20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как отрегулировать зазоры клапанов

Как отрегулировать зазоры клапанов

Правильная работа газораспределительного механизма влияет на расход топлива, работоспособность смежных узлов и общий ресурс деталей автомобиля. Для этого в автомобилях проводится настройка системы, в том числе регулировка зазоров клапанов. Такая операция на станции стоит недешево, потому что требует не только времени и сноровки, но и знаний с опытом.

Не все современные иномарки нуждаются в этой операции. Автоконцерны пошли по пути установки в автомобилях гидропомп, помогающих автоматизировать тепловой зазор. Но в этом случае снижается надежность системы в целом, а также сводится практически к нулю ремонтопригодность узла. Но, например, Honda не вывела из конструкции упорный винт с гайкой, притом, что установка с завода не меняется практически 100 тысяч км пробега.

Для чего нужна регулировка клапанов

В любом автомобильном двигателе открытие клапанов необходимо для наполнения цилиндров топливовоздушной смесью, а после их герметичного закрытия в камерах происходит сгорание, совершается рабочий цикл. Если не выставить ТЗ, сделать их меньше положенной нормы или вовсе убрать, герметичности не будет, соответственно, не закроются полностью клапана, топливная смесь не сгорит до конца.

При увеличенных зазорах в клапанном механизме появляется стук, происходит интенсивный износ деталей. Регулировка клапанов (РК) для каждой модели автомобиля производится с периодичностью, указанной в технических условиях заводом-изготовителем, все станции техобслуживания, автослесари и владельцы автомобилей рекомендаций стараются придерживаться.

#1 Пользователь офлайнClindr

  • Группа: Members
  • Сообщений: 70
  • Регистрация: 11 Июнь 11

#2 Пользователь офлайнNikita CBR 06

  • Группа: Постояльцы
  • Сообщений: 300
  • Регистрация: 05 Июнь 14

#3 Пользователь офлайнramzess4

  • Группа: Постояльцы
  • Сообщений: 850
  • Регистрация: 18 Декабрь 10

#4 Пользователь офлайнkullerxxx

  • Группа: Members
  • Сообщений: 145
  • Регистрация: 01 Август 12

#5 Пользователь офлайнLaps

  • Группа: Постояльцы
  • Сообщений: 514
  • Регистрация: 29 Ноябрь 08

#6 Пользователь офлайнramzess4

  • Группа: Постояльцы
  • Сообщений: 850
  • Регистрация: 18 Декабрь 10

Просмотр сообщенияkullerxxx (17 Ноябрь 2015 — 12:55) писал:

Зазоры на холодном надо мерить. Лучше конечно в теплом гараже. Но можно и в холодном. Там все равно плюс минус есть. Не ошибешься.

Просмотр сообщенияLaps (18 Ноябрь 2015 — 13:16) писал:

#7 Пользователь офлайнLaps

  • Группа: Постояльцы
  • Сообщений: 514
  • Регистрация: 29 Ноябрь 08

Просмотр сообщенияramzess4 (18 Ноябрь 2015 — 13:25) писал:

Зазоры выставляются для режима, когда мотор работает, в этом режиме температура клапана намного выше температуры головы и тогда зазор уходит. Когда температура головы и клапана одинаковы, то при увеличении температуры зазор увеличивается, при уменьшении температуры — уменьшается.

У алюминия коэффициент теплового расширения больше. При уменьшении температуры, голова сжимается сильнее чем клапан, и он выступает сильнее, уменьшая зазор.

#8 Пользователь офлайнDEN919

  • Группа: Фаероводы
  • Сообщений: 6 679
  • Регистрация: 26 Июль 05

Просмотр сообщенияLaps (18 Ноябрь 2015 — 13:39) писал:

Зазоры выставляются для режима, когда мотор работает, в этом режиме температура клапана намного выше температуры головы и тогда зазор уходит. Когда температура головы и клапана одинаковы, то при увеличении температуры зазор увеличивается, при уменьшении температуры — уменьшается.

У алюминия коэффициент теплового расширения больше. При уменьшении температуры, голова сжимается сильнее чем клапан, и он выступает сильнее, уменьшая зазор.

Читайте так же:
Регулировка роликов в вариаторе скутера

#9 Пользователь офлайнLaps

  • Группа: Постояльцы
  • Сообщений: 514
  • Регистрация: 29 Ноябрь 08

Просмотр сообщенияDEN919 (18 Ноябрь 2015 — 16:34) писал:

#10 Пользователь офлайнkullerxxx

  • Группа: Members
  • Сообщений: 145
  • Регистрация: 01 Август 12

Просмотр сообщенияLaps (18 Ноябрь 2015 — 16:50) писал:

#11 Пользователь офлайнLaps

  • Группа: Постояльцы
  • Сообщений: 514
  • Регистрация: 29 Ноябрь 08

Просмотр сообщенияkullerxxx (18 Ноябрь 2015 — 17:12) писал:

Точно, только не +40°, а при +60° +70°

PS Некоторые производители указывают зазор на горячую, а, например, ниссан и на горячую и на холодную.
Вот под рукой был мануал на тиану.

Прикрепленные изображения

#12 Пользователь офлайнkullerxxx

  • Группа: Members
  • Сообщений: 145
  • Регистрация: 01 Август 12

#13 Пользователь офлайнramzess4

  • Группа: Постояльцы
  • Сообщений: 850
  • Регистрация: 18 Декабрь 10

Просмотр сообщенияLaps (18 Ноябрь 2015 — 13:39) писал:

Зазоры выставляются для режима, когда мотор работает, в этом режиме температура клапана намного выше температуры головы и тогда зазор уходит. Когда температура головы и клапана одинаковы, то при увеличении температуры зазор увеличивается, при уменьшении температуры — уменьшается.

У алюминия коэффициент теплового расширения больше. При уменьшении температуры, голова сжимается сильнее чем клапан, и он выступает сильнее, уменьшая зазор.

#14 Пользователь офлайнLaps

  • Группа: Постояльцы
  • Сообщений: 514
  • Регистрация: 29 Ноябрь 08

Просмотр сообщенияramzess4 (18 Ноябрь 2015 — 19:36) писал:

Я не понял что ты имеешь в виду

Когда мотор работает и в нём горит бензин, то голова нагревается до 80°, а клапан намного больше(у выпускного тарелка может до 600° нагреваться) в результате хоть у клапана и меньше коэффициент расширения, на за счёт того, что он греется сильнее, он и удлиняется сильнее. После того как глушишь двигатель, клапан довольно быстро остывает до температуры головы. А когда всё одной температуры будь то 0°, 20° или 80°, то больше температура — больше зазор, меньше температура — меньше зазор.

#15 Пользователь офлайнDEN919

  • Группа: Фаероводы
  • Сообщений: 6 679
  • Регистрация: 26 Июль 05

Просмотр сообщенияLaps (18 Ноябрь 2015 — 17:16) писал:

Точно, только не +40°, а при +60° +70°

PS Некоторые производители указывают зазор на горячую, а, например, ниссан и на горячую и на холодную.
Вот под рукой был мануал на тиану.

на 0,009 убегает всего выпускной (горячей впускного который). причем там гидрики скорей всего стоят (зазоры почти одинаковые in/ex)

и температура в камере сгорания и тарелки клапана существенно отличается

#16 Пользователь офлайнLaps

  • Группа: Постояльцы
  • Сообщений: 514
  • Регистрация: 29 Ноябрь 08

#17 Пользователь офлайнDEN919

  • Группа: Фаероводы
  • Сообщений: 6 679
  • Регистрация: 26 Июль 05

Просмотр сообщенияLaps (18 Ноябрь 2015 — 21:10) писал:

#18 Пользователь офлайнLaps

  • Группа: Постояльцы
  • Сообщений: 514
  • Регистрация: 29 Ноябрь 08

Я подумал ты про размеры в скобочках

0,308-0,29=0,018
Нижний предел на одном ряду клапанов разница две сотки, все остальные размеры + 4,4 . +7,6 соток.
Мне кажется эти данные вполне объективно говорят об увеличении зазоров.

#19 Пользователь офлайнDEN919

  • Группа: Фаероводы
  • Сообщений: 6 679
  • Регистрация: 26 Июль 05

Просмотр сообщенияLaps (18 Ноябрь 2015 — 21:35) писал:

Читайте так же:
Сделай сам регулировка холостого хода

Я подумал ты про размеры в скобочках

0,308-0,29=0,018
Нижний предел на одном ряду клапанов разница две сотки, все остальные размеры + 4,4 . +7,6 соток.
Мне кажется эти данные вполне объективно говорят об увеличении зазоров.

представляешь как десмодром работает? там зазор на закрывающих рокерах в районе 0,1 +-0,02 и на открывающих 0,15+-0,03 и размеры клапана поболее хонды))) согласен, что клапан "удлинняется" при нагреве, но ничтожно мало. в противном случае он бы не закрывался полностью

тему пора почистить)))))

ТС у тебя выпуск сечет похоже

#20 Пользователь офлайнLaps

  • Группа: Постояльцы
  • Сообщений: 514
  • Регистрация: 29 Ноябрь 08

Поделиться темой:

  • 2 Страниц +
  • 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Перед началом регулировки следует проделать такие операции:

Регулировка клапанов на Ваз 2107

  • снять корпус воздушного фильтра с карбюратора;
  • снять патрубки и провода, препятствующие демонтажу крышки ГРМ;
  • открутить гайки крепления крышки ГРМ;
  • демонтировать крышку ГРМ.

[tip]Совет: для удобства стоит снять крышку трамблера, это облегчит доступ к клапанному механизму. Также нужно выкрутить свечи — без них в цилиндрах отсутствует компрессия и провернуть коленвал намного легче.[/tip]

Когда доступ к клапанам обеспечен, можно начать регулировку тепловых зазоров. Следует помнить, что величина зазора 0,15 мм установлена конструкторами для холодного двигателя. Поэтому перед проведением работ нужно обязательно дождаться, когда мотор остынет. Кроме того, производя работы на горячем двигателе, можно получить ожоги.

Регулировка клапанов на ВАЗ 2107 карбюратор и на инжекторной модели совершенно не отличается. Исключение составляют лишь двигатели, на которых установлены гидравлические компенсаторы зазоров. В этом случае регулировка не требуется.

Регулировка микрометром

  1. Транспорт фиксируется, чтобы обезопасить возможное движение или активацию мотора.
  2. Чтобы открыть доступ к клапанам необходимо демонтировать с корпуса мотора фильтры для воздуха
  3. Демонтируется трос большого акселератора.
  4. Откручиваются чёрные крепительные гайки из клапанной крышки.
  5. После снятия защёлок извлекается крышка распределителя.
  6. Свечи зажигания выкручиваются и извлекаются.
  7. Проверяется натяжение цепки ГРМ (регулировка проводится только при её нормальном натяжении).
  8. Проворачивается коленвал специальным ключом за маховик. На этом этапе должны совместиться производственные метки приводной звезды распределителя и корпуса подшипника. В итоге работы цилиндр 4 окажется в пиковой верхней точке. Теперь возможно регулировать восьмой и шестой клапан.
  9. На приводной звёздочке необходимо нанести дополнительные метки. Для этого используется канцелярский маркёр.
  10. Проверяется соответствие проставленных меток. Берётся во внимание шкив коленвала и моторный блок.
  11. В дополнение к производственным меткам проставляются метки через каждую 1/4 оборота.
  12. Звезда распредвала напрямую связана с цепочкой коленвала.
  13. Крепко фиксируется рейка.

Таблица регулировки клапанов ваз 2107

таблица регулировки клапанов ваз 2107

Первым автомобилем, сошедшим с конвейера Волжского автомобильного завода, была модель ВАЗ-2101. Впоследствии производитель выпускал еще 6 моделей, до ВАЗ-2107. Все эти авто в народе получили обозначение «Классика» из-за особенностей компоновки. Все эти модели выпускались в кузове седан (кроме 2102 и 2104 – которые являются универсалами), оснащались рядным 4-цилиндровым мотором с продольным расположением, а также приводом на задние колеса.

Примечательно, что на все эти авто устанавливались практически идентичные моторы. И хоть в результате доработок удавалось менять рабочие характеристики силовых установок, но компоновка их была одинаковой.

Особенности ГРМ

К примеру, газораспределительный механизм – с верхним положением клапанов и распред. вала. Привод ГРМ у мотора осуществлялся посредством цепи, и это на всех моделях.

Особенность клапанного механизма заключается в использовании нажимных рычагов, второе название – рокеры. Они располагаются между распределительным валом и торцом штока клапана. То есть, воздействие кулачка на клапан производится не напрямую, а посредством рокера. Также благодаря нажимному рычагу обеспечивается возможность регулировки теплового зазора.

Этот зазор нужен для того, чтобы компенсировать изменение геометрических параметров составных элементов клапанного механизма, происходящее в результате нагрева, при котором металл расширяется. Если бы этого зазора не было, то после нагрева силовой установки происходило бы нарушение фаз газораспределения. Если проще, то при нагреве из-за расширения металла клапана полностью не закрываются, что приводит к потере компрессии, и как следствие – падение мощности.

Перечень работ по техническому обслуживанию силовых установок этих моделей включал в себя такую операцию, как регулировка клапанов. Обусловлено это особенностями конструкции клапанного механизма. В процессе эксплуатации рабочие поверхности торца клапана, рокера и кулачков распределительного вала стираются, что приводит к нарушению теплового зазора.

Благо та же конструкция является достаточно простой, поэтому регулировочные работы достаточно просты и выполнить их можно своими руками. Важно только знать порядок проведения работ и последовательность регулировки клапанов на «Классике». Примечательно, что операция идентична практически для всех моделей, поэтому порядок регулировки клапанов ВАЗ-2101 и, к примеру, ВАЗ-2105 – одинаковы, только в ВАЗ-2107 она несколько отличается.

Поскольку для большинства моделей операция делается идентично, то далее будут фигурировать все модели Жигулей, относящихся к «Классике».

Первое и основное правило проведения операции – выполняется она только на остывшем моторе. Обусловлено это все тем же расширением металла. Если регулировка клапанов на ВАЗ-2102 или любой другой модели будет делаться на прогретом агрегате, то положительного результата операция не даст, потому что при остывании металл вернется к первоначальной форме и зазор не будет соответствовать норме, он просто увеличиться.

Также обязательно нужно знать, когда должна проводиться регулировка клапанов ВАЗ-2105. Верным признаком того, что клапанный механизм разрегулирован является звонкий металлический стук из подкапотного пространства при работающем моторе. Причем интенсивность его меняется пропорционально увеличению или уменьшению оборотов.

Регулировка клапанов на ВАЗ-2104 также должна проводиться каждый раз, когда выполняются ремонтные работы с головкой блока, связанные со снятием распределительного вала.

Этапы работ, инструменты

Все регулировочные работы проводятся в несколько этапов:

  1. Подготовительные работы, частичная разборка мотора для обеспечения доступа к клапанному механизму;
  2. Регулировка;
  3. Сборка.

Регулировка зазоров клапанов ВАЗ-2106 выполняется такими инструментами:

  • Набор торцевых и рожковых ключей (обязательно наличие рожковых ключей на 13 и 17);
  • Щуп для замера зазора;
  • Отвертки;
  • Ветоши;
  • Маркер.

По поводу щупа. Проверка и регулировка выполняется щупом с толщиной 0,15 мм. При этом обычный измерительный элемент не подойдет, требуется специальный, с увеличенной шириной.

Отметим, что все модели Жигули «Классика» являются карбюраторными, кроме одной из модификаций 2107, поэтому рассмотрим, какие подготовительные работы нужно сделать перед тем, как будет выполнена регулировка клапанов ВАЗ-2104 (карбюратор).

Подготовительные работы

Итак, двигатель – остывший, а сам автомобиль поставлен на ровную площадку и обездвижен. Можно приступать к работам:

  1. Снимаем крышку воздушного фильтра карбюратора и извлекаем фильтр;
  2. Откручиваем болты крепления фильтра и снимаем его, предварительно отсоединив патрубки, идущие к нему;
  3. Убираем трос ручного управления воздушной заслонкой (подсос) и отсоединяем тягу дроссельной заслонки;
  4. Откручиваем болты крепления клапанной крышки и демонтируем ее;
  5. Проверяем натяжение цепи (оно должно быть в норме, иначе сначала придется провести регулировку натяжки);
  6. Снимаем крышку распределителя (трамблера).

Теперь необходимо установить в 4-м цилиндре ВМТ поршня и помогут в этом метки, нанесенные на колен. валу и крышке привода распред. вала, а также на шестерне распределительного вали и его крышке.

Для этого можно воспользоваться соответствующим по размеру ключом, которым необходимо вращать колен. вал за болт приводного шкива. Или же воспользоваться одним из приводных колес. Для этого его нужно вывесить при помощи домкрата, включить 4-ю передачу и медленно прокручивать поднятое колесо. При этом трансмиссия обеспечит вращение коленчатого вала. Но при втором способе потребуется помощник, поскольку проконтролировать совпадение меток будет сложно.

Последовательность регулировки

Итак, совместили метку на распределительном валу и с наплывом на его крышке, проверяем совпадение их на колен. валу. Дополнительно можно проконтролировать правильность установки при помощи бегунка трамблера. Его контактный выступ должен быть направлен на вывод провода высокого напряжения 4-го цилиндра.

Если все метки совпали, можно начинать проверку и регулировку.

Порядок регулировки клапанов ВАЗ-2103 приведен в таблице:

Порядок регулировки клапанного механизма ВАЗ «Классика»
Угол проворота колен. валаРегулируемые клапана
8, 6
1804, 7
3601, 3
5405, 2

Проверка и регулировка

Таблица показывает, что после установки в 4 цилиндре ВМТ проводится проверка и регулировка 8 и 6 клапанов. То есть:

  1. Ищем 8-й клапан. Для этого ведем отсчет от приводной шестерни распред. вала, то есть с передка двигателя. Получается, что 8 клапан – последний;
  2. Устанавливаем щуп между рокером и кулачком распределительного вала. При нормальном зазоре он между ними должен входить с небольшим натягом, то есть должно иметься небольшое, но ощутимое сопротивление;
  3. Если измерительная пластина не входит, или наоборот – не испытывает никакого сопротивления, то выполняется регулировка;
  4. Сбоку на рокере имеются гайка под ключ 17. Которая навинчена на болт с головкой на 13. Этим болтом осуществляется регулировка, а гайка исключает самовольное вывинчивание регулировочного элемента. Для регулировки отпускаем гайку на 17, придерживая вторым ключом болт. Затем этот болт вращаем, что позволяет изменить его длину, и как следствие – зазор между ним и рычагом. А поскольку рокер расположен на оси, то и с другой его стороны зазор измениться. Путем вращения болта добиваемся необходимого зазора (щуп ходит с усилием), удерживаем его в таком положении и контрим гайкой.
  5. Проверяем правильность регулировки. Если при затяжке контргайки все же болт сместился и зазор нарушился, повторяем действия по регулировке.
  6. Переходим к 6 клапану и делаем все то же самое – проверяем зазор, при надобности регулируем и снова делаем проверку.

Это был описан порядок регулировки клапанов ВАЗ-2105 на примере одного положения коленчатого вала и двух клапанов. Но осталось еще 6 клапанов и согласно таблице – 3 положения коленчатого вала.

Чтобы отрегулировать следующие два клапана – 4-й и 7-й нужно провернуть колен. вал на 180 градусов, что будет соответствовать ВМТ 3-го цилиндра. При этом контролировать угол проворота по нему будет неудобно. Вот здесь пригодится маркер. Дело в том, что 180 град. поворота коленчатого вала соответствует углу проворота бегунка трамблера на 90 град. То есть на торце корпуса можно нанести 4 метки удаленных на одном расстоянии по окружности, начиная от нулевого положения (ВМТ 4-го цилиндра).

А затем уже по имеющимся меткам устанавливаем сначала угол коленчатого вала в 180 град. (проверяем и регулируем 4-й и 7-клапана), затем 360 град. (1-й и 3-й клапана) и 540 град. (5-й и 2-й).

После всех регулировочных работ устанавливаем снятые элементы на двигатель.

Особенности ВАЗ-2107

Теперь о том, какой порядок регулировки клапанов на ВАЗ-2107 (карбюратор). Что касается работ, то они идентичны описанному – разбираем, проверяем, при надобности регулируем и снова собираем.

Но здесь возможно применение несколько упрощенной схемы регулировки клапанов ВАЗ-2107.

Сводится она к тому, что после установки ВМТ 4-го цилиндра выполняется проверка и регулировка не двух клапанов, а четырех – 8-го, 7-го, 4-го и 6-го. То есть, регулируется оба клапана 4-го цилиндра, а также выпускной клапан 2-го, и впускной – 3-го цилиндров.

Затем проворачиваем коленчатый вал на 360 град. (180 град. проворота бегунка трамблера) и осуществляем проверку и регулировку остальных 4 клапанов – 3-го, 5-го, 2-го и 1-го.

Что касается инжекторной версии, то разница во всем сводится только к небольшому отличию в метках на коленчатом валу.

Вот таким образом можно самостоятельно выставить тепловой зазор на автомобилях ВАЗ классических моделей.

Регулировка производится на холодном моторе.

Разбираем, все что мешает снять клапанную крышку. Головкой на 8 отверните гайки крепления клапанной крышки. Снимите ее, чтобы получить доступ к клапанному механизму.

Выверните свечи. Это нужно для облегчения поворота коленчатого вала.

Храповиком вращайте коленчатый вал, до совпадения метки:

Отрегулируйте зазоров в 6 и 8 клапане. Проверьте зазор при помощи щупа. Он должен входить с легким защемлением.

Если зазор не соответствует норме, ослабьте контргайку на 17 и при помощи ключа на 13 регулируйте положение регулировочного болта таким образом, чтобы зазор стал правильным. Затем затяните контргайку и снова проверьте зазор.

Регулировка 1 и 3 клапана

Поверните коленчатый вал на 90 градусов. Отрегулируйте зазор в 4 и 7 клапане аналогичным образом. Повторите процедуру для оставшихся четырех, используя таблицу:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector