13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ВАЗ 21213 раздатка и её устройство, схема, центровка, снятие

ВАЗ 21213 раздатка и её устройство, схема, центровка, снятие

От легковых автомобилей ВАЗ машины семейства «Нива» отличаются постоянным полным приводом – у них два ведущих моста. Всего в трансмиссии у вазовского внедорожника есть три дифференциала – по одному на каждый мост и еще межосевой дифференциал.

Схема устроиства раздатки ВАЗ 2121

1. Сальник; 2. Упорное кольцо переднего подшипника ведущего вала; 3. Крышка переднего подшипника; 4. Передний подшипник ведущего вала; 5. Передняя крышка раздаточной коробки; 6. Шестерня высшей передачи; 7. Ступица муфты включения передач; 8. Муфта включения передач; 9. Шестерня низшей передачи; 10. Картер раздаточной коробки; 11. Задний подшипник ведущего вала; 12. Ведущий вал; 13. Задняя крышка раздаточной коробки; 14. Промежуточный вал; 15. Задний подшипник промежуточного вала; 16. Задний подшипник корпуса дифференциала; 17. Установочное кольцо подшипника вала привода заднего моста; 18. Подшипник вала привода заднего моста; 19. Маслоотражатель сальника; 20. Фланец вала привода заднего моста; 21. Вал привода заднего моста; 22. Упорное кольцо подшипника; 23. Корпус дифференциала; 24. Шестерня привода заднего моста; 25. Сателлит; 26. Ось сателлитов; 27. Стопорное кольцо оси сателлитов; 28. Пружинная шайба; 29. Ведомая шестерня; 30. Стопорное кольцо подшипника корпуса дифференциала; 31. Муфта блокировки дифференциала; 32. Вал привода переднего моста; 33. Картер привода переднего моста; 34. Стопорное кольцо подшипника вала привода переднего моста; 35. Пружинная шайба подшипника дифференциала; 36. Передний подшипник корпуса дифференциала; 37. Ведомая шестерня привода спидометра; 38. Корпус привода спидометра; 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Регулировочные прокладки; 45. Кронштейн подвески раздаточной коробки; 46. Кронштейн задней подвески двигателя.

I. Включена высшая передача; II. Включена низшая передача; III. Включена низшая передача, дифференциал блокирован.

Раздаточная коробка «Нива» предназначена для распределения тяговых усилий между мостами, и работает по принципу 2-ступенчатой коробки передач.

Принципы работы системы узлов

На раздатку крутящий момент поступает от коробки передач посредством ведущего вала. После этого момент переходит на межосевой дифференциал, который может быть как без механизма блокировки, так и с жесткой блокировкой или автоблокировкой. Если на дифференциале нет блокировки, то оси могут вращаться с разной скоростью, в то время как наличие такого элемента позволяет распределять крутящий момент в зависимости от вида трассы.

Самоблокирующиеся дифференциалы могут быть представлены вязкостной муфтой (самый широко распространенный вариант), дифференциалом типа «торсен» (имеет широкий диапазон перевода крутящего момента, но не имеет высокой прочности, необходимой для внедорожников) или фрикционной муфтой (можно блокировать дифференциал автоматически или вручную, работа муфты основана на силе трения).

У раздатки на ниву может быть несколько режимов работы: от подключения только задней оси до подключения обеих осей с автоблокировкой дифференциала между ними. Управление раздаткой проводится в ручном режиме посредством механического рычажного привода. На нем задним рычагом переключаются передачи, передним — включается блокировка дифференциала. Рычаг перемещается в продольном направлении по оси, которая стоит на проушинах от кронштейна впереди раздаточной коробки.

В отверстии рычага имеются пластиковые муфты для сокращения силы трения. Нижний конец от рычага зафиксирован в штоке с помощью фигурной пружины, а другой конец штока присоединен к муфте посредством вилки и застопорен болтом. Для того чтобы зафиксировать привод, применяется подпружиненный шарик, который входит в пазы штока. На штоке переключения раздатки на ниву обычно присутствуют три передачи: для высшей, низшей передач и для нейтрали. Шток блокировки дифференциала предполагает два положения: «включено» и «выключено». На крышке привода переднего моста имеется выключатель, который замыкает цепь от контрольной лампы, если блокировка дифференциала нивы включена.

Читайте так же:
Как регулировать рейку рулевую шевроле лачетти

Раздатка Нива — Устройство

Каждый порядочный внедорожник должен иметь в конструкции раздаточную коробку. ВАЗ 2121 Нива, как порядочный внедорожник, тоже имеет РК на борту, но не все владельцы правильно ее используют, а об устройстве мы и не говорим. Чтобы хоть немножко развеять ореол таинственности на раздаткой, мы постарались описать ее устройство и особенности эксплуатации.

Содержание:

Раздатка Нива — устройство и схема

Все то, что вы видите на чертеже, называют раздаточной коробкой с демультипликатором. Понять как она работает, проще, если рассмотреть ее предназначение и особенности работы.

Схема

Несмотря на это, мы представили доступную в открытых источниках схему, которая полностью описывает устройство раздаточной коробки.

Для чего нужна раздатка

Предназначение раздатки

К чему такие сложности? Строить вторую коробку передач, чтобы повысить крутящий момент на выходе? Именно так. Все станет понятнее, когда мы рассмотрим предназначение раздатки ВАЗ 2121. Вроде бы все просто — раздатка нужна для того, чтобы правильно распределить крутящий момент между ведущими осями автомобиля. Но не только для этого. Еще одной важной функцией раздаточной коробки является увеличение крутящего момента на выходе. По-научному это называется демультипликатор.

Для чего нужна раздатка

То есть можно выделить такие важные функции раздатки:

  • распределение крутящего момента между осями автомобиля; ;
  • возможность отключения одного из ведущих мостов;
  • возможность монтировать коробку отбора мощности для обеспеченияработы дополнительного оборудования;
  • повышение крутящего момента на ведущих колесах включением пониженной передачи.

Порядок работы раздатки ВАЗ 2121

Когда автомобиль движется по ровной сухой дороге, сцепление колес с дорожным покрытием удовлетворительное и нет необходимости пользоваться дополнительными функциями РК. Вращение ведущего вала передается равномерно на переднюю и на заднюю оси. Таким образом, величина крутящего момента, передаваемого на каждый из мостов напрямую зависит от нагрузки на каждый из них.

Порядок работы

Когда дорожные условия ухудшаются, при преодолении крутых и затяжных подъемов, при движении по сыпучим грунтам, на мокром грунте, и для получения равномерной и устойчивой низкой скорости движения при движении по твердому покрытию, необходимо включить пониженную передачу. Стоит обратить внимание на то, что завод запрещает переход на пониженную передачу до тех пор, пока автомобиль не остановился полностью. Только после этого можно переключиться на низшую передачу и продолжить движение.

Раздаточная коробка обеспечивает также полную блокировку межосевого дифференциала. Это подразумевает равномерное распределение крутящего момента между осями, независимо от того, какую нагрузку при этом получают колеса. Таким образом, проходимость автомобиля повысится, поскольку каждое из четырех колес будут вращаться абсолютно равномерно. Блокировка дифференциала возможна на ходу и при любой скорости движения автомобиля. Естественно, что при включении пониженной или повышенной передачи нужно выключать сцепление.

Читайте так же:
Шевроле ланос как регулировать сцепление

Основные неполадки в работе раздаточной коробки

Чаще всего владельцы стареньких ВАЗ 2121 жалуются на вибрации и на шум в раздатке, который никак не вяжется с образом комфортабельного внедорожника. Шумы и вибрации возникают в процессе эксплуатации вследствие износа деталей. Иногда раздатка может быть ни при чем. Часто вибрации карданных валов могут принимать за вибрации раздатки. Если не придавать значения появившейся вибрации на кардане, то это может привести к выходу из строя подшипников раздатки, преждевременному износу сальников и уплотнителей. Это в свою очередь влечет за собой утечку масла.

Шумы и вибрации

Шум шуму рознь. Если вы ощущаете вибрации и шум в районе передних сидений при трогании автомобиля с места, то скорее всего, в этом виновата эластичная муфта, точнее ее крепление. Болты могут попросту ослабиться под нагрузкой, а может и сама муфта износиться, тогда будет возникать характерный шум. Если шум возникает при поворотах или пробуксовках, вероятнее всего, это шумит межосевой дифференциал.

Есть еще несколько способов выявить источник шума и вибраций в раздатке Нивы, но все они сводятся к тому, что вычисляют момент, когда вибрация появляется, и пытаются словить шум исключительно наощупь. Тут талант нужен.

