8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно настроить mtb: 5 советов жаждущим скорости

Как правильно настроить mtb: 5 советов жаждущим скорости

С советами Bike&Me ваш велосипед начнет не ездить, летать! А поездки на нем будут приятнее, чем на Bentley!

  • А вы не забыли подписаться на наш канал Telegram?

На скорость mtb влияет не только его качество и стоимость запчастей. Независимо от того, соревнования это или обычная поездка, ключевую роль играет то, как райдер настроил свой байк.

А также удобство во время езды. Это еще один очень важный фактор. Если грамотно подогнать велосипед под себя, можно ехать гораздо быстрее и более комфортно.

Итак, как же правильно настроить горный велосипед и ехать на нем как в кожаном салоне?

Определимся с терминологией

Прежде чем говорить о таком понятии, как регулировка скоростей велосипеда, нужно разобраться с основными определениями, чтобы даже начинающему велосипедисту было понятно, о чем идет речь.

Переключатель скоростей иногда называют перекидкой. Это незаменимый компонент любого современного скоростного велосипеда. Он выглядит как прямоугольный механизм с пружиной, на котором прикреплена рамка (или лапка). Говоря о переключателе скоростей, невозможно оставить без внимания манетку — устройство, которое предназначено для управления перекидкой с помощью регулировки натяжения троса. Обычно эта важная деталь крепится прямо на руле. Но встречаются модели велосипедов, где манетка находится на нижней трубе переднего треугольника рамы.

Каждый опытный велосипедист знает, что такое петух, кассета и система на скоростном велосипеде. Для остальных дадим определения этим терминам:

— Петух — зачастую алюминиевая деталь, основная цель которой — сохранить в целости и невредимости задний переключатель скоростей и раму. Он крепится прямиком на раму, а уже на нем фиксируется перекидка.

— Кассета — звездочки/шестеренки разного диаметра, которые являются задним узлом трансмиссии велосипеда. Устанавливается кассета на барабан задней втулки.

— Система — передний узел трансмиссии. В отличие от кассеты, звезды системы закреплены полыми болтами на шатунах. Сразу отметим, что речь идет о современных качественных моделях. На дешевых велосипедах систему разобрать невозможно, а все звездочки скреплены между собой заклепками.

Как регулировать скорости на велосипеде без фиксирующих винтов? Два пресловутых переключателя с пометками Н и L находятся прямо на перекидке. Первый — Hight — это ограничительный винт для регулировки больших передач (или малых звездочек или шестеренок). L (Low) регулирует малые передачи. На разных моделях их месторасположение может меняться.

как регулировать скорости на велосипеде

Плюсы и минусы систем ободных тормозов в целом:

  • тормозные усилия прикладываются к ободу, а это снижает нагрузку на спицы и втулку;
  • меньший нагрев, чем у дисковых тормозов;
  • сравнительная простота настройки;
  • маленькая масса;
  • относительно низкая цена.
  • моментальное снижение эффективности при попадании снега, воды, грязи, масла на обод, но специальные насечки для отвода влаги отчасти решают эту проблему;
  • зависимость эффективности торможения от геометрии колеса;
  • необходимость частой замены колодок;
  • невозможность интеграции со многими рамами и вилками;
  • быстрый износ обода из-за трения о колодки.

«Ви-брейки» могут сокращать срок службы рамы, а гидравлические ободные тормоза – просто вырвать перо или крепление при резком торможении. В зависимости от того, как устроены тормоза на конкретном велосипеде, колодки могут изготавливаться из разных видов резины, а их крепление — из металла.

устройство дисковых тормозов

Как правильно тормозить на велосипеде? 10 советов

Мы с вами уже столькому вместе научились. Я говорю о разного рода советах относительно велосипедов, которые мы иногда публикуем. Разумеется, советы эти пригодятся новичкам, в первую очередь. Хотя, как знать, может и еще кому-то они станут полезны. В любом случае — они бесплатны) Между прочим, научившись грамотно тормозить начинаешь быстрее ездить. Да, звучит это контринтуитивно, однако реальность оказывается таковой.

Читайте так же:
Как отрегулировать втулку переднего колеса велосипеда

0. Убедись, что тормоза есть

Не смешно, кстати. Дело в том, что есть велосипеды, конструкция которых наличие тормозов не предусматривает. Речь идет о трековых велосипедах, которые делаются максимально жесткими, легкими и быстрыми. Суть этих велосипедов кроется уже в самом названии — они предназначены для использования на треке, то есть на велодроме. Пол там выстелен специальными породами дерева, ветра нет, повороты имеют наклон, чтобы можно было не сбавлять скорость. в общем, там все сделано для максимальных скоростей, тормозами там не пользуются и скоростями тоже. Звезда сзади всего одна и она напрямую соединена со втулкой без храпового механизма. Если кажется, что такая техника не ездит быстро. то спешу вас уверить, что 70 км/ч они набирают. Разумеется, для таких скоростей необходимо и подготовкой определенной обладать.

В общем, тормозов там нет, при желании остановиться приходится ногами замедлять вращение педалей постепенно останавливая свой ход. Второй способ остановиться заключается в переносе веса тела на переднее колесо о блокировке педалей. При таком раскладе колесо совсем блокируется и велосипед останавливается. Вы могли такое наблюдать в среде фиксеров. да, такие велосипеды еще фиксами называют. Так вот, к чему всё это. фиксы являются наиболее опасными на дорогах общего пользования по вышеперечисленным причинам. В некоторых странах на законодательном уровне предписано оборудовать велосипеды независимыми тормозами.

Потом, когда-то, когда наберешься опыта, можно пробовать и другие варианты. Но и в этом случае выбирая велосипед без тормозов ты подвергаешь риску не только себя, но и окружающих.

1. Убедись, что тормоза настроены

Кто-то любит, когда тормоза хватают в начале хода ручки, кому-то нравится, когда они хватают поближе к рулю. не важно, где они будут хватать, главное, чтобы они позволяли тормозить. Важно учитывать также, что ручка подведенная слишком близко к рулю может ограничивать усилие торможения в экстренных ситуациях. То есть, ручка все равно должна иметь приличный запас хода и не прижиматься к рулю вплотную.

Кроме ручек, следует настроить и тормозные машинки (калиперы). Идеальным считается параллельный подвод колодок. Тогда начало торможения хорошо ощущается и качество торможения интереснее. И не имеет значения конструктив ваших тормозов, данное правило справедливо для любых тормозов от любых брендов с любыми колодками (дисковая гидравлика или механика, ободная гидравлика или механика).

2. Учитывайте дорожные условия

Торможение в сухую и мокрую погоду различается довольно сильно.

Во-первых, ободная классика на шоссейниках или МТБ с наличием воды работает намного слабее и это важно учитывать, находясь на дороге. В конечном итоге, они будут тормозить, но их эффективность снизится процентов на 80. Дисковая механика и гидравлика менее чувствительны к влаге. Там эффективность снижается только в самом начале торможения, однако быстро приходит в норму. Причин для этого много и останавливаться на них мы не будем. Просто зафиксируем у себя в голове, что дисковые тормоза при наличии влаги тормозят практически без потери эффективности.

Во-вторых, мокрая погода подразумевает наличие воды на дороге. Забегая наперед скажу, что ездить быстро по мокрой дороге можно, аквапланирования не произойдет. Говорю я это не просто так, а потому, что многие отталкиваются от теории автомобильной. Но давайте не забывать, что площадь контакта велосипедного колеса с дорогой в разы меньше, давление в покрышках, как правило, выше, чем у автомобиля. всё это позволяет велосипедному колесу сохранять такую-же площадь контакта с поверхностью, как в сухую, так и в мокрую погоды. Если пофантазировать, то, конечно, да, велосипедное колесо может начать аквапланировать, но на скоростях близких к скорости света, так что не переживайте.

Читайте так же:
Как регулировать сигнал в машине

Торможение в мокрую погоду всё же становится менее эффективным даже с дисковыми тормозами. Вся суть в снижении коэффициента трения между резиной покрышки и дорогой. То есть, тормозной путь вырастет. Также полезно учитывать этот фактор и при прохождении поворотов, колеса могут просто заскользить, если начать закладывать велосипед на мокрой дороге, как на сухой. Рельсы. тут вообще беда, метал смоченный дождиком и вовсе на лед похож. Но мы говорим о торможении. Итак, принимайте во внимание погодные условия в контексте торможения, обстановку на дороге, наличие на дорожном полотне различных артефактов, пыли, щебенки, смолы. Всё это в значительной степени влияет на эффективность торможения, а значит и на дистанцию, необходимую для остановки.

3. А нужно ли вообще тормозить?

Вопрос отличный. Зачастую некоторые райдеры жмут на тормоза просто потому, что ехать быстро страшно. Что ж, вполне резонно. Или нет. Было бе неплохо посмотреть подальше вперед, чтобы убедиться в отсутствии препятствий, которые потребуют снижение скорости. вполне вероятно, что тормозить и вовсе не стоит. Довольно часто работу по снижению скорости на себя берет ветер и изгиб ландшафта, дайте им делать за вас некоторую работу.

4. Тормозите перед поворотом

Ну, это утверждение слышали многие, тут даже спорить не приходится. Действительно, наиболее безопасно сбрасывать скорость перед входом в поворот.

Хотя тормозить в повороте никто не запрещает. Главное выбрать момент, когда траектория наиболее прямая. Нажимать же на тормоза следует максимально нежно и аккуратно. Работать ручкой так же, как на прямой не стоит, ведь можно легко сорваться в занос. Тормозить в повороте приходится, например, когда его радиус неожиданно изменяется или встречается неожиданное препятствие.

Так что. сбрасывайте скорость перед поворотом, особенно, если он “закрытый”. Если приходится тормозить уже в нём, то делайте это максимально аккуратно.

5. Не бойтесь переднего тормоза

Многие боятся переднего тормоза, как огня. Кто-то избегает использование его из-за неприятного опыта, когда пришлось лететь через руль, кто-то просто боится его без весомых причин на это. А зря.

Передний тормоз намного эффективнее заднего. Прям ощутимо мощнее. Если обратите внимание на горные велосипеды, мотоциклы и даже автомобили, то обнаружите, что после остановки передняя их часть приподнимается, а задняя опускается. Так происходит потому, что транспортное средство, как и человек на нем, обладает инерцией. Если с этой инерцией на велосипеде не работать, то она будет каждый раз выбрасывать вас из седла. А работать с ней очень просто, достаточно перенести свой вес максимально назад и хорошо упереться руками в руль перед торможением передним тормозом.

Если всё так и сделать, то вы обнаружите, что тормозить передним тормозом намного эффективнее, велосипед останавливается значительно быстрее. Еще быстрее остановка произойдет, если использовать сразу оба тормоза. Однако стоит понимать, что даже при переносе веса назад возможен отрыв заднего колеса и переворот вперед. Поэтому передний тормоз резко нажимать не стоит даже в самых экстренных ситуациях. Начало воздействия на него должно быть плавным настолько, насколько это возможно. Со временем вы привыкнете к нему.

Читайте так же:
Регулировка фар део ланос

Также полезно знать, что при торможении передним тормозом блокировка колеса происходит намного сложнее и реже, но всё-таки происходит. В этом случае сохранять управление очень сложно. Опять же, если вес перенесен назад, а руки уперты в руль, то вы должны будете справиться. У меня была ситуация, когда в очень широком повороте я тормозил передним и задним тормозом на мокрой дороге, перед автомобилем. Заблокировались тогда оба колеса, но сохранить равновесие удалось. Хотя да, речи об управляемости уже не шло. Учитывайте еще и состояние дороги. если торможение началось на асфальте и переходит на пыльный участок, то интенсивность воздействия на ручку следует снизить, так как блокировка колеса вполне может произойти. Отпустить ручку также следует, когда съезжаете на песок, он вообще очень коварен в этом контексте.

В целом и общем, не бойтесь переднего тормоза. Начинайте им пользоваться хотя бы немного для начала, дальше войдете во вкус и навыки придут сами. Когда я только начинал ездить, то пользовался только задним тормозом. Сейчас я задним тормозом себе только немного помогаю, основное торможение, особенно экстренное, у меня происходит передним тормозом.

Перелетал ли я через руль? Нет. Однако были ситуации резкого торможения, когда заднее колесо поднималось очень высоко, благо интуитивно отпускал руку и велосипед возвращался в исходное положение. На сегодняшний день заднее колесо поднимается во время торможения у меня только тогда, когда этого хочу я. Играя весом и силой нажатия я могу контролировать высоту поднятия заднего колеса. В экстренных ситуациях. они бывают у меня с течением времени все реже, так как гоняю только когда нет других участников движения.

6. Задний тормоз для сыпучих дорог

Только что я вас уговаривал пользоваться передним тормозом чаще, а сейчас буду отговаривать. Сыпучие поверхности очень скользкие, а блокировка переднего колеса полностью лишает вас радости выбора направления своего движения. Стало быть, на сыпучих участках наиболее благоразумно использовать задний тормоз. Не забывайте, что заблокированное заднее колесо тормозит намного хуже, чем катящееся.

7. Не блокируйте колеса, оставьте это детям

Во-первых, тормозить заблокированным колесом очень дорого. Покрышка рано или поздно придет в негодность от такого режима. Хотя должен признаться, что мне это приносило определенное удовольствие. Дело в том, что я покупал такие покрышки, которые в теплое время года свистели во время движения юзом на тротуарной плитке и на асфальте с большим содержанием смолы. Прямо как автомобильные покрышки, только тише. Ну, нравилось мне это дело, вот и развлекался. А потом шёл и покупал новые покрышки снова и снова.

Переход на шоссейник меня сильно дисциплинировал, так как покрышки намного тоньше во всех смыслах. Одно торможение юзом формирует на ней очень ощутимый плоский участок. Если торможение было долгим, то такое плоское пятно будет еще “стучать” по попе во время движения. Так что. теперь я колеса не блокирую.

8. Не налегайте на задний тормоз

Нет, ну серьезно, я же рассказал про прелести переднего. оставьте задний уже в покое.

Читайте так же:
Регулировка и агрегатирование машин

9. Дисковые или ободные тормоза?

Да какая вообще разница?

На мой взгляд, дисковые гидравлические тормоза намного интереснее ободных. Но и ободные порой умеют удивлять своей эффективностью. Только если не пыльно, не грязно и нет дождя. Дисковые имеют наибольшее преимущество по части модуляции (управлении силой сжатия тормозных колодок) усилия при небольшом усилии на ручке. Современные гидравлические модели позволяют осуществлять даже самые интенсивные остановки всего-то одним пальцем. Ни одни ободные на такое не способны даже при самых идеальных условиях. С другой стороны и заблокировать такое колесо проще, что чревато заносом и падением.

10. Учитесь тормозить

Да, даже такое незатейливое дело требует подготовки. Грамотное понимание процессов, которые происходят в момент торможения, позволяет грамотнее распоряжаться своими тормозами. В идеальных условиях на передний тормоз должно приходиться 75% всей нагрузки, и только 25% на задний тормоз.

Profile picture for user Борик Владимир

Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.

Ободные тормоза

Это самый популярный тип тормозов на сегодня. Принцип их действия заключается в следующем: при приложении усилия, которое передается через тросик к тормозным рычагам, тормозные колодки на тормозных рычагах плотно прилегают к ободу колеса, благодаря чему и обеспечивается торможение. Ободные тормоза бывают кантилеверные, клещевые и V-brake.

Кантилеверные тормоза

Их механизм состоит из двух рычагов с тормозными колодками, прикрепленных к пивотам на вилке. С помощью пары тяг трос передвигает рычаги, после чего и происходит торможение. Этот механизм прост и надёжен, однако встречается все реже и реже. Он вытесняется другими другими типами тормозов с более эффективной силой торможения.

Кантилеверные тормоза на велосипед

Клещевые тормоза

Чаще всего применяются на шоссейных велосипедах, но и там на замену им постепенно приходят другие типы тормозов. Название тормозов красноречиво говорит о его конструкции: тормозные колодки прижимаются к ободу изогнутыми рычагами, которые внешне напоминают клещи. Клещевые тормоза установлены на велосипедах Forward Impulse (2020).

Клещевые тормоза на велосипед

V-brake тормоза

Тормоза V-brake крепятся по такому же принципу, что и кантилеверные тормоза. Тормозной тросик подведен сбоку к верхней части тормозного рычага. Тормозной рычаг сжимает обе части тормоза с картриджными тормозными колодками. Такая система параллельного прижимания колодок позволяет обеспечивать эффективное торможение. Картриджные тормозные колодки к тому же можно легко менять с помощью обычного шестигранника. На данный момент этот тип тормозов наиболее распространен. Он используется на велосипедах почти всех типов. К примеру:

Велосипедные тормоза V-brake

Так как V-brake тормоза – это самый распространенный тип ободных тормозов, стоит отдельно рассмотреть их преимущества и недостатки.

  • Простая и эффективная конструкция с хорошим тормозным усилием.
  • Малый вес в сравнении с дисковыми тормозами или тормозами барабанного типа.
  • Невысокая цена.
  • Снижение эффективности торможения, если на обода и тормозные колодки попадает влага или грязь.
  • Ускорение износа обода и тормозных колодок из-за повышенного трения при попадании грязи, песка.
  • С V-brake тормозами невозможно использовать широкие покрышки.
Читайте так же:
На что влияет регулировка клапанов на оке

Как часто нужно проверять тормоза?

Проверяйте тормоза перед каждой поездкой. Убедитесь, что все составляющие тормозов правильно установлены и находятся в хорошем рабочем состоянии Также, помимо собственных проверок тормозов, перед тем, как куда-то поехать на велосипеде, стоит обратиться к опытному механику для того, чтобы он проверил тормоза и нашел проблемы, которые вы не cможете найти или починить в силу неопытности (проверки раз в 6 месяцев вполне достаточно для не профессионального велосипедиста), если вы каетесь профессионально или просто очень часто, то стоит делать такие проверки чаще одного раза за 6 месяцев

Регулировка дополнительных колесиков

Если ребенок только начал осваивать двухколесник, ему понадобятся приставные колеса. Их легко прикрепить и отрегулировать. Для этого необходимо:

  • перевернуть транспорт вверх колесами;
  • ослабить гайку, фиксирующую заднее колесо;
  • установить кронштейн, к которому прикрепить дополнительные колесики;
  • проверив, на достаточной ли высоте от земли находятся колесики, затянуть их шурупы;
  • провести фиксацию и затягивание всех гаек;
  • проверить, не нуждается ли цепь в подтяжке. После крепления дополнительных колесиков она иногда ослабевает.

 Регулировка дополнительных колесиков велосипеда

Приставные колеса не должны постоянно касаться земли, ведь это затруднит объезд ям, луж и неровностей на дороге. Но и не должны располагаться слишком высоко от земли, иначе будут бесполезны, а иногда и небезопасны.

Три проверки перед выездом

Перед поездкой нужно удостовериться, все ли системы байка работают как надо. В обязательной проверке перед катанием нуждаются:

1. Шины, а именно — давление в них
Почему-то считается, ребенку удобнее ехать на мягких шинах, это не так. Многие производители указывают на резине, какое давление необходимо поддерживать для максимально комфортного передвижения. Если же такой информации нет, для детей и подростков можно пользоваться данными, указанными в таблице:

2. Амортизация на исправность
Нужно зажать ручку тормоза на руле и пошатать велик, прислонив палец к месту, где вилка амортизатора входит в, так называемые, «штаны». Это даст возможность проверить наличие люфта. Также вилка и место, куда она входит, должны быть всегда хорошо смазаны. При движении велосипеда с зажатым тормозом не должны быть слышны никакие звуки, скрипы или щелчки. Если таковые имеются, лучше пойти с проблемой к мастеру по ремонту велосипедов.

3. Настраивание переключения скоростей
Перед каждой поездкой нужно осматривать все элементы на исправность, вытирать пыль, загрязнения и излишки масла с поверхности деталей. Стоит присмотреться, не проскакивает ли цепь через несколько звездочек. Если такая проблема имеется, нужно обратиться к специалисту для настройки.

Четыре распространенных ошибки

1. Неверное расположение седла
Если установлено слишком низко или высоко, спина будет в неудобном положении.
2. Неправильная подстройка руля
Выше или ниже положенного, будут перенапрягаться мышцы во время поездки.
3. Перекачанные или слишком мягкие колеса
Обе эти крайности увеличат риск травм.
4.Дополнительные колесики расположенные высоко над землей
От них не будет никакого толку. Велосипед не сможет устойчиво опереться на колесики, если наклонится в сторону. Ребенок может упасть.

Все вышеперечисленные советы помогут родителям правильно отрегулировать детский велосипед. Настроить его можно даже не имея опыта, используя шестигранник, отвертки плоская и крестовая, велосипедный ключ. Учитывая частые ошибки в настройке, сможете предотвратить неприятности, и не беспокоиться за безопасность юного водителя.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector