Регулировка переднего переключателя скоростей велосипеда
Регулировка переднего переключателя скоростей велосипеда
Цель этой инструкции состоит в том, чтобы помочь вам разобраться в процессе правильной настройки переднего переключателя скоростей на велосипеде. Она может немного отличаться на разных велосипедах, но сам порядок действий примерно одинаковый.
Эта инструкция будет очень полезна, если на велосипеде плохо переключаются передачи и вы хотите правильно настроить передний переключатель. После завершения регулировки переднего переключателя вы будете удивлены насколько хорошо переключаются передачи на велосипеде. Кроме того это руководство будет полезным при первой установке переднего переключателя.
Если вы впервые пытаетесь отрегулировать передний переключатель на велосипеде, то вам не обойтись без некоторых технических навыков. А самый лучший способ их получить — попытаться настроить переключатель скоростей — повозиться с ним самостоятельно! Чтобы облегчить понимание процесса регулировки переднего переключателя, в статье приводится множество фотографий.
Работа переднего переключателя на велосипеде заключается в перемещение цепи с одной ведущей звезды на другую. Держатель переключателя скоростей перемещается с помощью тросика. При ослаблении натяжения тросика держатель под действием пружины смещается кнутри. Правильно отрегулированный передний переключатель скоростей должен чётко и плавно перемещать цепь между передними звездами. Во время вращения педалей велосипеда держатель не должен тереться об цепь.
Для настройки переднего переключателя скоростей потребуются следующие инструменты (смотрите фото выше):
- Шестигранный ключ (размер зависит от конкретной модели переднего переключателя)
- Отвёртка
- Монетка
Теперь давайте приступим к регулировке переднего переключателя! Главное, делайте всё с удовольствием!
1. Проверяем состояние тормозов
В первую очередь «расстегиваем» тормоз, как показано на фото.
Проверяем, как ходит тросик (G) в рубашке (A), нажимая и отпуская тормозную ручку и подтягивая тросик обратно пальцем – движение должно быть свободным, без задержек. Если тросик вытягивается тяжело, возможно, он, рубашка или его направляющая (C) повреждены, либо внутри рубашки или направляющей скопилась грязь. Их необходимо снять и почистить, либо заменить.
Проверяем состояние колодок (J). На них должны быть видны канавки для стока грязи (колодка не должна быть гладкой). Изношенные колодки без канавок необходимо заменить. Проверьте укомплектованность колодок шайбами и правильность их установки.
При установке новых колодок соблюдайте очередность шайб.
Рычаги тормоза (I) должны свободно поворачиваться на своих посадочных местах и раздвигаться пружинами после сжатия. Если движение затруднено, тормоз при работе может застревать в закрытом положении и тереть колодкой об обод. В этом случае можно снять рычаги с посадочных мест, почистить и смазать места контакта и установить обратно.
При установке обратите внимание, чтобы выступающий пин на рычаге попал в отверстие на раме, и чтобы на левом и правом рычаге отверстие было одно и то же.
Механизм изменения скоростей
Работа у заднего и переднего переключателя скоростей заключается в следующем: если трос натягивается, то рамка переключателя передвигает цепь на более высокие звёзды. Если, наоборот, ослабить трос, то рамка перекинет цепь на меньшие звёзды.
Переключаются скорости с помощью шифтёров (монеток), расположенных на руле. Задний переключатель регулируется правым шифтёром. Таким образом цепь перескакивает между задними звёздами. А передний переключатель регулируется шифтёром с левой стороны. Так перескакивает цепь среди передних звёзд.
Принцип работы переключателя скоростей — видео
Конструкция переднего переключателя (или перекидки).
Система передней перекидки не отличается особой сложностью.
Элементы, из которых она состоит:
- Хомут. Благодаря этому компоненту, переключатель присоединяется к раме велосипеда.
- Направляющая рамка. Внутри этого элемента проходит цепочка.
- Параллелограмм. Важная движущая деталь, к которой прикрепляется направляющая рамка.
- Регулировочные болты. Два ограничительных болта, которые сдерживают движение рамки.
- Закрепляющий болт. Он прикрепляет трос переключения передач.
Вся система работает как слаженный механизм. Нажимая на переключатель, цепь переключается на определенную звезду. Если необходимо уменьшить скорость, то в этом случае натяжение троса начинает ослабевать, и пружина тащит параллелограмм на определенную дистанцию, где в то же время цепочка перепрыгивает звезду меньшего размера.
Интересно! Ограничительные болты помогают сдерживать направляющую рамку, чтобы велосипедная цепочка не смогла соскочить на каретку.
Когда необходима настройка скоростей
Система скоростей велосипеда требует корректировки, если срабатывают не все передачи или переключение некорректное. Это может произойти в результате:
- замены одного или нескольких элементов трансмиссии (цепи, кассеты, ролика, подшипника и т.д.)
- износа (растяжения) тросика или рубашек
- деформации деталей вследствие удара или падения
Иногда дополнительная корректировка требуется после покупки велосипеда. Перед тем как приступать к настройке скоростей на новом велосипеде, рекомендуется промять рубашки. Для этого потяните за тросик с умеренной силой во всех местах, где он оголен. После механического воздействия на тросик вы увидите, что он начал провисать. Освободите трос на заднем переключателе, подтяните регулировку на манетке и снова закрепите его.
Перед настройкой скоростей на велосипеде б/у очистите все элементы трансмиссии от грязи и пыли, смажьте пружину, тросики и цепь. Для корректной работы переключателя ширина цепи должна соответствовать уровню переднего переключателя. Недопустим сильный люфт переключателя и подшипников каретки. Следите, чтобы звезды системы были идеально ровными и вращались в одной плоскости.
A: Aist Alpinebike Aspect Atom Author Avenger
B: BCA Beone BH Bianchi
C: Cannondale Canyon Carraro Cipollini Commencal Concord Crescent Cronus Cube
D: Devinci Dkbicycles Drossiger
E: Electra Explorer
F: Felt Focus Format Forward Foxx Fuji
G: Gary Fisher Ghost Giant GoCycle GT
H: Haro Helkama
I: Ironhorse
J: Jamis
K: Kona Kross KTM
L: Land Rover Lapierre Lexus Look
M: Marin Merida Maverick Mirraco Monark Mongoose
N: Nakamura Next «Ашанбайки» Nishiki Nopsa Norco Nordway
O: Orbea
P: Pinarello
R: Rock Machine
S: Schwinn Scott Shulz Silverback Specialized Stark Stels Stern Stevens Stinger Strida Surly
T: Tank Tomac Topgear Trek Tunturi
U: Univega USSR
W: Wels Wilier
Y: Yosemite
Натяжение цепи на велосипеде без передач
На обычном велосипеде без передач натянуть цепь очень просто. Главное — не допускать слишком сильного натяжения (не более 5 мм).
Пошагово процесс выглядит так:
- Велосипед переворачивают колесами вверх. Чтобы не повредить сиденье, под него лучше положить какой-нибудь мягкий материал.
- Далее ослабляют две гайки, которые крепят заднее колесо. Для корректировки уровня провисания колесо осторожно передвигают по наклонным пазам.
- Когда будет достигнут оптимальный уровень натяжения цепи, колесо снова фиксируют гайками. Затягивать их следует крепко, но без чрезмерного усилия, иначе гайки повредятся.
После завершения работ обязательно проверяют качество натяжения цепи. Для этого, не переворачивая велосипед, прокручивают педали. Их ход должен быть абсолютно свободным (рисунок 5).
Пошаговая инструкция по натягиванию цепи на скоростной велосипед приведена в видео.