Правильно эксплуатировать

Но если раздатку правильно эксплуатировать и не подвергать повышенным нагрузкам, вовремя менять смазку и следить за состоянием карданов и сальников, то она прослужит долго.

Изменить передаточное число с 2,135 до 3,15 — это реально!

До недавнего момента единственным выходом была переделка всей начинки раздаточной коробки. Причина — в том, что никто, кроме самого ВАЗа, не занимался производством косозубых комплектов. Почему?

Дело в том, что профиль зуба заводских шестерен НИВА спроектирован специально для условий работы РК. По конструкции он существенно отличается от стандартного (ГОСТовского), поэтому никому пока не удавалось повторить эту технологию на собственном оборудовании.

Трудность изготовления заключалась в том, что производителям тюнинга никак не удавалось добиться необходимого сопряжения заводских и доработанных шестерен. В итоге, для изменения передаточного числа пониженного и повышенного рядов в раздаточной коробке приходилось прибегать к доработке всех шестерен:

  • повышенной и пониженной,
  • промвала,
  • шестерни дифференциала.

Однако существует и менее затратный, но от этого не менее эффективный способ модификации РК Нивы, который заключается в изменении параметров только двух деталей: шестерни пониженной раздатки Нива и промвала.

Для его реализации потребовалось провести комплексную подготовку производства, в ходе которого мы приобрели и подготовили к работе необходимое высокоточное оборудование (зубофрезерные, косозубый долбежный, шевинговальные станки) и инструмент, разработали конструкторскую документацию.

В частности, для изготовления так называемых закрытых венцов косозубых комплектов — участков, не поддающихся обработке на обычном оборудовании, мы используем специализированный зубодолбежный станок с винтовой направляющей — один из немногих в стране. Станки такого типа изготавливались в СССР только под определенные позиции (детали).

На видео показан станок в действии — так осуществляется нарезка зубьев шестерни промвала.

Специфична и оснастка для такого станка: необходим режущий инструмент (долбяк) необходимого модуля с определенным углом наклона зубьев, предназначенный для изготовления именно этой детали.

Читайте так же:
На шевроле ланос регулируют клапана или нет

Описание возможных проблем с раздаткой

В процессе работы транспортных средств повышенной проходимости детали и узлы раздатки постепенно приходят в негодность, вследствие износа. Чаще всего случаются следующие перебои в работе механизма:

  • Не включается передний мост.
  • Перегревается раздатка.
  • Утечки и повышенный расход масла раздатки.
  • Несанкционированное отключение переднего моста.

Замена масла в раздатке Нива 2121

Для обеспечения работоспособности транспортного средства необходимо своевременно производить техническое обслуживание. замена масла входит в обязательный перечень работ по ТО машины. Для смены расходного материала в раздатке Нива 2121 потребуется трансмиссионное масло в объеме 0,8 – 1,5 литров.

Периодичность замены смазочной жидкости равна 45 000 км пройденного пути. Первая процедура проводится спустя 60 000 км, а далее – в соответствии с установленным графиком.

Внимание: При возникновении проблем с переключением передач, посторонних звуков, вибраций и колебаний необходимо проверить состояние, а также количество масла в раздаточной коробке и трансмиссии в целом.

Порядок замены масла в раздатке внедорожника Нива:

  • прогреть автомобильные системы и механизмы, для этого нужно завести мотор и проехаться на небольшое расстояние;
  • установить машину на эстакаду или над специальной смотровой ямой;
  • очистить заливную и сливную пробки раздатки от грязи и пыли;
  • подставить под слив емкость для сбора отработанного материала;
  • открутить пробки и слить жидкость;
  • удалить металлические фрагменты, стружку, осколки и прочие элементы износа;
  • завинтить пробку;
  • залить в промывочную жидкость (около одного литра);
  • запустить мотор;
  • прогнать рычаг по передачам раздатки с небольшими задержками;
  • выключить двигатель;
  • слить промывочный состав;
  • заправить раздатку новым маслом;
  • проверить уровень масла ;
  • при необходимости добавить нужное количество.

Для раздатки внедорожника Нива 2121 чаще всего используются трансмиссионные масла известных брендов Mobil, ТНК, Castrol класса GL-4.

Установка деталей и защита нижней части

Нива 21214 и большинство новых моделей этой серии имеют крепления для установки защитных обвесов, поэтому с монтажом подрамника проблем возникнуть не должно. Заводские варианты, по типу каркаса Нива комфорт уже имеют готовые крепления и их нужно только прикрутить в нужное месте. Для монтажа самоделок возможно придется дополнительно делать места креплений. Можно, конечно, прикрутить все прямо к каркасу нивы, но делать это не рекомендуется.

На Ниву своими руками можно сделать и другие защитные детали. Например, защита картера двигателя в виде пластины, которая размещается недалеко от раздаточной коробки, очень легко изготавливается даже в домашних условиях. Ее можно удобно прикрепить к подрамнику раздатки, создавая, таким образом, целый защитный комплект.

Если вы часто используете ниву для поездок по бездорожью, то вам понадобится собрать защитный комплект № 2 сложной конструкции. Он обеспечивает комплексную защиту нижней части кузова и отлично прикрывает даже крепление раздатки. К сожалению, в продаже есть только №1 — Нива Комфорт, который не способен обеспечить хорошую защиту днища от повреждений извне. Покупной подрамник легче установить самостоятельно, но он легко гнется. Если вы часто путешествуете по горам или проселочным дорогам, лучше использовать армированный вариант конструкции. То же самое касается и покупной армированной пластины для двигателя. Если хотите оснастить свою ниву защитной системой, лучше сделать все детали самостоятельно по чертежам.

Читайте так же:
Как отрегулировать ручник на шеви ниве

3 — Я Опора Раздатки На Ниву

Итак, после того, как третья (дополнительная) опора раздатки была мной разработана, изготовлена и прошла успешные испытания на моей НИВЕ, можно открывать данную тему.

Зачем это нужно?

— ограничивает колебания раздатки в продольной плоскости – тем самым "разгружает" помвал с элластичной муфтой.

— во всём диапазоне скоростей, оборотов двигателя и на любых передачах, при движении по любым дорогам, при разгонах и замедлениях вибрация рычажков раздаточной коробки практически равна нулю !!!
— вибрации в диапазоне скоростей 80 – 100 км/ч и выше не наблюдаются!!!

Что даст в дальнейшем?
— думаю, увеличится рессурс проблемных мест трансмиссии (карданов,
пром вала, подшипников раздатки).

Р.S. – эффективно работает при наличии исправного промвала, не люфтящих нормально отбалансированных карданов, отсутствия значительных люфтов в подшипниках выходных валов раздатки, а также при исправности днища в местах крепления раздатки.
Центровака раздатки – обязательна!!!

#2 ВНЕ САЙТА mamont

  • Авто: KIA Grand Sportage
  • Имя: Алексей
  • Пол: Мужчина
  • Город: Киев

#3 ВНЕ САЙТА Romi

  • Авто: niva
  • Имя: Roman
  • Пол: Мужчина
  • Город: Закарпатье

#4 ВНЕ САЙТА Magellan

  • Авто: No
  • Имя: No
  • Пол: Мужчина
  • Город: Оболонь

эффективно работает при . исправности днища в местах крепления раздатки.

Если днище не ахти, тогда в этой ситуации выручит подрамник.
Вот как вариант подрамника с третей точкой.
Изображение
Изображение

Дополнительная опора
Изображение

#5 ВНЕ САЙТА Kalina

  • Авто: Нива 2121
  • Пол: Мужчина
  • Город: Kiev

Р.S. – эффективно работает при наличии исправного промвала, не люфтящих нормально отбалансированных карданов, отсутствия значительных люфтов в подшипниках выходных валов раздатки, а также при исправности днища в местах крепления раздатки.
Центровака раздатки – обязательна!!!

#6 ВНЕ САЙТА Барррада

  • Авто: Nissan pathfinder
  • Имя: ИГОРЬ
  • Город: киев

#7 ВНЕ САЙТА GAR

  • Авто: ВАЗ 21214
  • Имя: Андрей
  • Пол: Мужчина

а во сколько сие чудо конструкторской мысли обошлось?

#8 ВНЕ САЙТА GAR

  • Авто: ВАЗ 21214
  • Имя: Андрей
  • Пол: Мужчина

По идее, этих факторов с головой хватит, чтобы с раздаткой все было нормально. И городить третью опору нет смысла. 🙂

Не совсем. При разгонах на низких передачах (пониженная), либо разгон-торможение двигателем (езда по плохой грунтовке) имеют значительные вибрации раздатки не зависимо от состояния трансмиссии (такая конструкция).

А не скоростях 80-100 и выше — у кого как.

Тут как раз и помогает 3-я опора если не полностью избавиться, то покрайней мере свести к минимуму вибрации.

#9 ВНЕ САЙТА GAR

  • Авто: ВАЗ 21214
  • Имя: Андрей
  • Пол: Мужчина

После замены промвала и всех крестовин была куплена заводская,поставлена и с негодованием выброшена по причине страшного увеличения вибрации.Не пошло как говорится.

Может опора какаято "кривая"!!!?
НЕ должна нарушаться центровка раздатки — то есть должна быть соосность РК и промвала.

#10 ВНЕ САЙТА GAR

  • Авто: ВАЗ 21214
  • Имя: Андрей
  • Пол: Мужчина

#11 ВНЕ САЙТА GAR

  • Авто: ВАЗ 21214
  • Имя: Андрей
  • Пол: Мужчина

. но желание разобраться осталось! :пиво:

Итак вскрытие показало: раздолбанный вдрысь шрус промвала (радиальный люфт около 4 мм, не знаю как его от "вертолёта" не оторвало. ).
В дополнение рваный "бублик".

Читайте так же:
Регулировка стеклоомывателя на ниве

Итого "пападаем" на замену промвала в сборе!

#12 ВНЕ САЙТА anatoliy

  • Авто: ваз 2121 нива
  • Имя: Анатолий
  • Пол: Мужчина
  • Город: г. Нежин

Итак вскрытие показало: раздолбанный вдрысь шрус промвала (радиальный люфт около 4 мм, не знаю как его от "вертолёта" не оторвало. ).
В дополнение рваный "бублик".

#13 ВНЕ САЙТА GAR

  • Авто: ВАЗ 21214
  • Имя: Андрей
  • Пол: Мужчина

А это случайно не через третью опору? Или это есть причина появления третьей опоры?

Нет, не из-за 3-й опоры! Промвалу видимо "пришло время" ИМХО.
А 3-й опора начала выявлять это, передавая на кузов.
Поначалу ведь все было нормально (раздатка стояла как приваренная к кузову, вибры не было). Начались проблеммы после того, как съездил в Житомир и разогнался по трассе до 150 км/ч — ради интереса. Через пару минут такой езды началась зубодробилка. Сбросил скорость до 100 — почти пропала!
А потом стала проявляться при разгонах и ваще када ей захочется.
Кароче видимо промвал был на подходе,а я его этими 150 км/ч просто его "добил".

Поменяю промвал, буду ставить с бубликом от ШНИВЫ — он жёще и лучше изготовлен в плане балансировки, 3-й опору поставлю обязательно!
Отпишусь поздже!

#14 ВНЕ САЙТА СТАЛКЕР

  • Авто: Disco 1
  • Имя: СЕРГЕЙ
  • Пол: Мужчина
  • Город: Одесса

#15 ВНЕ САЙТА GAR

  • Авто: ВАЗ 21214
  • Имя: Андрей
  • Пол: Мужчина

Я извиняюсь, а разве раздатка не должна иметь небольшие углы, для работы в продольной плоскости?

В идеале — не должна.

Ходит она вперёд назад при разгонах и торможениях (двигателем) — система отигрывается на эластичной муфте промвала.

Если раздатка отцентрована — то рычажки раздатки должны стоять на месте — по крайней мере на высоких скоростях и при постоянных режимах движения.

Но это в идеале. Для этого нужен по крайней мере нормальный (не кривой) промвал и нормальные, отбалансированные карданы.
Затем динамическая центровка раздатки — и вуаля колебаний нет.

Но 3-я опора позволяет избавиться от колебаний раздатки при разгонах — она избавляет от рывков трансмиссии при езде внатяг (разгон-торможение двигателем)!!! Даёт положительный резутьтат только при качественном промвале (в плане балансировки) и отцентрованной раздатке. Если промвал "кривой" с 3-й опорой трусит пол!

Каданы, кстати проверял — идеальные (чернигов)!!!

P/S "кривой" промвал — это кривой вертолет или даже оба вертолёта, либо кривой бублик (у кого промвал на крестовине — она может подклинивать)

Я не кому это не навязываю и не советую — это пока мои эксперименты!!!
Но кое в чём я уже разобрался — хороший промвал сейчас очень сложно найти!!! Большинство — "кривые" — вот вам и вибрации!
Буду собирать из отдельных частей методом подбора и проверки в токарном станке на биение.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector