Управление автомобилем. Часть 1. Посадка
Управление автомобилем. Часть 1. Посадка
Начинаем первую часть серии статей Управление автомобилем с небольшого отступления. Это необходимо для того, чтобы с самого начала понять важность повторения правильных действий в процессе обучения.
Чем более ясно вы себе представляете предмет, и понимаете для чего он нужен, тем более эффективно будут усваиваться теоретические знания.
Данный материал не претендует на совершенство, тем не менее, любой читатель найдет для себя что-то полезное.
Приступая к изучению автодела начинать следует с формирования привычек. Известно, что привычки формируются в результате многократного повторения чего-либо. Если требуется что-то запомнить – нужно многократно (или не очень, в зависимости от степени усвоения) это повторить.
Если требуется освоить какое-нибудь упражнение, то для результата необходимо, опять же, повторить его несколько раз. С каждым разом станет получаться все лучше и лучше.
Так у вас вырабатывается способность к запоминанию на уровне ощущений, и впоследствии многие действия происходят, как говорят, «на автомате». Человек сам себе это объясняет – «Я так привык!».
Так вот, с самого начала автомобильной практики необходимо формировать в себе правильные привычки. Достигается это путем каждодневного повторения правильных действий за рулем.
Что означает фраза «правильные действия за рулем»? Как понять, какие действия относятся к правильным, а какие — к неправильным?
Не вдаваясь в философию, правильные действия — это те, которые в процессе управления автомобилем приводят к желаемому, т.е. к нужному результату, и это достигается наименьшими усилиями и наименьшим количеством телодвижений.
Другими словами, в результате правильных действий водителя автомобиль без толчков и рывков движется в заданном направлении с желаемой (заданной) скоростью.
Правильность действий достигается тем, что посадка водителя за рулем, хват руля, непосредственно руление, переключение передач, ускорение, замедление автомобиля и т.д. выполняются всегда одним и тем же способом в спокойной манере.
В критической ситуации водитель поступает обычно так, как привык. Поэтому привыкать тоже нужно правильно. Это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы довести управление автомобилем до автоматизма.
Отпирание и запирание замков дверей
Дверь водителя снабжена выключателем замка, позволяющим блокирование/разблокирование замка снаружи автомобиля.
- вставьте ключ в скважину выключателя замка и поверните его вправо до упора (положение I);
- верните ключ в исходное положение и выньте его;
- откройте дверь, потянув ручку на себя.
- закройте дверь и, вставив ключ в скважину выключателя замка, поверните его влево до упора (положение II);
- верните ключ в исходное положение и выньте его.
Изнутри замки дверей могут быть заблокированы нажатием на кнопки 1. При опущенных кнопках 1 двери нельзя открыть снаружи.
Для открывания заблокированной двери изнутри потяните два раза ручку 2 на себя: первый раз — для разблокирования замка (кнопка 1 поднимется), второй — для открывания двери.
Блокирование открытой водительской двери выключателем замка и кнопкой блокировки невозможно. Это предусмотрено для снижения вероятности запирания дверей, если ключ оставлен в замке выключателя приборов и стартера.
ВНИМАНИЕ!
В пути кнопки блокировки дверей рекомендуется держать в поднятом положении, чтобы в экстренных случаях была облегчена эвакуация пассажиров.
ВНИМАНИЕ!
Приложение значительного усилия (более 9 кгс) к кнопке блокировки и ключу выключателя при открытой водительской двери может привести к поломке замка.
Правильная настройка уровня руля
Руль у тренажера должен располагаться на достаточной высоте, при этом так, чтобы он был не слишком близко, но и тянуться к нему не нужно.
Не сгибайте спину во время поездок, а лишь слегка наклоняйте.
Обратите внимание, что наваливаться на руль не следует, основная нагрузка приходится на педали, иначе эффекта от тренировки не будет никакого.
Отрегулируйте его так, чтобы свободно менять положение тела во время тренировки.
Как отрегулировать руль по высоте и вылету
Изначально баранка устанавливается согласно расположению колес. Это дает повысить управляемость автомобилем на дорогах. Но, когда речь идет о том, как правильно установить оплетку на руль или как правильно установить руль, то здесь нужно знать некоторые нюансы. От этого зависит комфортабельность поездки в своем же автомобиле.
В современных автомобилях есть возможность регулировать рулевое колесо по высоте вылету и длине. Перед тем как приступать к решению вопроса, необходимо правильно установить сиденье. Только после этого переходят непосредственно к настройке рулевой колонки. В нижней части расположен рычаг, который разблокирует ее. Без него настройка невозможна.
После того как колонка разблокирована, необходимо удобно расположиться на сиденье. Рулевое колесо не должно перекрывать обозрение дороги и приборов. Ладони должны свободно располагаться на верхней части. Когда руль установлен в нужное положение, необходимо заблокировать колонки при помощи того самого рычага. Если в комплектации идут подушки безопасности, то рулевое колесо не рекомендовано выдвигать на максимум.
Решить вопрос, как правильно установить руль, не сложно. Главное знать нюансы регулировке в то или иной модели. При необходимости можно воспользоваться услугами специалистов или задать вопросы своему инструктору, если вы обучаетесь в автошколе онлайн.
Несколько советов, которые помогут найти правильное положение тела за рулём
Каждый из нас когда-либо ездил в дальние поездки. А потом после проезда нескольких сот километров начинала ныть спина и мы жаловались, что не можем разогнуться или у нас отекли ноги. А каково дальнобойщикам и всем тем, кто бороздит немалые расстояния на машине?
Эта статья предлагает воспользоваться некоторыми советами, которые помогут практически всем водителям. Ещё бы, не хватало только потерять здоровье, сидя за рулём своего любимого транспортного средства!
Сиденье
Производители водительского автомобильного кресла, все как один, утверждают, что медики ничего вредного в конструкции самого сиденья не видят. Напротив, отрегулировав водительское кресло правильно, можно не только не беспокоиться за свой позвоночник, но и расслабить некоторые мышцы спины, и превратить поездку, даже на самые длинные расстояния, в комфортное путешествие. Таким образом, повышается и внимательность водителя, который намного лучше сосредотачивается на дороге.
Правильный контакт спины водителя с сиденьем невозможен, если он не является полным. Многие водители совершают ошибку, когда «виснут» на руле или поднимают кресло так высоко, что оно держит только лишь спину. Это вредно для позвоночника, который в такие моменты испытывает неимоверные нагрузки. И в дальнейшем такие нагрузки способны привести к заболеваниям позвоночника, в том числе радикулиту и остеохондрозу.
На фото приказано, как правильно сидеть за рулём автомобиля
Идеально настроенная спинка водительского кресла должна соприкасаться со спиной водителя в трёх точках. Поясница, лопатки и нижняя часть шеи должны плотно прилегать к спинке сиденья. Это не только полезно для спины, но и позволяет лучше чувствовать дорогу и при поворотах крепко держаться в кресле, а не соскальзывать с него.
Ноги также должны быть поставлены правильно. И сиденье слишком близко придвигать к рулю не стоит. Такое положение позволит рулю ездить по ногам, которые постоянно должны находиться в согнутом положении. А вот положение сиденья, которое позволяет до конца выжимать педаль сцепления, — считается полностью идеальным.
Как правильно сидеть за баранкой
Правильное положение рук также имеет большое значение. На некоторых авто имеется специальная настройка рулевого колеса. Кроме того, на ободе большинства современных рулей имеются специальные приливы, позволяющие держать баранку удобнее.
И найти рукам правильное место за рулём не так уж и сложно. Главное — это не забывать, что современные автомобили оснащены подушками безопасности.
На видео рассказывается, как нужно правильно сидеть за рулём:
Разберёмся. Одна из подушек бывает размещена в ступице руля и в аварийных ситуациях возможна сильная отдача, которая опасна. А опасна она тем, что может бросить ваши руки вам же в лицо. Поэтому держать руки на пути раскрывающейся подушки не рекомендуется. А вот отформатированные на ободе приливы позволят поставить руки правильно. Они как бы заранее задают правильный хват.
Теперь про расстояние. Как определить его от руля до водителя? Каким оно должно быть? Оказывается, сделать это очень просто. Запястья рук должны дотягиваться до верхней точки обода, а ступица должна быть направлена в лицо, но не в живот.
Если на старых моделях машин рулевое колесо было изготовлено не совсем удобно, так как не позволяло при маневрировании располагать их правильно, то современные баранки дают возможность не перехватывать баранку и не перекрещивать руки во время даже самых крутых виражей. А вот парковка и повороты во дворах, особенно маленькой формы, наоборот, для рулевого колеса современного внедорожника неудобны.
Конечно же, молодым водителям легче учиться держать руль правильно. А вот водители со стажем, привыкшие держать баранку по-старому, должны приноравливаться к подушке безопасности. Как правильно сидеть за рулём они знают, но вот фактор подушки часто не учитывают.
На видео рассказывается о правильном положении рук на руле:
Ищем точку опоры
Стоит знать, что во время аварийной ситуации водитель начинает действовать инстинктивно. Он, перед самым началом удара, подсознательно и независимо от себя упирается руками в обод рулевого колеса. Ногами же водитель упирается в пол или даже педали, пытаясь таким образом смягчить последствия аварии. Оказывается, это даже хуже, чем сидеть в обычной позе. К примеру, если ноги или руки будут полностью выпрямлены, то во время даже несильного удара можно получить травмы суставов.
Напротив, суставы, которые чуть согнуты в локтях и коленях, толчок парируют куда лучше. И правильная подгонка сиденья должна быть отрегулирована так, чтобы исключить прямые ноги и руки водителя.
Идём дальше. Опорами ни в коем случае не должны стать органы управления. Другими словами, нельзя во время толчка опираться на руль или другие элементы панели приборов. Ими нужно управлять, а не держаться за них руками. Существует один интересный способ, позволяющий проверить, насколько правильно вы сидите в кресле. Для этого нужно оторвать ступни от пола, а руки от рулевого колеса. И если при этом тело не будет валиться вперёд или назад, значит, посадка верная.
На фото показана неправильная посадка за рулём
В противном случае, когда тело неустойчиво, нужно отрегулировать положение сиденья. Нередко бывает достаточно просто изменить наклон подушки.
Подголовник
Подголовник — это не менее важная составляющая правильной осанки за рулём. Многие водители упираются головой в него в процессе езды на трассах. Это создаёт дополнительный комфорт. Но подлокотник, как и другие элементы автомобиля, должен быть грамотно отрегулирован.
Начнём с того, что ошибочно считать, якобы подголовник должен быть поднят до уровня шеи. Это очень опасно, ведь при авариях можно спокойно сломать себе шею. Особенно опасно такое положение, когда в ваш автомобиль врезаются сзади. Даже небольшой толчок в такой момент может оказаться травмирующим или даже смертельным.
А вот когда подголовник находится на уровне затылка, а по наклону размещается таким образом, что плечи, спина и затылок составляют одну линию, но под углом в 110 градусов — тогда это правильно.
Ремень безопасности
Следующее — ремень безопасности. Оказывается, его тоже следует правильно настроить. Длина ремня должна быть отрегулирована таким образом, чтобы проходила от плеча и через всю грудную клетку. И ни в коем случае не рекомендуется допустить, чтобы ремень находился на уровне горла. И так понятно, к чему это может привести.
На фото показано, как не нужно сидеть за рулём
Что касается того, тугим ли должен быть ремень безопасности или нет, то хочется заметить, что идеальный вариант — это ремень безопасности, который натянут таким образом, чтобы было возможно просунуть между ним и грудью свою ладонь. Это не даст ремню давить на грудную клетку и создаст максимальную эффективность при различных авариях.
Итак. В конце хотелось бы подытожить приведённое выше. Для того чтобы водитель правильно сидел за рулём своего нового автомобиля и у него не было проблем с осанкой требуется:
- отрегулировать кресло водителя (как это делается, приведено выше); , так как при любом маневрировании на дороге водитель обязан, бывает, сверить обстановку посредством зеркал, и если они будут установлены неправильно, водитель будет испытывать дискомфорт;
- отрегулировать руль, ведь правильная посадка водителя в первую очередь зависит от положения рук на баранке автомобиля;
- следует знать о том, что правая нога всегда должна находиться на педали газа и при необходимости менять положение на педаль тормоза (кроме того, к каждой машине следует привыкать, так как у каждого автомобиля свой ход педали);
- отрегулировать подголовник водительского сиденья;
- отрегулировать ремень безопасности, который не должен примыкать к грудной клетке слишком плотно и одновременно не быть слишком свободным.
Вот и всё. Данные выше советы помогут водителю чувствовать себя в процессе езды комфортно. Даже во время слишком длительных поездок спина водителя не будет испытывать никаких нагрузок.
Виды настройки руля
Высота руля
Существует несколько направлений регулировки рулевой системы. Главное — это высота самого руля. От этого параметра зависит, под каким углом располагается корпус спортсмена, какое положение принимают руки при катании. Угол наклона тела влияет на уровень работы различных групп мышц и на то, как скоро вы почувствуете усталость в них.
Как мы уже сказали, при катании «для отдыха», где нет необходимости развивать высокую скорость, руль часто поднимают в верхнее положение.
Если же вы хотите достичь наименьшего сопротивления с воздухом, опустите руль пониже. Низкий руль также выбирают для агрессивных видов велоспорта: даунхилла, BMX или триала.
За «нулевой» уровень берется уровень седла велосипеда. Высокий руль, следовательно, располагается выше линии уровня сиденья, низкий руль установлен под линией седла.
Изменить положение руля, поднять или опустить руль можно путем изменения положения самой колонки руля.
Этот метод является основным. Вспомогательный вариант здесь: изменение выноса руля. Острый угол выноса поднимет уровень руля.
Чаще всего владельцы велосипедов настраивают высоту стандартным способом. Перед началом такой настройки необходимо узнать, какой вид рулевой колонки установлен на ваш байк. Колонки бывают резьбовыми и безрезьбовыми. Рассмотрим оба варианта.
Резьбовая колонка
Такой тип механизма чаще всего встречается на профессиональных байках, имеющих какую-либо специализацию. Колонка такого типа имеет низкий вес и устанавливается на дорогие модели велосипедов.
Конструкция колонки предполагает размещение внутрь нее рулевой трубы. Крепление при этом затягивается с помощью гаек. Механизм простой и надежный. Единственное, нижняя часть трубы может запачкать одежду смазкой, поэтому необходимо соблюдать осторожность при работе с ней.
- Находим крепежную гайку. Она находится над рамой и как бы «закрывает» рулевую трубу. Ослабляем элемент при помощи ключа.
- Если имеется стопорная гайка, ослабляем и ее. Гайку вы без труда найдете на самой трубке руля.
- Находим необходимый уровень расположения руля. Если мы хотим поднять руль совсем высоко, необходимо иметь специальный удлинитель, о нем поговорим чуть позже.
- Затягиваем сначала крепежную гайку, потом стопорную. Так мы надежно фиксируем руль в новом положении.
Работа закончена. Как видите, изменение положения руля не затруднит даже новичка.
Безрезьбовая колонка
Такой тип механизма встречается на советских моделях велосипедов, а также на современных байках, как правило, недорогих. Колонка такого вида более тяжелая по сравнению с резьбовой и имеет свои особенности.
Если говорить о горных моделях, но почти все современные горные байки имеют именно такую колонку. Руль здесь закреплен к трубе при помощи отдельного элемента, называемого выносом руля. Резьбовые механизмы как бы уже имеют «встроенный» литой вынос, поэтому являются более легкими и крепкими. При наличии выноса регулировка удобнее, так как имеет дополнительную опцию изменения параметров байка, но и вес модели при этом добавляется.
Почему на горные велосипеды устанавливают именно такой тип колонок?! Скорее всего, просто для удобства дополнительной регулировки.
Высота руля при такой модификации выставляется не путем изменения положения самой трубы, а добавлением к конструкции особых проставочных колец, которые крепятся на трубу при снятом выносе руля.
- Откручиваем при помощи шестигранника якорный болт (он представляет собой «крышку», расположенную наверху трубы)
- Отвинчиваем болты, стягивающие вынос. С их помощью вынос руля крепится на рулевую трубу.
- Аккуратно демонтируем вынос и руль.
- Регулируем высоту руля путем добавления или снятия проставочных колец с трубы.
- Монтируем вынос на место.
- Завинчиваем последовательное стягивающие болты. После — якорный болт.
При установке элементов на место не затягивайте болты слишком сильно «для надежности». Детали руля легко повредить при перетяжке крепления.
Внимательно регулируем положение выноса руля. Лучше брать переднее колесо как ориентир и выравнивать вынос по нему. Ослабьте болты, удерживающие вынос, установите элемент в ровное положение, зафиксируете болты для крепления детали.
Измерение угла наклона и выноса руля
Помимо высоты руля, элемент подлежит регулировке в других направлениях. Это относится, главным образом, к безрезьбовым колонкам, позволяющим более точную настройку. Резьбовые колонки литые, варианты дополнительных настроек в них встречаются крайне редко.
Алгоритм работы при изменении угла наклона:
- Параметр меняется при помощи обычного шестигранника. Необходимо ослабить болты выноса руля.
- Прокручивайте трубу для нахождения оптимального положения. Примерьте велосипед и убедитесь, что выбранное положение комфортно для вас.
Совет: Не отправляйтесь после настройки в длительное путешествие без предварительной тестовой поездки или набора инструментов. В дороге, возможно, придется поменять положение руля с учетом тренировочных реалий.
- Вертикальные. Предназначены для увеличения высоты руля.
- Горизонтальные. Компенсируют длину рамы.
- Угловые. Предназначены для установки аксессуаров и вспомогательных гаджетов.
Заранее проверьте совместимость вашего выноса с покупаемым дополнительным оборудованием. Разные типы выноса предполагают разное крепление элементов.
Удлинение руля
Если вы подняли руль в максимальное положение, но вам по-прежнему не хватает высоты, вы можете приобрести удлинитель для рулевой колонки. Он представляет собой особую трубу, позволяющую переместить шток вилки в более высокое положение. Вы можете докупить специальные кольца для удлинения конструкции и другие элементы, поменять сам вынос.
Итоги
В конструкции велосипеда рулевое устройство играет важное значение. Без него невозможно управление велобайком. Устройство этой конструкции нельзя назвать простой, а наличие подшипников требует периодической разборки, профилактики и смазки. Также важно правильно настроить это средство управления по высоте. Так как от этого будет зависеть удобство передвижения на велосипеде. Регулировка высоты рулевой трубы будет зависеть от роста велосипедиста и от типа самого велобайка. Произвести необходимые процедуры по настройки высоты можно самостоятельно если разобраться в конструкции рулевой системы.
Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:
(1 оценок, среднее: 1,00 из 5)