жесткости, чтобы не убивать быстро обод, который обычно пробегает подо мной около 35 000 км.
4. Качество тормозных дорожек обода.
Тоже важная часть системы. Как правило, все современные обода ценой более 30$ особых проблем не имеют.
5. Тормозные ручки.
От них зависит модуляция, и само «чувство тормоза», дешевить тут тоже не стоит. Обычно подбираются под тормоза, т.е. ручки и сами тормоза берутся от одного и того же производителя.
6. Длина рубашек и обработка их концов от заусенцев.
Рубашки не должны быть слишком длинными или короткими, концы должны быть обработаны шлифовальным инструментом.
7. Качество наконечников.
Наконечники должны плотно входить в рубашку, не давая влаге и грязи ни малейшего шанса попасть внутрь к тросу.
9. Смазка в подводке.
Сама алюминиевая подводка тросика должны быть правильной формы (обычно на перед/зад ставится разная подводка). В подводке находится пластиковая направляющая для скольжения троса, поэтому периодически надо удалять оттуда накопившуюся грязь и следить за тем, чтобы там всегда была свежая смазка скольжения.
Основные типы велосипедных трюков: с чего начать и к чему стремиться?
Большинство трюков рассчитано на велосипед типа BMX. Условно все маневры делятся на:
- Для начинающих
- Для продвинутых
- Для опытных
Обучение трюкам стоит начать с кручения педалей: выполнять это нужно в прыжке, а при некоторой практике можно попытаться делать обороты. Лучший результат, который можно достичь в этом упражнении, — поворот передних и задних колес в одном прыжке.
После отработки кручения педалей переходим к повороту руля: с каждым прыжком стоит поворачивать руль на больший градус, но делать это нужно плавно, чтобы не перевернуться. Максимальное достижение – поворот руля на 180 градусов, возврат его в исходное положение – и все это за один прыжок.
Также можно попробовать убирать с руля руку или с педали ногу – не стоит выполнять это сразу, лучше постепенно отрывать все выше, но быть уверенным, что успеешь вернуть руку или ногу на место до приземления на землю. В противном случае можно получить серьезные травмы.
После постепенных тренировок можно достичь девяносто градусов при заносе в сторону рамы велосипеда. Это сложный трюк, так как требует одновременного разворота велосипеда и разных частей туловища – и все это снова в прыжке. Цель заключается в том, чтобы увидеть заднее колесо на максимальной высоте.
После отработки этих трюков можно переходить к предназначенным для среднего уровня дертов. Здесь выделяются поворот одной рукой с захватом седла другой в один момент, занос в сторону рамы на 180 градусов, поцелуй переднего колеса. Далее следуют трюки сложного уровня: разворот с велосипедом на 180 градусов, отпускание руля в воздухе, прыжок с хлопком руками за спиной, приземление без рук и ряд других действительно непростых «фишек». Но их не стоит тренировать до тех пор, пока не будет должным образом освоены трюки для новичков, ведь большинство продвинутых упражнений базируется на более легких.
Подводя итоги, можно сказать, что любителям спорта обязательно нужно попробовать себя с BMX, ведь велосипед такого типа не только отлично развивает тело, но и дает почувствовать, что такое настоящий адреналин.
Заключение
Помню, когда я рассказал о тормозах Shimano со своей Норки в одном из видео и описал все проблемы, в меня полетели грязные носки с комментариями мол руки у тебя кривые. На практике, сколько раз мне попадались именно тормоза от шиманы, всегда они были плохие. Почему-то тектровские тормоза своими «кривыми руками» сломать мне не удалось 🙂
Тормоза Tektro напротив демонстрировали небывалую надежность и отличное качество торможения. По всем пунктам проверки были пройдены безукоризненно. Надежность, качество, удобство эксплуатации, эффективность торможения – все это можно оценить только на пять баллов.
Можно сейчас расписать все технические параметры, но наверное, не стоит этого делать, так как моделей на рынке уже довольно много и найти характеристики не так сложно.
Тормоза от Tektro действительно работают и их можно и нужно рассматривать при приобретении велосипеда или отдельных компонентов. Эксплуатировал я их в самых разных условиях, и даже в сложных ситуациях они показывали себя отлично, справляясь со спусками и резкими торможениями. Работают они и на морозе или под водой.
И да, это не заказная статья 🙂 На нашем сайте их вообще нет и не будет. Мы собираем только достоверную проверенную информацию.
Если у вас есть что рассказать по этому вопросу и хочется поделиться опытом, будем рады прочитать это в комментариях к статье! Пишите ваше мнение.
Набор инструментов для прокачки гидравлики Shimano
С инструментами, как и с маслом, тоже можно прилично с экономить. Шимано предлагает купить специальную воронку (Shimano SM-DISC Oil Stopper) для прокачки тормозов, которая стоит от 250 до 350 рублей. Также вам потребуется небольшая бутылочка с маслом и трубкой (SM-DB-OIL), которые подключаются к тормозному калиперу и стоят примерно 500 рублей.
Воронка и трубка для прокачки тормозов Shimano
Все эти оригинальные инструменты можно заменить 3-мя шприцами по 20 кубиков (даже можно двумя) и капельницей из любой аптеки и уложиться меньше, чем в 100 рублей.
- Первый шприц будет с минеральным маслом и будет подключен через капельницу к калиперу.
- Второй шприц будет воткнут в отверстие на тормозной ручке, куда устанавливается воронка (на фото выше). Шприц будет использоваться без поршня.
- Третий шприц нужен для того, чтобы откачивать излишки масла из второго шприца, чтобы не запачкать велосипед.
Подготовительные работы перед прокачкой
- Во время прокачки системы необходимо максимально защитить тормозные диски и колодки от попадания масла. В случае попадания на диски их можно обезжирить, а колодки, скорее всего, придется выбросить. Поэтому их следует закрыть тряпками или снять с велосипеда во время этой процедуры. Чтобы не испачкать диски, достаточно снять колеса, а колодки нужно будет вытащить из тормозных калиперов.
Я обычно устанавливаю колесо от другого велосипеда, которое не имеет тормозного диска, это позволяет удобно работать без специальной стойки и нет опасности загрязнить диск.
Не нажимайте на тормозную ручку после того, как сняли колодки, иначе придется разводить поршни! Чтобы этого не случилось, необходимо использовать пластиковые заглушки, которые обычно идут в комплекте с новыми тормозами. Во время прокачки у меня не было с собой таких заглушек, и я использовал монтажку для колес и небольшую тряпку, чтобы монтажка сидела плотно.
Если вдруг вы все-таки нажали на тормоз и свели поршни, разведите их с помощью монтажки или чего-нибудь безопасного (пластикового), так как поршни могут быть керамические и от отвертки могут треснуть.
- Прежде чем начать прокачивать тормоза, необходимо ослабить хомут тормозной ручки того тормоза, который будете прокачивать и установить ее параллельно земле, далее (в пункте 2) вы поймете, для чего это было нужно.
«BMX — недешёвый вид
спорта» — сколько стоит
стать велоспортсменом?
Про то, как стать BMX-гонщиком и что для этого нужно, «Эльдоблогу» рассказала Марина Шамахина, мастер спорта по BMX, тренер СШОР «Нагорная» Москомспорта, в велоспорте с 8 лет.
Вам пригодится
Фитнес-трекер Xiaomi Mi Smart Band 6
Беговел Navigator ВН10003 Balance
Батут с внутренней защитной сеткой Bradex
Бутылка для воды Igloo Swift 24 Asphalt
Горный велосипед Stark Shooter-3 18«/2020
Начнём с основ
BMX-race (или велоспорт) — Олимпийский вид спорта. Однако в России он только развивается. На соревнованиях (например, Кубке России, Спартакиаде, всероссийских и международных) в заезде участвуют до 8 спортсменов. Победитель — первый прибывший к финишу, а вот трюки — это больше фишки для спортсмена, и баллы за них не дают.
В основном, велоспортом занимаются в тёплое время года на специально подготовленных трассах. Трасса должна состоять как минимум из 3 виражей (участков с крутыми поворотами) и 4 прямых с препятствиями — буграми различной конфигурации. Старт начинается от первой горы 4 — 9 метров. Зимой тренируются на крытых велодромах, например, такой есть в Марьино в Москве.
Помимо основных трасс ВМХ-race, есть ещё «дёрты» и «памп-треки» для прокаченных спортсменов. «Дёрты» — серия трамплинов, которые идут один за другим. Велосипедист после приземления с одного трамплина попадает к месту вылета со следующего и так далее. Велосипедисты используют набранную скорость в самом начале для взлётов в течение всей серии трамплинов. Памп-трек — специальная велосипедная трасса без ровных участков, с чередованием ям, кочек и контруклонов. Набор и поддержка скорости происходят из-за специальной техники прохождения («прокачки») волн, а не из-за вращения педалей. Это короткая кольцевая трасса на десятки метров. Иногда добавляют развилки и перекрёстки, чтобы разнообразить маршрут. На таких трассах катают в любое время и каждый желающий. В период карантина эта была топовая альтернатива для тренировок.
Кто может заниматься велоспортом
Для велоспорта нужна хорошая физическая подготовка и координация. Последнее можно развить с помощью прыжков на батуте с акробатическими упражнениями, кувырками, на балансборде или на велосипеде. Перед тренировками важно проконсультироваться с врачом. Например, людям с больным сердцем велоспорт не подойдёт.
Занятия велоспортом подходят для любого возраста. Профессионалами обычно становятся в 18 лет. Их ещё называют класс «элита». Идеальный возраст для старта — 3–4 года. Все дети начинают с беговелов.
Первое, чему учат на тренировках — уверенно ездить на велосипеде. К 5-6 годам дети пересаживаются на двухколёсные велосипеды. Начинающие занимаются 3-4 раза в неделю, а профессионалы — 7 дней в неделю по 1-2 тренировки в день — утром и вечером. Параллельно тренировки идут у 50-60 человек. Но есть и индивидуальные занятия — для тех, кто настроен добиться серьёзных результатов.
Тренировка состоит из разминки на велосипеде по трассе или без велосипеда (бега). Затем приступаем к основной части, а в конце делаем закатку (легкую езду) и растяжку.
Сколько стоит заниматься велоспортом
BMX — недешёвый вид спорта. Средняя стоимость велосипеда — 25 000 рублей. Шлем обойдётся в 5 000 рублей и выше, защита ног и рук — от 2 500 рублей, а перчатки от 1 000 рублей. Итого под 35 000 рублей уйдёт только на базовую экипировку. В частных экстрим-школах занятие стоит от 1 500 рублей. Но можно заниматься и бесплатно на базе бюджетного учреждения, например, в СШОР «Нагорная».
Как выбрать велосипед, экипировку и тренера
Главные требования к велосипеду BMX — колёса 20 дюймов. Велосипед для BMX-race должен быть легким и жестким — гонщик должен эффективно выполнять элементы прохождения трассы. Рама для BMX-race низкая и с высоким расположением каретки из алюминия или карбона. При проезде трамплинов велосипед не будет задевать бугры. Также есть задний тормоз и одна передача. Велосипед подбирают по росту — даже 2-х метровому спортсмену можно подобрать раму (например, Pro XXXL). Все поломки велосипеда решаемы, а как быстро его менять — зависит только от роста спортсмена. Поэтому велосипед — инвестиция на долгие годы.
Как я и говорила, дети начинают с беговела. В отличие от велосипеда ВМХ, его можно отрегулировать под рост ребёнка — просто поднимите или опустите руль и седло. Можно докупить руль и сиденье больших размеров, если беговел стал мал.
Шлем должен соответствовать типу full face, а марка и дизайн не так важны.
Перчатки — полностью закрывают пальцы рук. Обязательно нужны налокотники и наколенники, а дополнительно — защита шеи, панцырь (защита груди и спины). Лично мне нравится экипировка брендов Fox, Troy Lee Designs, Alpinestars, 100%. Но можно купить и б/у экипировку на специальных сайтах, если бюджет ограничен.
При выборе тренера обращайте внимание на его результаты, личные качества, реальные результаты, а не корочки, зачетные книжки и звания. Для занятия велоспортом для детей обязательно и педагогическое образование.
Плюсы и минусы велоспорта
Велоспорт — это, в первую очередь, выброс адреналина, развитие выносливости и скорости. Здесь важно принимать быстрые и верные решения. Будем откровенны: полезный навык и в спорте, и в жизни. Также это отличная тренировка для сердца, сосудов и органов дыхания. Во время аэробной нагрузки кислород быстрее проникает в органы и ткани. И, конечно, у BMX-еров очень развит весь мышечный каркас, в основном, ноги.
Минусы — травмы, как и в любом спорте. Чтобы их уменьшить, и нужна специальная экипировка.