1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Gates: Правила использования акустического измерителя натяжения ремня STT-1

Gates: Правила использования акустического измерителя натяжения ремня STT-1

Опытные механики зачастую проверяют натяжение ремня «на глаз», однако недостаточно повернуть ремень на 90 градусов, чтобы определить корректность его натяжения. Акустический измеритель натяжения ремня STT-1 — всего один инструмент для точного измерения натяжения ремня при каждой установке, который обеспечивает высокий стандарт качества для ремней ГРМ и ремней Micro-V® с фиксированными натяжителями.

Ремни, которые можно проверить с помощью STT-1

Надлежащее натяжение ремня необходимо для обеспечения оптимальных характеристик, длительного срока службы и надежности ремней ГРМ и Micro-V®. Проверить натяжение легко с помощью измерителя STT-1, который использует показатели резонансных частот, улавливаемых с помощью микрофонов, для проверки качества натяжения. Нужно просто отрегулировать натяжитель до появления зеленого индикатора, свидетельствующего об оптимальном уровне натяжения. Сложнее настроить акустический измеритель натяжения ремня в соответствии с требованиями конкретной системы, но об этом чуть позже.

Акустический измеритель натяжения ремня STT-1 можно использовать с ремнями ГРМ и ремнями Micro-V®, для которых применяются фиксированные системы натяжения. Проверка ременных приводов с автоматическими системами натяжения невозможна.

Натяжение ремня в ременных приводах ГРМ можно проверить с помощью STT-1 только при установке. Устройство нельзя использовать для проверки ремней, которые уже введены в эксплуатацию.

Если в устройство встроен чип данных № 006 (см. номер версии на боковой стороне), акустический измеритель натяжения ремня можно использовать и с ременными приводами Micro-V®. Для этих ремней возможна проверка натяжения как непосредственно после сборки, так и после ввода в эксплуатацию.

Чип данных № 006, встроенный в последнюю версию устройства

Перед использованием STT-1: самодиагностика

Перед каждым использованием устройство STT-1 должно пройти процедуру самодиагностики. Это необходимо, чтобы убедиться, что микрофоны работают правильно. Для этого на клавиатуре нажмите 999, а затем Enter. Из измерительного желоба будет слышен легкий гудящий шум. Поместите измерительную головку с микрофонами в углубление и слегка надавите. Должен загореться зеленый индикатор. Затем поверните измерительную головку и проверьте другой микрофон. Иногда сначала загораются два красных индикатора. Если зеленый индикатор не загорается с обеих сторон, инструмент неисправен.

STT-1: самодиагностика перед использованием

Поиск нужной частоты

Все необходимые показатели частоты хранятся в чипе данных STT-1, благодаря чему можно добиться правильного натяжения практически для любого ремня. Это предотвращает путаницу и избавляет от необходимости тратить время на поиск нужных показателей натяжения для той или иной модели ремня или системы в списках и буклетах. При использовании STT-1 достаточно ввести номер ремня ГРМ. При использовании измерителя с чипом данных № 006 вместо этого может потребоваться специальный кодовый номер. Оба этих номера можно найти на чертеже в онлайн-каталоге Gates (дополнительную информацию о кодовом номере см. в техническом бюллетене 021 в Gates TechZone).

Читайте так же:
Регулировка корзины сцепления маз 5551

Технический бюллетень 021

Процедура измерения натяжения ремней ГРМ

При использовании STT-1 двигатель должен быть холодным (т. е. комнатной температуры). Двигатель должен находиться в положении, предписанном OE-производителем для замены ремня (обычно это верхняя мертвая точка).

  • Натяните ремень.
  • Поверните двигатель ровно на два оборота, если на чертеже в онлайн-каталоге Gates не указано иное.
  • Введите на клавиатуре номер ремня ГРМ или кодовый номер.
  • Нажмите Enter.
  • Если в чипе хранятся соответствующие данные, на дисплее появится номер ремня или кодовый номер.
  • Однако некоторые ремни ГРМ используются в совершенно разных двигателях. Чтобы указать, для какой системы измеряется натяжение, нажмите 1, 2 или 3 после ввода номера ремня. При измерении натяжения ремней, не относящихся к серии XS (например, 5043), введите 5043, трижды нажмите кнопку XS/FI и нажмите 1, 2 или 3 в зависимости от типа двигателя. Цифру, которой соответствует система (1, 2 или 3), см. на чертеже в онлайн-каталоге Gates.

Поднесите один из микрофонов к месту, отмеченному буквой «Т» на чертеже в онлайн-каталоге Gates (на внешней или внутренней стороне ремня). Держите его близко к ремню ГРМ (примерно на расстоянии 10 мм) и осторожно потяните ремень пару раз, как гитарную струну, чтобы создать вибрацию.

На фото: Следует держать STT-1 на расстоянии примерно 10 мм от ремня ГРМ.

Важно! Для измерения частоты следует использовать только один из микрофонов. Другой микрофон служит для фильтрации внешних шумов, предотвращая тем самым погрешности в измерении. Устройство издаст звуковой сигнал, когда будет зарегистрировано значение в герцах. Регулируйте натяжение, пока индикатор не станет зеленым. Если звуковой сигнал не прозвучал, значит, установленное натяжение слишком сильно отклоняется от необходимых показателей.

Процедура измерения натяжения ремней Micro-V®

Чтобы обеспечить максимально точные результаты, проверку натяжения следует выполнять на самом длинном свободном участке ремня. Свободный участок ремня — это расстояние между точкой, в которой ремень Micro-V® начинает терять контакт со шкивом, и точкой, в которой ремень полностью соприкасается со следующим шкивом. Длина свободного участка ремня, используемая для проверки натяжения, должна быть измерена очень точно. Для этой цели можно использовать рулетку Gates. Если у вас нет специальной рулетки, можно воспользоваться стандартной.

Рулетка Gates

Далее необходимо подготовить STT-1.

  • Нажмите цифру 8 (чтобы переключить STT-1 в режим Micro-V®).
  • Введите длину (в миллиметрах), измеренную с помощью рулетки (если длина меньше 180 мм, введите 180, если больше 500 мм, введите 500).
  • Дважды нажмите кнопку XS/FI, пока на дисплее не появится FI.
  • Введите 1 для нового ремня или 2 для повторно установленного ремня (при том же направлении вращения!).
  • Нажмите Enter.
  • Теперь на дисплее отображаются введенные значения, и акустический измеритель натяжения ремня готов к работе.

Сама процедура измерения идентична процедуре для ремня ГРМ.

  • Держите один из микрофонов на расстоянии примерно 10 мм от ремня Micro-V®.
  • Создайте вибрацию ремня.
  • Регулируйте натяжитель, пока не загорится зеленый индикатор.
  • В этом случае второй микрофон также отфильтровывает любые окружающие шумы для обеспечения точности измерений.
Читайте так же:
Регулировка пучок фар 2114

Сообщения об ошибках

В заключение предлагаем ознакомиться с сообщениями об ошибках, которые могут появиться на дисплее STT-1.

Сообщение об ошибке 1

Проблема: в STT-1 нет информации об этом ремне/коде, или исследуемый привод имеет автоматический натяжитель.

Сообщение об ошибке 2

Проблема: ошибка чипа данных. Чип установлен неправильно (слишком большой зазор над чипом).
Решение: извлечь чип данных и вставить его снова (направляя его к верхней части отверстия).

Сообщение об ошибке 3

Проблема: низкий уровень заряда.
Решение: заменить блоковую батарейку 9 В.

Что такое натяжитель приводного ремня?

Натяжитель приводного ремня (натяжной ролик или натяжное устройство приводного ремня) — узел системы привода навесных агрегатов двигателя внутреннего сгорания; ролик с пружинным или иным механизмом, обеспечивающий необходимую степень натяжения приводного ремня.

От качества привода навесных агрегатов — генератора, водяной помпы, насоса ГУР (при его наличии), компрессора кондиционера — во многом зависит работа силового агрегата и возможность эксплуатации всего транспортного средства. Необходимым условием нормальной работы привода навесных агрегатов является правильное натяжение используемого в приводе ремня — при слабом натяжении ремень будет проскальзывать по шкивам, что станет причиной повышенного износа деталей и снижения эффективности работы агрегатов; при чрезмерном натяжении также повышается интенсивность износа деталей привода и возникают недопустимые нагрузки. В современных моторах необходимая степень натяжения приводного ремня обеспечивается вспомогательным узлом — натяжным роликом или просто натяжителем.

Натяжитель приводного ремня критически важен для нормального функционирования силового агрегата, поэтому данная деталь при любой неисправности должна меняться. Но прежде, чем покупать новый ролик, необходимо разобраться в его существующих типах, конструкции и принципе работы.

Регулировка ремня генератора

Итак, если вы пришли к выводу, что натяжка ремня генератора недостаточна или избыточна, то необходимо приступить к регулировкам. Выполняется она довольно просто, поэтому вы в состоянии обойтись и без сотрудников автосервиса.

Порядок действий:

1. Установите автомобиль на ровной поверхности и исключите любое его случайное перемещение. Наличие смотровой ямы совсем не обязательно, однако, если ваш автомобиль «классического» семейства, то лучше пользоваться ямой. Отсоедините «минусовую» клемму аккумулятора, чтобы избежать случайных коротких замыканий токоведущих частей подкапотного пространства (провода, штекеры и корпуса металлических элементов).

2. Ослабьте гайку, расположенную на регулировочной планке генератора. Слишком сильно ее откручивать не нужно, так как вам необходимо только лишь освободить генератор от закрепления. То же самое проделайте и с нижней гайкой. Она закручивается на длинный болт, который является основным креплением любого генератора.

3. Вставьте монтировку в промежуток между двигателем и генератором и отогните генератор, создавая необходимое усилие на ремень. Не ослабляя прилагаемого усилия, затяните гайку регулировочной планки как можно туже. После этого, проверьте натяжение ремня описанным выше способом. Если результат измерений не соответствует норме, то снова ослабьте гайку и повторите натяжение.

4. Как только натяжка ремня станет соответствовать требованиям технического обслуживания, то затяните гайку на длинном болте. На этом регулировка ремня генератора завершена.

Фольксваген

На автомобили Фольксваген ставятся, как известно, и ремни и цепи грм. По сервисной книжке натяжение ремня следует проводить так, чтобы одну ветку ремня можно было прокрутить на 90*, как и в случае с Ауди. Только вот возникают несколько вопросов.

Читайте так же:
Как отрегулировать сцепление в триммере

Натяжение ремня грм на Фольксваген Пассат

Например, один из них касается силы проворота ремня. У одних людей пальцы сильные, у других – слабые. По этой причине рекомендуется проводить комбинированную натяжку и выводить среднее значение. Подробнее ниже:

  1. Натягивать ремень слабо, и в этом случае при прогазовке ДВС ремень будет заметно хлопать.
  2. Натягивать ремень сильно, и тогда ремень вместе с роликом-натяжителем и помпой будет издавать характерный неприятный звук.

Отталкиваться следует от золотой середины, когда ремень не хлопает и не шумит.

На автомобилях Киа вначале требуется разобраться, где находится ремень. В зависимости от определенной модели Kia, ремень может иметь форму полукруга или выходить в виде болта-натяжителя.

Еще важные рекомендации:

  • Риска на шкиве коленвала должна совпадать с меткой крышки ГБЦ.
  • В процессе регулировки натяжения обязательно пользоваться нужным по размеру ключом.

Натяжение проводится путем проворачивания болта ключом в обратном направлении. При неправильном натяжении ДВС не будет исправно функционировать. А если начнет свистеть и необычно шуметь, это явное свидетельство недостаточного натяжения.

На что влияет степень натяжения

Чрезмерное усилие приведет к скорому выходу из строя подшипников генератора. Поломка в начальной стадии проявляет себя гулом со стороны генератора. При замене ремня желательно проверить состояние подшипника. Для этого раскрутите шкив рукой. Вращение должно происходить равномерно и бесшумно. генератор автомобиляЕсли гул при работе ДВС все же появился, можете снять ремень, а потом на 10-15 сек. завести мотор. Так вы сможете определить, исходит шум от подшипника генератора либо роликов ГРМ.

Недостаточное натяжение приводит к проскальзыванию ремня и ускоренному износу. Первый признак такой неисправности проявляет себя писком на холодную либо при намокании. Чрезмерное растяжение приведет к отсутствию зарядки. Именно поэтому важно знать, как проверить натяжение ремня генератора.

Виды конструкции

Привод генератора бывает двух типов:

натяжка генератора ланос, гранта

  • индивидуальный – генератор соединен со шкивом коленчатого вала отдельным ременным приводом. Натяжка осуществляется с помощью специального регулировочного болта, вращение которого будет отодвигать либо приближать генератор. В остальных случаях усилие регулируется положением корпуса;
  • общий – для генератора, коленчатого вала, помпы системы охлаждения и насоса гидроусилителя руля используется один сервисный ремень. Усилие в таком случае устанавливается автоматически натяжителем, который фиксируется специальным роликом.
Читайте так же:
Что регулирует болт на редукторе


Как определить правильную степень натяжения:

как правильно натянуть ремень генератора

  • с помощью линейки измеряется разница между положением в состоянии покоя и в натянутом состоянии. При этом прилагаемое усилие, точка измерения, а также нормативная разница указывается в руководстве по ремонту и эксплуатации автомобиля. На фото представлена схема для Chevrolet Niva. Измерить натяжение можно в точках А и В, то есть посередине между шкивами в наиболее удобном для вас месте. Измеряемый показатель для точки А не должен превышать 10-15 мм, а для точки В – 12-17 мм. Прилагаемое усилие (98,1 Н, то есть 10 кгс) можно измерить, если натягивать ремень с помощью ручных пружинных весов;
  • тест на скручивания. Если у вас нет точной информации о допусках, можете воспользоваться народным методом. Считается, что ремень генератора натянут правильно, если посередине шкива генератора и коленчатого вала его нельзя перекрутить вокруг своей оси более чем на 90º. Степень прилагаемого усилия описать сложно, но с опытом это чувство приходит автоматически;
  • с помощью частотомера. Владельцы автомобилей ВАЗ наверняка слышали о приборе «Лада Норма-Пинар». Устройство предназначено для измерения частоты колебаний. Полученные данные позволяют определить степень натяжения. Для проверки необходимо поднести датчик к ремню, а затем провести пальцем по нему, как по струне гитары. Автопроизводитель регламентирует нормальную частоту для каждой модели ДВС. Такой метод используется нечасто, поскольку покупка прибора для ремонта личного авто – нецелесообразна. Но подобное устройство можно соорудить своими руками.

Натяжение

Как правильно установить ремень генератора автомобиля, рассмотрим на примере двух типов конструкции:

  • ослабьте болт натяжителя, приоткрутив контргайку. Вращение самого болта будет натягивать и ослаблять ремень. После установки натяжения зафиксируйте ключом болт натяжителя и затяните контргайку;
  • ослабьте болты крепления генератора к кронштейнам. Заложите между корпусом генератора и двигателем штырь. Усилием рычага натяните ремень, после чего можно затягивать крепления генератора;
  • в системах с единым сервисным ременным приводом натяжение может осуществляться автоматически. В конструкции расположен специальный натяжитель, для ослабления которого необходимо приоткрутить болт ролика, а затем отвести натяжитель с помощью гаечного ключа.

В случае с ручейковым ремнем перед окончательной проверкой степени натяжения заведите и заглушите мотор. Так вы убедитесь, что ремень занял правильное положение в пазах шкивов.



Замена ролика ремня генератора на примере Chevrolet Lacetti

Для наглядности рассмотрим, как производится замена ремня и ролика на автомобиле Chevrolet Lacetti. На данном автомобиле как раз установлен саморегулирующийся натяжной ролик с кронштейном.

Видео: ШЕВРОЛЕ ЛАЧЕТИ.ЗАМЕНА РОЛИКА НАТЯЖИТЕЛЯ РЕМНЯ

Чтобы поменять ремень и натяжной элемент, понадобиться набор ключей рожковых и головок с воротками. Последовательность же работ такова:

  1. С двигателя демонтируем корпус воздушного фильтра, чтобы обеспечить доступ к ремню;
  2. Чтобы добраться до ролика, необходимо открутить насос ГУР. А чтобы добраться до болтов крепления его с двигателя демонтируем защитный экран выпускного коллектора;
  3. После снятия экрана откручиваем болты насоса ГУР и отодвигаем его в сторону, чтобы обеспечить доступ к ролику. После откручивания можно снять ремень с его шкива. При этом патрубки, идущие к насосу снимать не нужно;
  4. Перед откручиванием ролика необходимо его перевести в монтажное положение. Для этого смещаем ролик. Преодолевая усилие пружины до совмещения стопорных отверстий на корпусе кронштейна. Затем стопорим ролик в таком положении при помощи болтика или шплинта, который устанавливается в отверстие;
  5. Откручиваем болты крепления кронштейна ролика и он извлекается. Новый элемент тоже необходимо перевести в монтажное положение, после чего установить его на автомобиль и закрепить болтами;
  6. Устанавливаем на место и закрепляем насос ГУР и защитный экран. После этого надеваем ремень на шкивы, соблюдая правильность его положения;
  7. Извлекаем стопорный болт или шплинт, чтобы пружина произвела натяжение ремня;

На других автомобилях замена ролика и натяжка ремня может производится несколько по-другому. К примеру, на авто с эксцентриковыми роликами натяжка производится при помощи специального ключа, которым ролик проворачивается вокруг шпильки для натяжки.

Но все же, работы по замене натяжного ролика навесного оборудования не являются сложными, и их может выполнить даже начинающий автовладелец.

Читайте так же:
Схема частотной регулировки скорости асинхронных двигателей

Ограничители ремня

Во время аварии неизбежно возникают сильные перегрузки, которые действуют не только на автомобиль, но и на людей, находящихся внутри него. Для того чтобы уменьшить возникающую нагрузку, используются ограничители усилия натяжения ремня безопасности.

При ударе устройство приотпускает ленту ремня, обеспечивая наиболее плавный контакт с открывшейся подушкой безопасности. Таким образом, сначала натяжители максимально крепко фиксируют человека на сиденье, а затем ограничитель усилия немного ослабляет ленту до такой степени, чтобы снизить нагрузку на кости и внутренние органы человека.

Виды устройств

Наиболее удобным и технически простым способом ограничения усилия натяжения является петлеобразно прошитый ремень безопасности. Чрезвычайно высокие нагрузки разрывают швы, благодаря чему длина ремня увеличивается. Но надежность удержания водителя или пассажиров при этом сохраняется.

petleobraz

Также в автомобилях может применяться торсионный ограничитель. В катушке ремня безопасности устанавливается торсионный вал. В зависимости от действующей нагрузки, он может скручиваться на больший или меньший угол, предотвращая пиковые воздействия.

tors

Даже незначительные на первый взгляд устройства могут увеличить безопасность людей в автомобиле и смягчить травмы, полученные при аварии. Одновременное действие преднатяжителя и ограничителя в экстренной ситуации помогает крепко фиксировать человека на сиденье, но при этом излишне не сдавливать его грудную клетку ремнем.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector