Полезная информация
Полезная информация
Системы механизмов тракторов минского производства отличаются не только простотой замены, но и доступной стоимостью элементов. Сцепление МТЗ требует постоянного техобслуживания и профилактического осмотра. В отличие от других агрегатов данный узел имеет простую конструкцию. Поэтому отремонтировать машину или заменить детали может штатный механик или оператор трактора. Это позволит существенно сэкономить не только средства, но и время на отправку машины в сервисный центр. Опытный тракторист выполнит работу всего за несколько часов, что позволит не нарушить рабочий график и выполнить задачи по посеву, уборке своевременно.
Регулировки сцепления трактора МТЗ-82
При работе трактора вследствие износа фрикционных накладок постепенно уменьшается свободный ход педали сцепления, который следует проверять через каждые 125 часов работы.
Ход рычага 5 на радиусе расположения пальца 6 должен быть 6. 7 мм, что соответствует свободному ходу 40. 50 мм педали сцепления 1.
Регулировку управления сцеплением МТЗ-82 Беларус выполняйте в следующей последовательности:
— отсоедините тягу 8 от рычага 5, вынув палец 6;
— вывинчивая регулировочный болт 2, верните педаль 1 в исходное положение до упора в полик;
— поверните рычаг 5 против часовой стрелки до упора выжимного подшипника в отжимные рычаги и, вращая вилку 7 тяги 8, совместите отверстия рычага и вилки, после чего укоротите тягу 8 примерно на 5 оборотов вилки 7 и соедините с рычагом при помощи пальца; проверьте свободный ход по подушке педали сцепления;
— проведите проверку возвращения педали сцепления в исходное положение при отводе ее на величину полного хода. В случае зависания педали необходимо отпустить болты 4 и повернуть кронштейн 3 по часовой стрелке или завернуть регулировочный болт 2 на величину, обеспечивающую возврат педали в исходное положение.
Если свободный ход педали сцепления не поддается регулировке путем изменения длины тяги 8, а ход рычага 5 при измерении на радиусе расположения пальца 6 менее 4 мм, произведите регулировку положения отжимных рычагов, как указано ниже.
После регулировки механизма управления муфтой сцепления затяните контргайку и зашплинтуйте палец.
Рис. 1
Регулировка положения отжимных рычагов сцепления МТЗ-82 Беларус
После установки муфты сцепления на маховик и снятия технологических болтов произведите регулировку положения отжимных рычагов 3 (рис. 2) при помощи специальной оправки 4, которая базируется по внутреннему диаметру шлиц ступицы опорного диска 5 с упором в торец ступицы.
На оправке имеется торцевая поверхность для упора отжимных рычагов.
Размеры оправки указаны на рис. 2. При помощи регулировочных гаек 2 подведите отжимные рычаги до упора в торец оправки и установите стопорные шайбы 1.
Рис. 2
При этом обеспечивается расстояние А=13±0,5 мм от поверхности контакта рычагов 3 с выжимным подшипником до торца ступицы опорного диска 5.
Разность этого размера для рычагов муфты не должна превышать 0,3 мм.
Неисправности сцепления трактора МТЗ-82
Сцепление не передает полного крутящего момента
Нет свободного хода педали — Отрегулируйте свободный ход педали.
Изношены накладки ведомого диска — Замените ведомый диск в сборе.
Сцепление выключается не полностью
Увеличен свободный ход педали — Отрегулируйте свободный ход педали.
Попадание масла в сухой отсек корпуса сцепления
Износ манжеты, уплотняющей коленчатый вал — Замените манжету.
Выдавлена крышка подшипника ведомого вала привода ВОМ при стыковке трактора после ремонта — Установите новую крышку или отрихтуйте старую.
Износ манжеты кронштейна отводки — Замените манжету.
Параметры регулировки трансмиссии МТЗ-82 Беларус
Зазор между носками отжимных рычагов и выжимным подшипником отводки муфты сцепления, мм — 3
Разница зазора для отдельных рычагов муфты сцепления, не более, мм — 0,3
Свободный ход педали муфты сцепления, мм — 40-50 по подушке педали
Расстояние от места контакта рычагов с подшипником отводки до торца ступицы опорного диска, мм — 13 ±0,5
Расстояние от задней плоскости корпуса КПП до наружного торца ведущей шестерни главной передачи, мм — 58 + 0,15
Допустимое увеличение осевого зазора в конических подшипниках вторичного вала КПП, не более (при контроле), мм — 0,3
Момент сопротивления проворачиванию вторичного вала КПП в конических подшипниках без учета зацепляющихся с ним шестерен (обеспечивается при регулировки зазора), КГСМ (Нм) — 0,6 — 0,7 (6 — 7)
Момент сопротивления проворачиванию дифференциала в конических подшипниках, приложенный к наружному торцу зубьев ведомой шестерни главной передачи, КГСМ (Нм) — 3 — 5 (30 — 50)
Боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи заднего моста, мм — 0,25 — 0,55
Ход педалей тормозов, мм — 70-90 110 — 120 (для тракторов с унифицированной кабиной)
Конструкция
Трактор построен по классической «тракторной» концепции. Основу конструкции составляет полурама, сваренная из пары швеллеров и поперечного бруса. На полураме болтовым соединением крепится блок трансмиссии. Силовой агрегат, коробка передач и мост собраны в скрепленный болтами единый узел, установленный на полураме.
Максимально допустимая масса трактора ЮМЗ-6 с навесным оборудованием составляет 3,9 тонны, без навесного оборудования – 3,3 тонны. Трактор может эксплуатироваться с прицепом массой не более 6 тонн.
Двигатель не запускается: ищем причину
Если возникли сложности с пуском мотора, причины могут быть следующими:
- Загрязнение топливопровода. Необходимо промыть и продуть все патрубки. Для особо тяжелых случаев понадобится компрессор.
- Завоздушивание. В данном случае необходимо избавиться от воздуха в топливной системе. Как правило, для этого достаточно заполнить бак горючим.
- Загрязнение очистительных устройств. При засорении фильтра производится промывка или замена изделий, в зависимости от того, насколько критична проблема.
- Некачественный распыл дизтоплива форсунками. Возможно, устройства также засорены и требуют очистки. При критическом износе производится замена форсунок.
При внезапной остановке агрегата рекомендуем обратить внимание на наличие масла в поддоне мотора. Если обнаружена лишняя смазка, следует удалить воздушную пробку и залить топливо в трактор. Как правило, проблема выдавливания масла обусловлена завоздушиванием. Также произвольная остановка ДВС может возникнуть из-за загрязнения топливопровода или топливных фильтров. Патрубки и очистительные устройства прочищаются. Если трубы повреждены, их необходимо менять.
Достоинства и недостатки
Если сравнивать с другими марками того же тягового класса, то можно отметить его многочисленные достоинства:
- Отличное качество изготовления, а также сборки. Как следствие – надежность и долговечность. Как показала практика, узлы отрабатывают положенный срок с большим запасом.
- Конструкция предельно простая, с высокой степенью ремонтопригодности в незаводских условиях.
- Взаимозаменяемость запчастей и расходных материалов на уровне 70%.
- Характеризуется неприхотливостью к ГСМ. Относительно легко заводится на морозе, безотказно работает в жару.
- По дизайну, эргономике и комфортабельности, кабина почти не уступала зарубежным образцам тех времен.
ЮМЗ-6 был хорошим, но не идеальным. Среди основных недостатков следующие:
- Центр тяжести находится относительно высоко. Из-за этого, машина не может работать на местности с уклоном более 10 град. В таких случаях, колею расширяли до 1800 мм, это позволяло частично решить проблему.
- По мнению эксплуатационников, подвеску ходовой части можно было сделать помягче.
- После того, как агрегат вырабатывал первую половину заявленного ресурса, в КПП на повышенных скоростях выбивало рычаг. Особенно часто это происходило на неровной дороге, при движении с прицепом.
- Периодически подтекает масло.
- Не рекомендовалась длительная работа силовой установки на холостых либо малых оборотах, так как это могло стать причиной повышенного износа деталей двигателя.
- По отзывам владельцев, было бы совсем хорошо, если бы он имел модификацию с ведущим передним мостом. Да и число оборотов мотора могли сделать побольше.
Вот такие мнения можно встретить о тракторах ЮМЗ-6 на тематических форумах.
Григорий:
«Я считаю, что ЮМЗ-6 ничем не уступает более новым тракторам европейских производителей. У меня он в работе еще с 1986 года. Итого я уже более 30 лет его применяю! Свой ресурс работы в 12 000 часов мне кажется, откатал он уже давненько, при этом серьезных поломок в нем я до сих пор не наблюдал. Мелкий ремонт заключался в реставрации старых узлов. Все это можно с легкостью выполнить в домашних условиях. В мастерскую ни разу не обращался. Двухкорпусный плуг приводит в работу на целинной земле без проблем. Прицеп максимально нагружал 3-мя тоннами угля, также тянул легко. Ему бы еще передний мост и цены бы ему не было»
Иван, Гостомель:
У меня трактор ЮМЗ-6, на табличке производителя год выпуска 82-й. Когда-то давно он эксплуатировался постоянно, сначала отцом на нашем участке, теперь и я использую, но чуть реже. Эта модель без гидроусилителя руля, не скажу, что им тяжело управлять, привыкнуть можно.
Достоинства: за мои 8 лет эксплуатации не ломался вообще, учитываем год производства! Единственный ремонт был — замена механизма блокировки, причем, кабину я не снимал, менял через люк. В холод запускается без проблем и запчасти к нему все есть, если на заказ, то можно найти, что угодно.
Недостатки: на эту модель нельзя поставить ПВМ. Но в сравнении с достоинствами, конечно, это мелочи.
Игорь, Днепр:
Где я только ЮМЗ свой не применял, серьезно. Год выпуска машины у меня 85-й. Судите сами: с его помощью пашу, культивирую, сею, во время сенокоса использую, разбрызгивателем удобрений тоже пользуюсь. Претензий нет вообще, двигатель не перегревался на моей памяти, хотя трактор таскаю в сезон прилично. Вообще очень хочется, чтобы эту модель снова стали в Украине выпускать, из России аналоговую технику заказывать выйдет много дороже.