6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ремонт коробки переключения передач (КПП)

Ремонт коробки переключения передач (КПП)

Устранение отдельных дефектов коробки передач связано с ее частичной или полной разборкой. При разборке выполняют следующие основные операции:

  1. отъединяют компрессор (при его наличии) от картера коробки передач;
  2. снимают верхнюю крышку с механизмом переключения передач;
  3. отвертывают болты, снимают переднюю крышку и извлекают ведущий вал с подшипником;
  4. отвертывают заднюю крышку и извлекают ведомый вал с подшипником;
  5. вынимают из картера коробки шестерни ведомого вала, ось и вилку включения заднего хода;
  6. снимают стопорную пластину оси заднего хода и оси промежуточного вала и выбивают оси (у автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-150 отвертывают крышки подшипников промежуточного вала);
  7. вынимают из картера шестерни заднего хода и промежуточный вал или блок шестерен.

Коробка передач мотоцикла ИМЗ Урал, устройство, принцип действия, особенности конструкции, обслуживание и ремонт, каталожные номера узлов и деталей коробки передач.

Коробка передач мотоцикла ИМЗ Урал выполнена в собственном картере, что облегчает ремонт мотоцикла. Картер коробки передач изготовлен из алюминиевого сплава, и на последних моделях имеет съемную заднюю крышку, за счет чего упрощается разборка и сборка. Такие коробки передач могут быть установлены на все предыдущие модели мотоциклов. Однако в этом случае необходима установка воздухофильтра новой конструкции.

Первичный вал сделан за одно целое с зубчатыми колесами передач I, II и III. Шестерня передачи IV напрессовывается на первичный вал и от проворачивания фиксируется шпонкой. На передний конец первичного вала напрессовываются шарикоподшипник № 205 и втулка, по которой работает сальник. Втулку следует напрессовывать большой фаской наружу и между муфтой и подшипником вставлять бумажную прокладку.

На задний конец первичного вала устанавливают роликовый подшипник № 12204. Торец внутренней обоймы подшипника с клеймом завода надо ставить наружу. У правильно собранного первичного вала размер по наружным торцам переднего и заднего подшипников должен быть от 133,4 мм до 134,0 мм.

Устройство коробки передач мотоцикла ИМЗ Урал.

Устройство коробки передач мотоцикла ИМЗ Урал

Зубчатые колеса вторичного вала могут свободно вращаться на валу. Для передачи крутящего момента на вторичный вал зубчатые колеса имеют шлицевые венцы. С которыми поочередно входят в зацепление муфты включения передач, перемещающиеся по наружным шлицам муфт вторичного вала. Управление муфтами включения передач осуществляется вилками механизма переключения. Муфты включения передач взаимозаменяемы, как и муфты вторичного вала. Поэтому при сборке коробки передач мотоцикла ИМЗ Урал можно не опасаться перепутать их местами.

На переднем и заднем концах вторичного вала устанавливают масло-отражательные шайбы и шарикоподшипники № 304. Кроме того, задний конец вала имеет шлицы для установки ведущего диска упругой муфты кардана, резьбу для гайки крепления диска и шаровой наконечник, на котором центрируется карданный вал. Ведущий диск упругой муфты кардана имеет винтовую нарезку для вращения зубчатого колеса привода спидометра. У правильно собранного вторичного вала размер по торцам ступиц шестерен должен быть 106,3-106,7 мм.

Наименования и каталожные номер узлов, деталей, валов и шестерен коробки передач мотоцикла ИМЗ Урал.

Наименования и каталожные номер узлов, деталей, валов и шестерен коробки передач Наименования и каталожные номер узлов, деталей, валов и шестерен коробки передач мотоцикла ИМЗ Урал

Наименования и каталожные номер узлов, деталей, валов и шестерен коробки передач мотоцикла ИМЗ Урал Наименования и каталожные номер узлов, деталей, валов и шестерен коробки передач Наименования и каталожные номер узлов, деталей, валов и шестерен коробки передач

Запуск двигателя осуществляется через коробку передач и механизм сцепления. Поэтому запустить двигатель при включенной передаче и выключенном сцеплении невозможно. Вал пускового механизма опирается на переднюю втулку, закрепленную на картере коробки передач двумя винтами, и на заднюю крышку картера коробки передач. За одно целое с валом выполнен кронштейн крепления собачки.

Читайте так же:
Как отрегулировать клапана на двигателе 1nz fe
Кинематическая схема пускового механизма двигателя мотоцикла ИМЗ Урал.

Кинематическая схема пускового механизма двигателя мотоцикла Урал

Собачка за счет пружины и штифта все время отжимается от центра вала. В нерабочем положении от зацепления с зубчатым колесом она удерживается выключателем. Шестерня пускового механизма свободно вращается на валу и имеет зубчатый венец, который передает вращение шестерни I передачи первичного вала через шестерню вторичного вала. На пусковом валу установлена возвратная пружина, которая одним концом с помощью штифта соединена с валом, а вторым концом — со втулкой.

На заднем конце вала установлена пусковая педаль, которая с помощью клина и специального паза фиксируется на валу от проворачивания. Для предотвращения резких ударов и изнашивания деталей пускового механизма при возврате педали в крышке картера установлен пружинный буфер.

При нажатии на педаль вал вместе с собачкой поворачивается. Преодолевая усилие возвратной пружины и закручивая ее. При этом собачка сходит с выключателя и входит в зацепление с храповым венцом зубчатого колеса под действием пружины и штифта собачки. При дальнейшем вращении вала вместе с ним начинает вращаться и шестерня, которая приводит во вращение шестерни I передачи вторичного и первичного валов, а далее через сцепление — и двигатель.

После запуска двигателя педаль отпускают, и под действием возвратной пружины вал поворачивается в обратном направлении. При этом собачка скользит по зубьям храповика, пока выключатель не отведет ее от них. После запуска двигателя пусковая шестерня постоянно вращается.

Устройство механизма переключения передач мотоцикла ИМЗ Урал.

Устройство механизма переключения передач мотоцикла ИМЗ Урал

Механизм переключения имеет ручной и ножной приводы. Переключение передач осуществляется шлицевыми муфтами, которые перемещаются вилками переключения передач. Вилки переключения передач I и II и передач III и IV не взаимозаменяемы. Управляются вилки с помощью сектора, который приварен к валику. В секторе имеется два фигурных паза, куда входят соответствующие шипы вилок.

При повороте сектора пазы воздействуют на шипы вилок и сообщают им осевое перемещение. Для удержания сектора в определенном положении при включенной передаче на его внешнем радиусе имеется пять углублений. Куда входит подпружиненный шарик фиксатора.

Для поворота сектора вручную на правый наружный конец валика сектора устанавливают рычаг и фиксируют его клином. Рычагом ручного переключения можно установить сектор в любое из пяти положений:

— Передача I
— Нейтральное положение
— Передача II
— Передача III
— И передача IV.

Левый конец валика сектора переключения своим хвостовиком квадратного сечения входит в соответствующее отверстие храповика механизма ножного переключения.

Устройство кикстартера и механизма переключения передач мотоцикла ИМЗ Урал.

Устройство кикстартера и механизма переключения передач мотоцикла ИМЗ Урал

Храповик опирается на крышку картера коробки передач. Справа на храповик устанавливают кривошип собачки и фиксируют стопорным кольцом. На кривошипе имеется палец, который входит в паз рычага. Установленного на шлицах валика педали переключения передач.

При отсутствии воздействия на педаль детали механизма ножного переключения с помощью возвратной пружины устанавливаются так, что собачка не входит в зацепление с храповиком. Поэтому при использовании рычага ручного переключения храповик свободно поворачивается. Не взаимодействуя с деталями механизма ножного переключения. Если производится воздействие на педаль, то она поворачивает рычаг. Который, в свою очередь, перемещает кривошип с собачкой.

Под действием возвратной пружины собачка входит в зацепление с одним из зубьев храповика и поворачивает его, а вместе с ним и сектор. Угол поворота кривошипа, а следовательно, и остальных деталей ограничивается двумя регулировочными винтами. Поэтому собачка поворачивает храповик только на один зуб. Вследствие чего механизмом ножного переключения можно переключить передачи только с одной соседней на другую.

Читайте так же:
Регулировка карбюратора бензокосы интерскол

При воздействии на переднее плечо педали передачи переключаются с высшей на низшую. При воздействии на заднее плечо — с низшей на высшую. После снятия усилия с педали детали механизма ножного переключения с помощью возвратной пружины занимают нейтральное положение.

Если в коробке передач включена передача I и к переднему плечу педали приложено усилие, то при повороте кривошипа собачка попадает на гладкую поверхность храповика (без зубьев). В этом случае усилие на храповик не передается и весь механизм застрахован от поломок. То же самое происходит и при воздействии на заднее плечо педали, если включена передача IV.

Эксплуатация и ремонт коробки передач мотоцикла ИМЗ Урал.

В процессе эксплуатации коробки передач мотоцикла ИМЗ Урал необходимо проверять уровень масла. Не допускать его подтекания. При обнаружении подтекания масла следует подтянуть болты крепления или заменить уплотнительные элементы: прокладки, сальники. Через каждые 4000 километров пробега масло подлежит замене. В качестве масла для коробки передач мотоцикла ИМЗ Урал рекомендуются масла М8В1 или их зарубежные аналоги.

Иногда может потребоваться регулировка механизма ножного переключения. Например при ослаблении контргаек и выворачивании регулировочных винтов-упоров или после переборки коробки. Для проверки регулировки потребуется переключать передачи со II на III и наоборот. Для этого, перекатывая мотоцикл вручную, надо добиться легкого переключения передач ручным рычагом. Или, поставив мотоцикл на подставку, запустить двигатель и проводить регулировку с работающим двигателем и вращающимся задним колесом.

При переключении с высшей передачи на низшую (с III на II) необходимо нажать на переднее плечо педали. При этом педаль повернется против часовой стрелки (если смотреть слева), а кривошип собачки будет поворачиваться по часовой стрелке и, следовательно, будет упираться в верхний упор. Поэтому его и надо регулировать.

Правильность регулировки проверяют ручным рычагом. Для этого, держась рукой за рычаг, необходимо нажать на переднее плечо педали (переключить коробку передач с III передачи на II) до упора. Затем, покачивая рычаг ручного переключения, убедиться, что сектор удерживается фиксатором. Если упор отрегулирован неправильно, то при легком покачивании рычаг вместе с сектором поворачивается на небольшой угол и становится на фиксатор.

По рычагу ручного переключения чувствуется, что под действием педали сектор немного «проскочил» шарик фиксатора. А затем под действием шарика, когда усилие с педали сняли, повернулся назад и занял правильное положение. То есть переключение передач происходит с «доскоком» после снятия усилия с педали.

Если такие отклонения выявлены, то необходимо отрегулировать положение верхнего упора следующим образом:

— Если ход рычага ручного включения мал, т. е. передача недовключается, то упор необходимо вывернуть.
— А если ход рычага ручного включения велик, т. е. рычаг проходит положение, соответствующее фиксации, то упор необходимо завернуть.

После регулировки необходимо проверить правильность включения. Положение нижнего упора регулируется аналогично. Но при переключении с низшей передачи на высшую (со II на III).

— Если передача недовключается, нижний упор надо вывернуть.
— Если ход сектора велик и он проходит положение фиксации, упор надо ввернуть.

Читайте так же:
Как отрегулировать гидроусилитель руля юмз

Ремонт коробки передач мотоцикла ИМЗ Урал обычно заключается в замене изношенных деталей. Предельно допустимые износы деталей и зазоры в сопряженных деталях коробки передач мотоцикла ИМЗ Урал не должны превышать приведенных ниже в таблице.

Предельно допустимые износы деталей и зазоры в сопряженных деталях коробки передач мотоцикла ИМЗ Урал.

Предельно допустимые износы деталей и зазоры в сопряженных деталях коробки передач мотоцикла ИМЗ Урал

Чаще всего износ происходит по шлицам включения на зубчатых колесах и муфтах. Внешним признаком повышенного износа является самопроизвольное выключение передач во время движения. Это же будет наблюдаться при неправильной регулировке упоров. Детали, пришедшие в негодность, необходимо заменить.

Определение причин неисправностей коробки на КамАЗ

В большинстве случаев неполадки в системе трансмиссии на любом транспортном средстве возникают в результате естественного износа составляющих ее частей.

Способствует преждевременному выходу из строя механизмов КПП 154 – пренебрежение прохождением ТО, использование низкокачественного трансмиссионного масла. Периодически стоит самостоятельно проверять уровень горючего в коробке.

Чтобы определить точно характер поломки, необходима разборка КПП. Доверять данную процедуру нужно специалистам, которые знают особенности строения коробки передач, обладают необходимым опытом, знаниями. Чтобы снять КПП из штатного места требуется слив масла из картера, очистка магнитов, далее подлежат демонтажу все механизмы, комплектующие детали, которые фиксируют КПП.

Ухудшиться управление транспортным средством, где имеется 154 коробка, может в результате наличия забитого фильтра, утративших свои свойства свечей зажигания. Это основные расходные элементы, присутствующие в моторном отсеке, которые проверяются на каждом ТО, в случае их деформации они подлежат замене на аналогичные варианты.

Во время осуществления диагностики стоит обращать внимание на имеющиеся уплотнения (сальники). Если они размякли, то из-за этого может отмечаться течь масла со стороны КПП. Однако наличие подтеков может быть следствием того, что возникло повышенное давление в картере коробки (необходимо очистить сапун).

Обслуживание и ремонт

Самой распространенной проблемой в коробке является износ шестерен и подшипников. Детали постоянно находятся в движении, из-за трения изнашиваются. В таких случаях восстановить или отремонтировать КПП невозможно, элементы меняют на новые.

Признаки плохого функционирования КПП-154:

  • самопроизвольное выключение передачи;
  • повышенный шум и стук;
  • сложное включение механизма;
  • блокировка в одном положении.

Ремонт коробки с делителем включает 6 этапов:

  1. Разборка механизма.
  2. Выявление дефектов.
  3. Замена изношенных деталей или регулировка параметров.
  4. Замена масла трансмиссии.
  5. Сборка.
  6. Тест-драйв.

Во время проведения ремонтных работ регулируют:

  • величину зазора между торцом крышки и ограничителем хода штока клапана включения делителя;
  • ход переключателя;
  • привод управления механизмом переключения.

Снимают КПП следующим образом:

  1. Сливают масло из картера.
  2. Очищают магнит пробки.
  3. Опускают запаску.
  4. Отключают провод выключателя контрольной лампы, вентиляционные трубки, кронштейны крепления глушителя.
  5. Отворачивают гайки крепления фланцев.
  6. Ослабляют тройники хомута.
  7. Снимают пневмоусилитель сцепления, затем карданный вал.
  8. Выворачивают болты крепления стартера.
  9. Отодвигают КПП назад, опускают на тележку и выкатывают из-под машины.

Ремонт КПП выполняют так:

  • снимают воздушный переключатель;
  • выкручивают крепежные болты;
  • извлекают валик;
  • открепляют вилку переключения скоростей;
  • снимают синхронизатор;
  • демонтируют вал и вилку выжимного устройства;
  • откручивают крепежи, которые удерживают на ведущем валу крышку заднего подшипника;
  • снимают крышку, демонтируют задний подшипник и вал;
  • откручивают опорную роликовую шайбу и болты стакана подшипника, снимают детали;
  • деревянным бруском выбивают вал, извлекают подшипник из корпуса делителя;
  • зажимают в тиски шлицевую часть ведущего вала;
  • откручивают стяжную гайку и маслонагнетательную гайку с вала;
  • снимают роликоподшипник, втулку и шестерни.
Читайте так же:
Регулировка сцепления вольво s70

Затем выполняют ремонт или замену деталей, собирают делитель. Все операции по сборке осуществляют в обратной последовательности.

Монтаж коробки передач

Испытания проводят в 2 режимах — с нагрузкой и без нее. При тестировании без нагрузки проверяют, как работает делитель, и включаются передачи.

Промежуточный вал и другие комплектующие КПП

Абсолютно каждая коробка переключения передач является ничем иным, как набором валов и шестерен, которые заключены в корпус и взаимодействуют друг с другом. А посредством сцепления с маховиком соединен ведущий вал. Ведомый же, в свою очередь, имеет жесткое соединение с карданном. Функцию же передачи вращения от ведущего к ведомому валу берет на себя промежуточный вал. Первые два вала имеют последовательное расположение, при этом вторичный опирается на подшипник, установленный в хвостовике первичного, однако, никакой жесткой связи нет, и они работают независимо.

Фото - подшипник промежуточного вала КПП, 78.img.avito.st

Что же насчет промежуточного вала, так он располагается непосредственно под ними. Кроме того, не последнюю роль в обеспечении переключения передач играют шестерни и муфты. Во время перемещения рычага КПП приводятся в движение специальные вилки, отвечающие за переключение передач. Они же в свою очередь перемещают муфты, при этом специальный замок исключает возможность одновременного включения нескольких передач.

Фото промежуточного вала КПП в автомобиле, ximages.net

Коробка скоростей токарного станка

Коробка скоростей токарного станка относится к основным частям привода шпинделя. Она создана для осуществления передачи энергии движения электродвигателя остальным частям механизма. Также ее используют для изменения частоты вращения шпинделя, а соответственно и скорости работы. В зависимости от конструкции станка может быть два типа размещения этого узла. Коробку могут встраивать в корпус бабки шпинделя или же монтировать ее в отдельном корпусном блоке, который все равно должен быть связан со шпинделем.

Если коробка скоростей токарно-винторезного станка является встроенной, то это делает конструкцию существенно более простой, особенно это заметно в плане монтажа. Это сильно упрощает управление устройством. В то же время они создают условия для повышения температуры во время рабочего процесса, а также создают дополнительные вибрации. Таким образом, они находят применение только в моделях нормальной точности, так как для точных станков используется принцип действия с раздельной коробкой.

Коробка скоростей токарного станка по металлу

фото:коробка скоростей токарного станка

Изменение скорости может производиться бесступенчатым и ступенчатым способом также как и реверсирование. Для этого используется несколько способов, к примеру, таких как:

  • Скользящие блоки, состоящие из 2-3 колес с прямыми зубьями, которые перемещаются по валу с направляющей шпонкой или шлицами. Используются в станках средних размеров.
  • Фрикционные муфты с ручным или электромагнитным включением. Здесь допускается применение шевронных или косозубых колес, благодаря чему скорости можно переключать на ходу. Эта система используется в автоматических станках средних и мелких размеров.
  • Кулачковые муфты, которые работают совместно с шевронными и косозубыми колесами. Они обладают малыми условиями включения и небольшими пределами перемещения. Данная система хорошо подходит для тяжелых станков.
  • Сменные зубчатые колеса, которые обладают относительно небольшими осевыми габаритами. Такая система обеспечивает широкие пределы частоты вращения шпинделя. Ещё используются в операционных и специальных станках автоматического и полуавтоматического типа, которые заняты в серийном производстве.
  • Механизмы бесступенчатого регулирования, или как их еще называют – вариаторы. Они обеспечивают плавную регулировку скорости при работе станка. Используются в средних и малых станках.
Читайте так же:
Регулировка подачи топлива тнвд фольксваген

