Р 3112199-1094-03 Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе
Р 3112199-1094-03 Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе
Тип документа: Нормативно-технический документ
Дата начала действия: 1 января 2003 г.
Опубликован:
- Постановление Госгортехнадзора России ГОСТ СНиП Информационный материал Постановление Госгортехнадзора России ГОСТ Р ГОСТ Р (Руководство)
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
Руководство
по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей,
работающих на сжиженном нефтяном газе
РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ), Департаментом автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
Начальник отдела Сертификации и ПТП Департамента автомобильного транспорта А.И.Кузнецов
Первый заместитель Генерального директора НИИАТ Л.Я.Рошаль
Руководитель Департамента автомобильного транспорта Минтранса России А.Б.Пинсон
ВЗАМЕН Р 3112199-0305-89 и Р 3112199-0306-89
Настоящий руководящий документ разработан взамен Р 3112199-0305-89, Р 3112199-0306-89 и касается организации работ по техническому обслуживанию и эксплуатации газобаллонных автомобилей и автобусов, в конструкции которых используется новое поколение газовой аппаратуры, предназначенной для использования в качестве моторного топлива — сжиженного нефтяного газа (ГСН).
В работе были использованы материалы, любезно предоставленные МАДИ (ГТУ), ЗАО "Автосистема", ННПФ "Мобильгаз", НПФ "САГА" и другими организациями, а также опыт эксплуатации газобаллонных автомобилей на ГСН в системе общественного и индивидуального транспорта.
Руководство предназначено для руководящих, инженерно-технических работников, обслуживающего и водительского персонала, связанных с техническим обслуживанием и эксплуатацией автомобилей на ГСН; освидетельствованием автомобильных газовых баллонов для сжиженного нефтяного газа; с необходимой реконструкцией технической базы или мест хранения газобаллонных автомобилей на ГСН, обеспечивающих безопасные условия для обслуживающего персонала и охрану окружающей среды.
Обозначения принятых в тексте сокращений и их расшифровка
1. АГНКС — автомобильная газонаполнительная компрессорная станция.
2. АТС — автотранспортное средство.
3. АТП — автотранспортное предприятие.
4. АГТС — автомобильная газовая топливная система.
5. ГА — газовая аппаратура.
6. ГБА — газобаллонный автомобиль.
7. ГБТС — газобаллонное транспортное средство
8. ГБО — газобаллонное оборудование.
9. ГСН — газ сжиженный нефтяной
10. КПГ — компримированный (сжатый) природный газ.
11. КПП — контрольно-пропускной пункт.
12. НИИАТ — Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта.
13. ОГ — отработавшие газы
14. ПАГЗ — передвижной автогазозаправщик.
15. РВД — редуктор высокого давления.
16. РНД — редуктор низкого давления.
17. СО — оксид углерода.
18. СН — углеводороды.
19. ТО — техническое обслуживание.
20. ТР — текущий ремонт.
21. НКПВ — нижний концентрационный предел воспламенения.
22. ДВК — датчик довзрывных концентраций газо-воздушных смесей.
Введение
Сжиженный нефтяной газ (ГСН) в настоящее время широко используется как моторное топливо для различных типов и групп автотранспортных средств как у нас в стране, так и за рубежом.
В настоящее время в западноевропейских странах эксплуатируется более 2-х (млн ед.) ГБА на ГСН, в том числе в Италии — около 310 тысяч, в Нидерландах — около 380 тысяч, в Германии — более 75 тысяч. В настоящее время в Германии, действует 650 станций по заправке ГСН. К 2003 году их количество должно превысить 1 тысячу единиц.
Потребление ГСН, как топливо на автомобильном транспорте, в 2000 году в Европе составило более 4,5 (млн. т).
Широкое применение как автомобильное топливо ГСН нашел в настоящее время также в США, Канаде, Японии, Южной Корее.
В США в настоящее время эксплуатируется более 500 тысяч грузовых автомобилей на ГСН и имеется более 10 тысяч газозаправочных станций (общее количество АЗС — 160 тысяч).
В Японии в настоящее время эксплуатируется 700 тысяч ГБА на ГСН — в основном автомобили-такси и небольшие фургоны. Только в городе Токио на ГСН эксплуатируется 200 тысяч таксомоторов.
В Южной Корее сейчас эксплуатируется более 80 тысяч ГБА на ГСН, что обусловлено политикой правительства, стремящегося использовать ГСН как стандартное топливо для всех пассажирских транспортных средств.
Расширяется использование ГСН на автомобильном транспорте в Китайской народной республике.
Использование ГСН для многих стран решает как ресурсную задачу по надежному обеспечению автомобильного транспорта топливом, так и экономическую проблему, связанную с уменьшением вредного воздействия автотранспортных средств на окружающую среду.
Следует отметить, что правительства многих стран стимулируют внедрение ГБА, потребляющих ГСН. Так, правительство Канады приняло программу содействия переводу автомобильного транспорта на ГСН, согласно которой предусматривалась отмена дорожного налога на ГСН (21 цент на 1 галлон топлива), а также 7%-го продажного налога на любые автомобили, работающие на ГСН. Программа предусматривает также субсидию в 400 долларов за каждый автомобиль, переведенный на ГСН.
Принята Правительственная программа по содействию развития сети газозаправочных станций ГСН, согласно которой выделено 680 тысяч канадских долларов. В Канадских провинциях Онтарио, Британская Колумбия и Альберта действует система строгого лицензирования эксплуатации ГБА на ГСН. Водителям этих автомобилей запрещается заправлять и эксплуатировать ГБА без наклейки на ветровом стекле, показывающей, что его топливная система была проверена и соответствует государственным стандартам.
Компания "Ford Motor" первой в США начала серийно выпускать легковые автомобили "Ford Granada", работающие на ГСН. В двигателях этих автомобилей степень сжатия была увеличена с 9 до 10.
В Западной Европе на ГСН широко эксплуатируются такие автомобили, как "Fiat 131 Super 2000", "Mercedes 200", "Renault 8TL Variable", "Volvo 224GL", двигатели которых имеют, соответственно: объем 1995, 1997, 1647 и 2316 (см ); мощность 83 (кВт) при 5600 (об/мин), 80 (кВт) при 5200 (об/мин), 54 (кВт) при 5000 (об/мин), 82 (кВт) при 5000 (об/мин); степень сжатия 9,0, 9,0, 9,3, 10,3.
Многие зарубежные автомобилестроительные компании выпускают автомобили, оборудованные системами бензинового впрыска. Перевод этих автомобилей на ГСН также возможен. Так, компания "Motogas" (Великобритания) предложила устройство для перевода на ГСН автомобилей, оборудованных системой бензинового впрыска фирмы "Bosh".
Аналогичные работы проводятся в Италии (фирмы "Fiat", "Tartarini"), Германии (фирма "Mercedes") и у нас в стране (АО "ГРИКО") и др. Эти системы в настоящее время с точки зрения улучшения экологических и топливно-экономических свойств ГБА являются наиболее прогрессивными.
За последние годы (1990-2001 гг.) в России были разработаны многие модели газобаллонного оборудования для ГСН для автотранспортных средств, по своим техническим и эксплуатационным показателям, в том числе экологическим, не уступающих лучшим зарубежным образцам. Большую роль в решении этой задачи внесли ряд предприятий ВПК.
Отмеченное выше обусловлено необходимостью разработки нового руководящего документа по организации эксплуатации и техническому обслуживанию ГБА, работающих на ГСН.
1. Конструктивные схемы и технико-эксплуатационные показатели автомобилей,
работающих на сжиженном нефтяном газе, выпускавшихся
автомобильной промышленностью в 1975-1992 г.г.
1.1. Малотоннажные грузовые автомобили
Автомобиль ИЖ-2715.07
Выпускался Ижевским машиностроительным заводом с 1988 г. на базе ИЖ-2715-01.
Газ на авто | Автор топика: Kynthia
Инструкция по эксплуатации
1. Автомобиль предназначен для эксплуатации на газе или на бензине.
2. Не допускается работа двигателя при одновременной подаче газа и бензина.
3. Производить своевременною замену воздушного фильтра.
4. Запуск и прогрев холодного двигателя производить на бензине с последующим переводом на газ.
5. ОБЯЗАТЕЛЬНО сливать конденсат, менять или чистить газовые фильтра не реже одного раза на 10-15 тыс. км пробега автомобиля.
6. Техническое обслуживание или ремонт газовой аппаратуры, установленной на автомобиле, осуществлять только при закрытом расходном вентиле (газовая аппаратура не должна находиться под давлением).
7. При эксплуатации автомобиля обращайте особое внимание на герметичность всех соединений газовых трубопроводов и газовой аппаратуры.
8. В случае обнаружения утечки газа, необходимо перекрыть расходный газовый вентиль, переключиться на бензин и обратиться на ближайшую СТО.
9. Не допускается эксплуатация автомобиля с истекшим сроком испытания (переосвидетельствования) баллонов (баллона). Баллоны должны быть освидетельствованны каждые 2 года.
10. Перед проверкой электрооборудования автомобиля, убедитесь в отсутствии скопления газа в подкапотном пространстве.
1. эксплуатировать переоборудованный для работы на газе автомобиль при обнаружении внешних механических повреждений газобаллонной аппаратуры.
2. продолжать движение автомобиля на газе при обнаружении сильного запаха газа.
3. устранять «не герметичность» соединений, находящихся под давлением.
4. производить сварочные работы или другие виды работ с открытым пламенем области газовых баллонов.
5. производить проверку герметичности открытым пламенем.
6. устанавливать предохранитель в электрической цепи ГБО номиналом более 10А.
1. ТО-0 (техническое обслуживание при запуске в эксплуатацию).
1.1. После первой поездки проверьте и при необходимости подтяните хомуты на всех шлангах.
2. ТО-1 (после первых 1000 км пробега) :
2.1. Осмотреть подкапотное пространство автомобиля и убедитесь в том, что шланги и трубки не имеют износа вследствие трения о другие детали, а шланги подвода и отвода теплоносителя к редуктору не имеют течи.
2.2. Проверить и, при необходимости, подтянуть крепление: кронштейнов и хомутов газового баллона(ов), газопроводов высокого и низкого давления, шлангов подвода и отвода бензина.
2.3. Проверить работу двигателя на газе, при необходимости отрегулировать.
3. ТО-2 (через каждые 10 — 15 тыс. км пробега)
3.1. Заменить или очистить фильтр грубой очистки.
3.2. Заменить фильтр(а) тонкой очистки.
3.3. Проверить регулировку газовой аппаратуры (при необходимости)
Настройка ГБО своими руками. Настройка газового редуктора .
Инструкция как быстро и правильно настроить ГБО на своем автомобиле. Нормальный расход газа для Ланоса. Траса 7.5л , город .
Как сделать свет от аккумулятора на мопеде
Сколько масла заливать в редуктор ВАЗ 2101
Запуск котла
После того как проверена исправность дымохода и вентиляционных каналов, выполнены испытания герметичности патрубков и котел подключен к газу и включен в сеть электропитания с заземлением, настает пора первого включения оборудования.
Поле первого пуска выполняют:
- Настройку горелки и терморегулятора.
- Наладку насосного оборудования.
- Проверку срабатывания аварийных систем.
- Контроль работы во всех режимах.
Первый пуск газового котла является гарантийным. Сервисная служба, которая впервые запустила оборудование, в дальнейшем будет осуществлять его ремонт и обслуживание. Если вы запускаете котла самостоятельно, гарантия производителя автоматически аннулируется. Поэтому лучше доверить ПНР инженерам КИПиА.
Регулировка и замена звукового сигнала
На автомобиле установлен звуковой сигнал, состоящий из двух сигналов разного тона, расположенных на кронштейне с левой стороны радиатора. В вариантном исполнении может быть установлен один звуковой сигнал, установленный на кронштейне за облицовкой радиатора.
Звуковые сигналы включаются замыканием через реле их отрицательных выводов на «массу».
Для выполнения работы потребуется помощник.
Регулировка звукового сигнала
1. Для отключения одного из звуковых сигналов снимаем с его вывода наконечник серо-черного провода.
2. Помощник нажимает на выключатель звуковых сигналов и удерживает его нажатым. Шлицевой отверткой, плавно вращая винт по или против часовой стрелки, регулируем звуковой сигнал, добиваясь чистого, наиболее громкого звучания.
3. Подобным образом регулируем, отсоединив соответствующий провод, другой звуковой сигнал. Если плохое звучание не удается устранить – заменяем сигнал.
Для регулировки одинарного звукового сигнала снимаем облицовку радиатора (см. «Облицовка радиатора – снятие и установка»). Снимаем звуковой сигнал вместе с кронштейном (см. ниже, «Снятие одинарного звукового сигнала»). Подсоединив провода к звуковому сигналу, и удерживая плоскогубцами за кронштейн, регулируем сигнал вращением винта.
Снятие двойного звукового сигнала
1. Для замены отсоединяем провод от отрицательного вывода аккумуляторной батареи (см. «Аккумуляторная батарея – снятие и установка»).
2. Отсоединяем от вывода звукового сигнала наконечники проводов.
3. Торцовым ключом на 13 мм отворачиваем гайку крепления звукового сигнала.
4. Снимаем звуковой сигнал с кронштейна.
5. При необходимости аналогично снимаем второй сигнал.
Снятие одинарного звукового сигнала
1. Отсоединяем провод от отрицательного вывода аккумуляторной батареи (см. «Аккумуляторная батарея – снятие и установка»).
2. Снимаем облицовку радиатора (см. «Облицовка радиатора – снятие и установка»).
3. Отсоединяем провода от выводов сигнала.
4. Ключом на 13 мм отворачиваем гайку крепления звукового сигнала к кронштейну.