Тросик карбюратора: принцип работы
Тросик карбюратора: принцип работы
Многие отечественные автомобили с карбюраторным мотором имеют тяговый привод дроссельной заслонки карбюратора. Для чего сделана такая конструкция – непонятно, но уж точно не для удобства водителя.
- механизм не позволяет точно дозировать усилие на педали, соответственно добавление газа происходит не плавно, а рывками;
- тяги люфтят в кронштейнах, что не добавляет комфорта при управлении мотором;
- через металл привода в салон проникают дополнительные шумы и вибрации.
Единственное преимущество тягового механизма – высокая надежность. Возможно, это и послужило причиной разработки такого архаичного узла, но многочисленные недостатки такого решения перевешивают единственное достоинство. Немудрено, что многие владельцы подобных автомобилей, стараются заменить тягу на тросик.
Виды и классификация
По назначению устройства разделяют на профессиональные и бытовые.
К первым относятся:
- для работы связанных с обработкой металла: для пайки, кузнечных, сварочных.
- Устройства для общестроительных, дорожных работ, устройстве кровли, работах по обжигу дерева, очистке от старой краски.
- Технологическое оборудование различного назначения. К примеру, сушильные камеры, инструменты пищевой промышленности.
Из бытовых это газовая плита, форсунки домашних печей, отопительных котлов, газовые конвекторы.
К бытовым можно отнести устройства домашней мастерской. Именно тут чаще всего встречаются горелки своими руками не только изготовленные, но изначально спроектированные под выполнение специфических задач.
Устроены они по двум основным схемам:
- инжекторные или инжекционные;
- с полным предварительным смешиванием рабочей смеси, или эжекционные.
В первом типе воздух (или кислород) захватывается подаваемой струей газа. У вторых получение газовоздушной смеси происходит в предварительной камере.
Устройство К-151
Рассмотрим конструкцию данного механизма. Устройство карбюратора «Газель» 406 сравнительно простое. Агрегат состоит из нескольких элементов. Нужно сказать, что карбюратор имеет две камеры.
Данный прибор состоит из нескольких частей. Это основной корпус или средняя часть, в котором устроена поплавковая камера. Далее имеется корпус, где установлены дроссельные заслонки. Также в устройстве агрегата можно выделить верхнюю крышку, в ней установлен запорный механизм, который позволяет регулировать количество топлива в поплавковой камере. Также в крышке имеется воздушная заслонка, с ее помощью можно запустить холодный двигатель.
Далее можно выделить важные системы карбюратора «Газель». Это главная дозирующая система и система холостого хода. ГДС или главная дозирующая система очень важна, она является основной в процессе приготовления топливной смеси для основных рабочих режимов двигателя. ГДС – это два топливных жиклера и два воздушных для первой и второй камеры.
Система холостого хода необходима для обеспечения работы двигателя в режиме ХХ, когда главная дозирующая система не задействована и не работает. Данная система состоит из обводного канала, жиклеров – топливного и воздушного, винтов для регулировки – винт количества и качества топливной смеси. Также в устройстве можно выделить электромагнитный клапан.
Карбюратор К-151 Д оснащается ускорительным насосом. Он необходим, чтобы двигатель мог работать без каких-либо провалов при необходимости резкого ускорения или при начале движения. Ускорительный насос представляет собой дополнительные каналы в корпусе, шариковый клапан и распылители.
Есть в данном карбюраторе и эконостат. Данная система нужна, чтобы обогащать смесь при работе двигателя на максимальных нагрузках. Эконостат – это дополнительные специальные каналы, через которые за счет разрежения и открытые дроссельные заслонки подается порция бензина, что призван обогатить смесь.
Имеется и переходная система. Когда ГДС еще не вступила в работу, а дроссельная заслонка приоткрыта, с помощью переходной системы идет питание двигателя, и он может плавно увеличить обороты. Переходных систем две: для первой и второй камеры.
Порядок выполнения работ по замене жиклеров
Перед тем как перевести газовую плиту для работы на баллонном газе, следует изучить инструкцию, приложенную производителем к оборудованию. В имеющемся в комплектации руководстве подробно написано, как менять и какие форсунки потребуются для замены.
Следует принимать во внимание, что на всех этапах работы по перестановке жиклеров нужно выполнять весьма осторожно. Применение силы здесь совсем не допустимо, так как лишнее неосторожное движение может привести к поломке, за которой последует капитальный ремонт оборудования.
Залогом успешной замены является соблюдение норм безопасности и наличие простого набора инструментов:
- Необходимое число форсунок, зависящее от конструкции конфорки;
- Набор рожковых или накидных ключей;
- Несколько крестообразных отверток подходящего размера;
- Гибкий шланг для подключения баллона
Проведение работ начинается с перекрытия крана подачи газа и подготовки поверхности для складирования снятых деталей и опор. Далее следует поднять металлическую решетку, снять с конфорок рассекатели и вынуть из гнезд конфорки.
Демонтаж конфорочного стола
Чтобы получить доступ к жиклерам, необходимо снять крышку конфорочного стола, которая обычно закреплена винтами. Количество крепежных винтов в различных моделях может отличаться.
В любом случае нужно просто вывернуть винты, после чего крышку можно легко демонтировать. В большинстве современных моделей форсунки вкручиваются непосредственно в корпус, в этом случае демонтаж стола не требуется. Рассмотрим более сложный вариант, где добраться до форсунок без снятия крышки невозможно.
Внутреннее устройство газовой плиты
Корпуса горелок крепятся к траверсам, которые представляют собой металлические полоски. Конструкция всех горелок одинакова, разница состоит лишь в длине алюминиевого трубопровода, по которому подается топливо.
Выход из трубки называется соплом, из которого газ поступает в жиклер, затем попадает в ножку конфорки, смешивается с воздухом и попадает на рассекатель.
Последние нужно внимательно осмотреть еще во время работы – неравномерное рассечение пламени свидетельствует о том, что рассекатель забит, из-за чего газовая конфорка плохо горит. Требуется его продуть или прочистить.
Способы замены жиклеров
Самый простой способ замены состоит в том, что с помощью гаечного ключа нужно попросту выкрутить жиклер, а на его место установить новый. Но такой способ не всегда подходит, так как наконечники очень часто прикипают к форсунке, а чрезмерное усилие может привести к их повреждению.
Лучше всего предварительно освободить наконечники каждого из жиклеров. Для этого нужно найти фиксатор, который представляет собой пластину с прорезью. Если аккуратно сжать пальцами фиксатор, то можно легко вынуть его из гнезда, после чего простым нажатием на трубку жиклер с наконечником опускается из кольца крепления вниз.
Пытаясь снять прикипевшую к наконечнику форсунку, можно попросту сломать сам наконечник. Если без усилия форсунка не выворачивается, то освобожденный наконечник нужно зажать в тиски или попытаться воспользоваться разводным гаечным ключом.
Если сдернуть наконечник, то уплотнительное кольцо останется внутри. При установке нового жиклера его нужно снова надеть на трубу. Смазка кольца не требуется, как и уплотнение резьбы форсунки. После установки форсунки на место остается выполнить работы по сборке конфорочного стола, если производился его демонтаж.
Замена форсунок в духовке
Решая задачу о том, как правильно перевести газовую плиту на баллонный газ, не стоит забывать о духовке, ведь с изменением давления и состава топлива она тоже может работать некорректно. Обычно форсунка расположена в специальном корпусе за стенкой духовки с левой стороны. Изогнутая дугой горелка соединена с форсункой.
Для того чтобы получить доступ к горелке, нужно вынуть пол. Для этого предусмотрено специально прорезанное отверстие, достаточно просто потянуть на себя и пол выйдет наружу. После этого нужно вывернуть болты крепления горелки, удалить ее и получить доступ к отверстию, откуда поступает газ. Именно здесь и расположена форсунка.
За время эксплуатации форсунка могла очень прикипеть к корпусу сопла. В этом случае не стоит пытаться выкрутить ее, прилагая чрезмерное усилие. Так как если будет сорвана резьба, то потребуется замена всего корпуса. Лучше, как и в случае с конфорками, снять сопло вместе с форсункой.
Чтобы легко выкрутить форсунку из сопла для ее замены, можно провести обработку специальными средствами. Остается вкрутить в сопло новый жиклер и выполнить работы по сборке в обратном порядке.
Метан
Это вещество входит в группу простейших углеводородов. Оно значительно легче, чем воздух, и практически не смешивается с водой. Метан встречается в подземных месторождениях. Там он добывается в чистом виде, после чего фильтруется и дополняется одорантами, придающими веществу запах.
Для использования вещества в качестве топлива его сжимают до 200-250 атмосфер. Средство продается в баллонах высокой прочности. При этом они имеют и внушительный вес. Взрывоопасные свойства метана проявляются при превышении его концентрации в 4,4 %. При этом газ легко уносят потоки воздуха. Потому он способен накапливаться лишь в закрытых помещениях.
Главным преимуществом метана считается доступная стоимость. К тому же вещество представляет собой наиболее чистый газ, который можно применять в топливных целях. Состав практически не содержит примесей и требует самого примитивного очищения.
При этом для метана нужна довольно дорогостоящая установка. Также важно учитывать, что он способен оказывать на организм человека незначительный наркотический эффект. В бытовых условиях метан встречается в любой газовой плите.
Регулировка газа пропан карбюратор
При установке ГБО 4 поколения практически всегда (исключение форсунки HANA) возникает вопрос — какой диаметр жиклеров выбрать? Для тех кто совсем не в курсе пара слов о том, что же такое газовые жиклеры? Рампа газовых форсунок имеет вкрученные металлические штуцера, в которых имеют отверстия. Эти отверстия выбираются не от балды, а специальным образом. Соответственно они калиброваны, а калиброванные отверстия для подачи газа и есть газовые жиклеры. Для чего они? Все дело в дозации газа. При настройке ГБО 4 поколения, Ваша задача при определенном расходе воздуха (на сжигание бензина) дать столько газа, что бы этот воздух полностью сгорел. То есть количество газа должно быть эквивалентно количеству бензина при равных потреблениях воздуха (кислорода из воздуха), и одним из самых эффективных способов дозации является изменение диаметра жиклера.
Разные способы подбора диаметра жиклера
Для упрощения задачи подбора диаметра жиклера производители ГБО применяют разные таблицы (смотрите выше), списки и даже программы подбора жиклеров. А сами программы некоторых производителей умеют подсказывать правильное ли значение жиклера выбрано, это программа узнает после автокалибровки (системы Lovato, Alfa, OMVL, Lecho). Или как в инструкции к Stag (Digitronic) прописано о значении коэффициента — больше 1,6 жиклеры маленькие, меньше 1,2 значит большие.
Таблицы обычно содержат разные величины жиклеров при разной мощности или объеме двигателя. В программах та же система — Вы выбираете мощность или объем, Вам выводится значение жиклера. В списках указывается конкретная машина и какое оборудование (в том числе величина жиклера) были установлены и это работало. Но это все актуально для какой то одной модели газовых форсунок. Например все эти расчеты обычно для реек Valtek тип 30 (и схожих с ней — Lovato JLP, Rail IG-5). Но у этих реек может быть разный ход штока. Например у реек Rail всегда ход штока больше реек Valtek. А OMVL вообще идет с ходом штока 0,4 что практически в 2 раза ниже чем у Rail. Как же быть?
Главное понять суть процесса подбора жиклеров.
Если смотреть в корень, то все проще чем кажется. Все сводится к временам впрыска бензина и газа. Как известно при работе ГБО 4 поколения время бензинового впрыска не должно меняться при переходе на газ. Так вот второй момент это разница между газовым временем впрыска и бензиновым. При выборе диаметра жиклера Вы должны смотреть в технические характеристики газовых форсунок и на время бензинового впрыска автомобиля на который ставите ГБО. Давайте рассмотрим на примере:
Вы используете газовые форсунки с минимальным временем работы 4-4,5 мс. А время впрыска бензина на Вашем автомобиле без нагрузки на ХХ 3 мс. То, так как на ХХ это не самое низкое время впрыска (когда Вы едете с не большого уклона и убираете ногу с газа, будет время впрыска ниже 3 мс. Это режимы перед CutOff), нужно расчитывать чтобы и газовое время на ХХ не было минимальным. То есть нам необходимо стремиться к значению времени впрыска газа на ХХ примерно 5-5,5 мс. Это даст нам не большой запас на режимах >3 мс бензинового впрыска.
Так вот подбирать жиклеры нужно так, чтобы (в нашем конкретном примере) после автокалибровки время бензинового впрыска не менялось при переходе на газ, а время газового впрыска было в районе 5-5,5 мс. Это даст не большой запас форсункам при работе на нагрузках ниже ХХ.
Будь у Вас автомобиль с 5 мс бензинового впрыска, все равно Вам стремиться к 5-5,5 мс газового на ХХ, так как это время идеально для выбранных Вами форсунок.
Если после автокалибровки время газового впрыска больше 5,5 мс, то имеет смысл рассверлить жиклеры. Шаг рассверловки зависит от значения газового впрыска, если получился 7 мс то можно сразу на 0,2-0,3 сверлить, если получился 6 мс, то на 0,1 или вообще лучше оставить и поднять чуть давление.
Чем плох малый диаметр жиклера?
Выбирая диаметр жиклера меньше нужного, Вы с одной стороны получаете более стабильную работу газовых форсунок (что хорошо), но с другой стороны получаете вероятность не хватки газа на высоких нагрузках и как следствие бедную смесь, снижение мощности, ошибку постоянно открытых инжекторов. Понять на этапе настройки это довольно просто — узнайте максимальное время впрыска на Вашем автомобиле. Если оно стремится к 18 мс, то вероятность, что Вы получите постоянно открытые жиклеры с нашим примером крайне велика. Необходимы испытания в движении и слежение за временем впрыска газа на большой нагрузке. Если после подбора жиклеров, настройки коэффициента газовой карты при вождении у Вас газовое время подходит к 25 мс, то есть повод задуматься — сверлить дальше, покупать другие газовые форсунки (быстрые и производительные) или подключать бензин на высоких нагрузках.
Обычно эта проблема актуальна для автомобилей с турбонагнетателем. С одной стороны малый объем и низкое время впрыска на ХХ, переходит в большой расход топлива и большие впрыски газа на мощностных режимах.
Подводя итог можно сказать — выбирая жиклеры на газовые форсунки стремитесь к газовому впрыску на ХХ чуть выше минимально возможному для рейки, а на нагрузке следите, чтобы время газового впрыска не превышало максимально возможного впрыска (обычно 25 мс).