Устройство коробки скоростей

Коробки скоростей металлорежущих станков могут заметно отличаться друг от друга. На примере такого устройства как токарный станок 1М61 можно рассмотреть составляющие детали оборудования. Сюда входят такие вещи как:

  • Реверсивный электродвигатель от http://eec.kz, что обеспечивает вращение шпинделя;
  • Система зубчатых передач;
  • Клиноременная передача, соединяющая двигатель и систему зубчатой передачи в коробке;
  • Многодисковая электромагнитная муфта, которая обеспечивает торможение шпинделя;
  • Рукоять для переключения скоростей.

Коробка скоростей токарно-винторезного станка

Принцип работы коробки скоростей

Коробка скоростей токарного станка 16К20 работает на блоке шестерен. Переключение этих блоков осуществляется при помощи специальной рукоятки, которая перекидывает передачу с одного участка на другой. Шпиндельная бабка получает вращательное движение заданной скорости от шестерен перебора, которые передают это через зубчатую муфту. Рукоятка включает и отключает перебор этой муфты, регулируя тем самым скорость. Регулировка проходит в двух направлениях, куда крутится ходовой винт, так что можно одним контролирующим элементом увеличивать и снижать скорость вращения.

Основные движения

Сама коробка скоростей карусельного станка остается неподвижной во время работы, но ее внутренние части, такие как ременная передача, могут двигаться. Перемещения проходят в продольной плоскости, в зависимости от того, куда именно направляет ручка управления. Передача переходит с одного сектора на другой, увеличивая или уменьшая скорость.

Регулировка коробки скоростей токарного станка

Зазоры. При активном использовании оборудования возле движущихся частей со временем появляются зазоры. Это не только снижает точность работы техники, но и может привести к поломке. В станках предусмотрена регулировка таких соединений, которая заключается в фиксации основных закрепляющих в положение на должном расстоянии. Для этого применятся клинья, гайки с болтами и прочие элементы.

Регулировка муфты. Одним из основных элементов, которыми обладает коробка скоростей токарного станка 1К62 является муфта, стоящая на ее главном валу. За счет трения, которое возникает при работе, ее диски со временем подвергаются сильному износу. Для ее регулировки используют нажимные гайки, которые навинчиваются на кольцо. После вдавливания защелки в кольцо можно поворачивать гайки до упора. Когда муфта полностью отрегулирована, то ее запуск происходит без толчков и резких движений.

Регулировка люфта. Если во время работы проявляется люфт, то его следует устранить. Для этого требуется при выключенном станке разобрать коробку, выставить детали в правильное положение зафиксировать. Во время работы от вибраций люфт будет появляться периодически и это вполне нормально, так что следует следить, чтобы вовремя его устранять.

Проверка и регулировка механизма блокировки переключения рядов коробки передач тракторов Т-150 и Т-150К

Для начала приведем схему регулировки механизма блокировки переключения рядов коробки передач.

regulirovka-kpp-t150

Отъединяют тягу от рычага валика блокировки; нажимают на педаль сцепления; устанавливают валик блокировки так, как показано на рисунке: совмещают риски «а» (трактор Т-150) или ось симметрии рычага 4 с кромкой указателя 6 (трактор Т-150К); изменяя длину тяги навинчиванием или свинчиванием вилки 3, совмещают ее отверстие с пальцем 5; тягой соединяют педаль сцепления с рычагом валика блокировки.

Затем проверяют правильность регулировки: при включенном сцеплении переключение передач (диапазонов) невозможно, а при выключенном сцеплении — возможно. После регулировки затягивают контргайку 2 и шплинтуют палец.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector