Регулировка клапанов Volvo FH
Регулировка клапанов Volvo FH
Каждый автомобиль (в том числе и грузовики Volvo FH) имеет минимум два клапана на один цилиндр. Задача первого – запуск горючей смеси, второго – выпуск отработанных газов. Вся процедура приводится в действие ГРМ (газораспределительным механизмом) и повторяется с определенной цикличностью. При езде детали двигателя авто расширяются из-за нагревания. Поэтому, чтобы мотор функционировал максимально эффективно, в его холодном состоянии (когда машина просто стоит) между элементами должны быть зазоры соответствующего размера.
Регулировка клапанов Вольво ФШ – это крайне важная процедура. Если она будет проведена неправильно, то это приведет к снижению эффективности в работе силового агрегата и уменьшению его ресурса. Например, при больших зазорах падает мощность мотора, при мелких — происходит подгорание сёдел.
Как работает актуатор турбины
Для начала определимся в терминологии. Актуатор может иметь множество разговорных названий – вестгейт, вакуумный регулятор, избыточный клапан. Все это одна деталь, базовая роль которой сводится к выполнению функции сброса повышенного давления воздуха (выхлопных газов), во время работы двигателя автомобиля. Этот элемент выступает промежуточным звеном между турбокомпрессором и двигателем, оберегая их от перегрузки.
Устанавливается практически на турбине.
- Принцип работы актуатора сводится к тому, что при высоких оборотах двигателя, когда возрастает давление выхлопных газов с одной стороны и воздуха, направляемого через турбокомпрессор в двигатель с другой открывается клапан и стабилизирует ситуацию. Во время открытия клапана часть выхлопных газов попросту проходят мимо турбинного колеса, что приводит к снижению эффективности работы турбинного нагнетающего колеса и снижает давление воздуха.
Снижение давления выхлопных газов и направление их в обход турбинного колеса выполняется через калитку вестгейта, управляемую актуатором. Тем самым потребность в воздухе для горючей смеси четко соответствует моменту очищения камеры сгорания от выхлопных газов.
Иные типы актуаторов
В турбинах с изменяемой геометрией также есть актуаторы, которые бывают электрические и пневматические (вакуумные). Актуаторы в этом случае служат для поворота лопаток механизма изменяемой геометрии. Обычно в таких турбинах нет калитки вестгейта с управлением актуатором от повышенного давления.
Наиболее распространенные поломки актуаторов
- повреждение электрических элементов;
- износ зубьев шестеренок и червяка у электрического актуатора;
- выходит из строя электромотор;
- повреждение мембраны вакуумного актуатора.
В таких случаях, чтобы отремонтировать актуатор турбины, необходимо выполнить его диагностику с целью точно определить поломку. Для устранения неисправности целесообразно обратиться в специализированный сервисный центр. Устранить поломку самостоятельно будет достаточно сложно – для определения неисправности нужно специальное оборудование, которое в большинстве случаев отсутствует в домашних условиях. А если покупать отдельно – намного дешевле ремонт актуатора провести в сервисном центре.
Видео о двигателе 4HK1
С процессом ремонта двигателя и его строением в целом предлагаем ознакомиться на видео:
В процессе обслуживания рабочими была выполнена мойка, разборка, дефектовка ДВС. Далее проведена опрессовка ГБЦ и правка сидел, заменены направляющие втулки на клапанах и стакан форсунок, двигатель собрали, покрасили и отгрузили владельцу.
Какие бывают неисправности?
Клапан термостата находится в частично открытом состоянии или «завис» полностью. Об этом будет свидетельствовать долгий прогрев до рабочей температуры. А зимой двигатель Исузу может не нагреться совсем. При исправных термостатах в блоке термостатов двигателя Богдан при температуре около 0ºС, как правило достижение рабочей температуры мотора при движении транспортного средства произойдет за 5 — 10 минут. Если температура за долгое время не поднимается выше 70ºС — это следствие неполного открытия термостатов. Как правило, летом это не столь заметно, кроме увеличенного расхода. А вот зимой в автобусе будет холодно, так как печка не будет работать.
О перегреве двигателя свидетельствует полностью оставшийся (заклиненный) в закрытом положении термостат в любом режиме движения от любой температуре воздуха и в даже при отрицательной температуре. В таком случае разбирается блок термостатов, и после проверки заклинивший термостат заменяется на новый. В случаях, когда термостат открывается не полностью, двигатель грузовика или автобуса может и не «закипеть» — большую роль играет режим эксплуатации автомобиля. В любом случае заклинивший термостат нуждается в замене.
Как правило, термостаты выходят из строя не сразу и постепенно. Эту неисправность можно определить в зависимости от сезона. Если летом поломку термостата сложно заметить, то зимой сразу растет время прогрева автомобиля. Если зимой в салоне автобуса мерзнут пассажиры, а стрелка температуры после длительного прогрева указывает на значения ниже рабочей температуры — термостаты нужно проверить.
Выводы
Актуатор является важным элементом системы турбанаддува современных автомобилей. Он позволяет уберечь турбину от негативного воздействия чрезмерного давления выхлопных газов, возникающего при функционировании мотора на высоких и повышенных оборотах.
Клапаны управления турбиной бывают нескольких видов: одни работают на вакуум, другие – на давление. Вакуумные варианты способны также регулировать и работу изменяемой геометрии. Независимо от типа, актуатор нужно иногда обслуживать: менять износившиеся детали, чистить и настраивать. Ремонт обычно сложный — лучше доверить профессионалам или же установить полностью новую деталь.