0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как пашут мотоблоком землю? Как правильно пахать плугом на мотоблоке

Как пашут мотоблоком землю? Как правильно пахать плугом на мотоблоке?

Мотоблок – универсальное оборудование, с помощью которого можно пахать землю, сажать корнеплоды, окучивать картофель и производить сбор урожая. Стоит такая дачная техника сегодня не особенно дорого, что и определяет ее необыкновенную популярность. Чаще всего мотоблоки используют именно для вспашки земли под посадку картофеля. Ничего особенно сложного техника рыхления грунта с помощью мотоблока собой не представляет. Однако знать некоторые особенности проведения этой операции все же необходимо.

Что нам понадобится?

Кроме действующего заправленного агрегата, и кстати, для этой цели подойдет практически любая марка, в том числе и знаменитая Нева, следует обзавестись специальным навесным оборудованием в виде грунтозацепов и плуга. Как правило, когда приобретают мотоблок, сразу же берут и полноценный комплект таких дополнительных аксессуаров, что существенно упрощает дальнейшую его работу и делает ее более разнообразной. Либо же, если хозяин на короткой ноге со сварочным аппаратом, эти вещи можно сделать и самому, использовав, к примеру, пластины ненужного металла, старые автомобильные диски, и полуось с подшипниками и металлическими уголками в виде зубьев.

Грунтозацепы для мотоблока

Если вспашка земли мотоблоком ведется по мягкому, уже хорошо подготовленному грунту, без грунтозацепов можно, в принципе, и обойтись, но, если приходится обрабатывать тяжелую почву – они просто необходимы, так как дают необходимое тяговое усилие для идеального сцепления. Чем тяжелее каждый грунтозацеп, тем эффективнее будет производиться пахота, ведь в противном случае техника начнет попросту буксовать. Если же даже установленные диски не дают нужного веса, его можно увеличить с помощью дополнительных грузов, установленных на конструкцию.

Какие применяются плуги на приусадебных участках

Плугов придумано и создано много. На приусадебных участках достаточно использовать такие:

  • однокорпусные;
  • оборотные;
  • роторные.

Однокорпусный – самый распространенный, он прост в обращении. Работать с ним сможет любой, кто не имеет навыков, не знаком с процессом механизированной вспашки. В сети много информации, как делать самодельный плуг для мотоблока, чертежи к нему. Такой распашник самому сделать не слишком сложно.
Оборотный – хорошо применять на твёрдых почвах. Он имеет изогнутую форму. За счёт этого земля пашется таким образом, что пласт переворачивается. Этот плуг сделать сложнее. Надо иметь навыки работы с таким предметом труда, чтобы правильно сделать изделие.
Роторный плуг ещё сложней, чем оборотный. Он состоит из нескольких лемехов, идущих друг за другом – на одной оси. Происходит прокрутка оси. Пласты переворачиваются. За счёт физической инерции и поступательного движения вперёд – облегчается процесс вспашки. Такая обработка позволяет эффективно делать распашку до 30 см. в глубину. Роторный плуг своими руками имеет ещё один плюс: можно делать распашку по любой траектории, не только по прямой. Участок с косыми или кривыми краями этим устройством можно распахать как угодно. Естественно, это удобно.

Как сделать однокорпусной плуг

Однокорпусный плуг

Такой плуг выглядит приблизительно вот таким образом. Не обязательно иметь колесо рядом.

Есть однокорпусный без колеса:

Однокорпусный плуг без колеса

Делать надо, тщательно все размерив, продумав заранее чертёж. Вот пример такого чертежа:

Чертеж отвала плуга

Делается макет из твёрдого картона, полностью идентичный по размерам и формам плуга. Если макет удался, тогда он дублируется из стали. Сталь надо выбирать легированную, 3 мм толщиной.
Когда стальная форма вырезана, возникает проблема, как сделать лемех той своеобразной овально-винтовой формы. Штамповка формы в домашних условиях и даже в мастерской проблематична. Поэтому опять делаем форму из толстого картона, теперь только прямую. После этого разрезаем (болгаркой) стальную форму аккуратно на полосы стали. Нумеруем каждую полосу. Разрезаем картонную форму точно на такие же полосы. Нумеруем. Экспериментируем со сгибом и склеиванием (скотчем, изолентой) полос таким образом, чтобы изогнутые и склеенные полосы приняли, повторили форму первой картонной модели. Изучаем положение и изгиб каждой полосы.
Выполняем операцию по изгибу, скрутке — уже стальных полос. Поочерёдно, сваривая подкрученные полосы и сверяя с макетом. Используем тиски и подручные инструменты. Когда лемех готов в черновую, тщательно шлифуем места сварки.
Теперь о ноже лемеха, что внизу. Для него нужна закалённая легированная сталь. Желательно его делать съемным, чтобы можно было снимать и менять на готовый, заранее заточенный. Так удобней. Крепим нож на коротких прочных потайных болтах. Трёх потайных болтов под торцовый ключ со стороны лезвия достаточно.

Читайте так же:
Регулировка рулевого редуктора типа винт шариковая гайка сектор

Изготовление лемеха из трубы

Это был вариант самого изощрённого способа создания однокорпусного плуга. Есть способы попроще, но работающие.
Есть способ изготовления лемеха из трубы. На чертеже, что выше, он обозначен. Для изготовления простенького распашника годится. Только для эксклюзивного, мощного плуга вариант изготовления из трубы не пойдёт. Возможностей для придания нужной формы меньше. Гнутый кусок от трубы можно только греть и гнуть, пытаться достигнуть нужной формы. Цельный металл трудно поддаётся изгибу в домашних условиях, даже нагретый.

Есть способ простой, но достаточно эффективный для неглубокой вспашки. Образ такого способа дан в этой картинке магазинного плуга для мотоблока.

Плуг для мотоблока

Можно по-своему выполнить это вручную. Две заготовки стали вырезаются по нужной форме. Их нужно изогнуть, сварить под скошенным углом. Нижнюю часть большей стороны угольника отрехтовать большим молотком, придать форму. Изготовить лезвие. Посадить на болты лезвие. Найти металлическую квадратную крепкую стойку. Устроить её с внутренней стороны угольника лемеха, просверлив всё и укрепив болтами.
К верхней части стойки перпендикулярно ей пристраиваем квадратную тягу, которая будет соединять распашник с мотоблоком. Чтобы плуг можно было регулировать по глубине вспашки (выше, ниже), по бокам тяги приварить две сильные пластины с двумя отверстиями для болтов. В стойке просверлить отверстия под болты. В ряд – выше, ниже по стойке. Крепим тягу через проушины пластин болтами с гайками на стойке. Изделие готово к работе.

Однокорпусной плуг Зыкова

В Интернете можно найти популярный однокорпусной плуг Зыкова, чертежи, размеры для его выполнения своими руками. Вот как он выглядит:

Плуг для мотоблока

Такую форму лемеху можно придать, работая большим молотком и газовой горелкой для разогрева металла. Тем и славится данная модель — эффективностью и простотой исполнения. Вот чертёж:

Плуги для мотоблока

Как сделать поворотный плуг для мотоблока

Самый простой способ наглядно представлен на этой картинке:

Поворотный плуг для мотоблока

Стойка. На ней приварены два лемеха. Один – подрезающий. Другой (верхний) – переворачивающий и откидывающий землю. Вверху, для укрепления жёсткости опрокидывающего землю лемеха, приварен уголок, упирающийся в верхнюю кромку опрокидывателя. Жесткость соблюдена. Мы видим магазинный вариант.
При самостоятельном исполнении можно изменить, сделать лучше и проще узел для перестановки глубины вспашки. Поперечину, что связана со стойкой болтами, надо сварить с плугом. Саму поперечину сделать длинней. Никакой коробки, что на картинке, не нужно. К поперечине спереди приладить кронштейн, в который надо укрепить ещё одну вертикальную стойку. Небольшую, но достаточную, чтобы выйти из зоны переворачивающейся земли.
В этой вертикальной небольшой стойке (квадратной формы) спереди просверлить несколько отверстий под болты. Через отверстия на нужной высоте закрепляется тяга, идущая от мотоблока под прямым углом. Крепится тяга к этой передней стойке при помощи двух приваренных пластин с проушинами. Два болта вставляются и крепятся гайками. Они соединяют в одно целое тягу и стойку.
Такое соединение делать проще и эффективней. И глубину вспашки можно регулировать. Ещё можно тут, чтобы земля не могла застревать в промежутке, между верхним и нижним лемехом приварить тонкий лист жести. Этот дополнительный фактор поможет земле идти плавно и быстро по дуге и переворачиваться пластом.

Читайте так же:
Воздушное кольцо на экструдера регулировка

Поворотный плуг Зыкова

Плуг Зыкова

Теперь рассмотрим ещё один поворотный плуг — Зыкова.

Здесь усиление лемехов сделано полосками стали на болтах. И вверху, и внизу – под углом. Реализовано хорошее конструкторское решение увеличения – уменьшения расстояния между верхним и нижним лемехом. Просто и экономно. Тяга с приваренным приспособлением держит два лемеха со стойками, всунутыми в приспособление. Два стопорных болта держат узел связки. Для устойчивости плуга на шасси приделано колесо.

Роторный плуг

Это самый сложный распашник для мотоблока. Вот как выглядит в заводском исполнении:

Роторный плуг для мотоблока

Делая своими руками, надо изготовить два лемеха из легированной стали, соединить со стойками квадратного профиля. Дальше надо всё чётко соразмерять. Градус поворота лемехов, их синхронность по отношению к раме что наверху. Сама рама выполнена идеально. И колесо тут очень уместно. Такой плуг, сделанный самостоятельно, хорошо будет работать.

Двухсторонний плуг для мотоблока

Есть ещё один вид роторного плуга. Это плуг двухсторонний для мотоблока. Суть его заключается в том, что передний плуг меньше. Он называется подплужник. Идёт впереди, подрезает землю. А основной плуг, идущий за ним, имеет облегчение. Такой плуг хорош, когда земля твёрдая, а пахать надо глубоко. С малой затратой энергии производится пахота.
Вот чертёж такого плуга.

Двухсторонний плуг для мотоблока

Разновидностью двухсторонних плугов считается распашник типа окучника, только побольше размером. Фактически двухсторонним является и поворотный плуг. Он ведь состоит из двух лемехов.
Преимущества и недостатки каждого рассмотренного здесь плуга по-своему уникальны.

В хороших руках любая из рассмотренных моделей плуга будет хорошей, приносить пользу.

Двухсторонний плуг для мотоблока

Двухсторонний плуг для мотоблока (окучник) используют,чтобы окучивать различные сельскохозяйственные культуры. Также при этом между рядами уничтожаются сорняки. Такими плугами можно обрабатывать почву, нарезать борозды, чтобы высаживать растения, а после их засыпать, включая задний ход мотоблока. Такие приспособления отличаются лишь шириной захвата – фиксированной и переменной. Между ними разница только в подвижных крыльях, которые регулируют ширину захвата.

Плуг, у которого фиксированная ширина захвата, работает легким мотоблоком (до 30 кг), двигатель которого мощностью до3,5 л.с.Их особенность – 12-миллимитровые стойки (предохраняют от перегрузки мотоблок).

Наиболее распространенный вид окучников, у которых переменная ширина захвата. Их единственный недостаток – осыпание почвы в борозду после прохода. Такие плуги идут с мотоблоками больше 30 кг, с двигателями мощностью 4,0 л.с. и выше.

Обработку почвы культиватором проводят дважды в год: весной — когда высаживают в грунт культуры, и осенью — когда все работы на огороде завершаются.

Освоить пахоту с помощью мотоблока не сложно. Но даже аграрии со стажем испытывают трудности в процессе эксплуатации техники, если не учитывают ряд особенностей.

Главная ошибка — выбор агрегата под конкретные задачи. При небольшом огороде, площадью — 5-6 соток, выбирайте малогабаритные и легкие устройства. Если мотоблок тяжелый — применяйте специальные фрезы.

Для большого надела, площадью 20-30 соток, необходим блок, мощностью от 10 лошадиных сил. Весит такая техника не менее 100 кг. К ней комплектуется, или приобретается отдельно, стационарный навесной плуг.

Мини-техника работает по безотвальному принципу. Земля не переворачивается, а разрыхляется на нужную глубину. Это необходимо для того, чтобы плодородный пласт грунта остался нетронутым, иначе хороший урожай вы не соберете.

Культиватор (мотоблок)

Рассмотрим пошагово, необходима ли переделка мотоблока прежде, чем перейти непосредственно к вспахиванию.

Нужна ли специальная подготовка (переделка) культиватора (мотоблока)

Прежде чем приступить к работе, проведите первичную обкатку. Посмотрите инструкцию по использованию — ее прилагает производитель. Установите навес — он отвечает за вспахивание грунта. Проверьте надежность креплений. Отрегулируйте высоту ручки по своему росту.

Читайте так же:
Как отрегулировать тормоза с гидроприводом

Обратите внимание! Если вы имеете дело с легким мотоблоком, а почва на участке сложная, агрегат может не справиться с поставленной задачей. Для тяжелого грунта приобретайте культиватор весом более 75 кг.

Перед использованием устройства выполните специальную подготовку техники к работе:

  • отсоедините ступицы и колеса;
  • ступицы замените на другие — большего размера. Они фиксируются с валовым приводом специальными шпилями;
  • присоедините грунтозацеп.

Внимание! При первом использовании мотоблока возьмите мягкую ткань, подержите ее немного в бензине. Оботрите металлические элементы конструкции от заводской смазки. После этого вытрите все поверхности сухой тряпкой.

При первом включении аппарата распахивайте с минимальной скоростью. С каждой стороны — по две фрезы. По мере продвижения вперед, постепенно увеличивайте обороты.

Совет! Специалисты рекомендуют в течение первых 5-7 часов эксплуатации держать устройство в облегченном режиме — мотоблок должен прогреваться постепенно и привыкнуть к нагрузкам.

Как правильно действовать: пошаговая инструкция с фото

Алгоритм вспашки почвы для начинающего пользователя мотоблока выглядит следующим образом:

  • проверьте целостность агрегата, убедитесь, что техника не сломана;
  • вкрутите все фиксирующие элементы;
  • залейте топливо и масло в мотор;
  • если необходимо уменьшить территорию охвата, демонтируйте боковые ножи;
  • включите двигатель;
  • плавно углубляйте фрезы в землю;
  • двигайтесь вперед медленно, не делайте рывков;
  • в процессе вспахивания не эксплуатируйте одновременно рычаги заднего и переднего хода. Ваши действия навредят трансмиссии;
  • если на улице жарко, периодически выключайте мотоблок — пусть двигатель остынет;
  • после завершения вспашки извлеките фрезы наружу. Снимите с них остатки травы и мусора;
  • культиватор протрите сухой тряпкой от загрязнений;
  • если нужно, воспользуйтесь шприцем и налейте масло в трансмиссию.

Не игнорируйте советы профессионалов:

  • вспахивайте участок в зависимости от его формы — вытянутый обрабатывайте вкруговую, а квадратный — вспахивайте зигзагообразно;
  • если нет необходимости вспахивать весь надел, работайте фрагментами — по мере высадки растений и культур в грунт;
  • огородники со стажем советуют формировать грядки по длине участка — при параллельном их расположении за грядкой легче ухаживать;
  • если на вашем огороде холмистая поверхность, разместите грядки параллельно линии подъема;
  • в процессе подготовки огорода узкую полосу земли оставьте невспаханной — иначе вы не сможете пройти между рядами и работать на следующей грядке.

Самые эффективные способы

Чтобы обеспечить максимальную обработку грунта, важно регулировать интенсивность и скорость работ. Не забывайте — квадратный участок пашем зигзагами, длинный — проходим по окружности.

Если в почве присутствуют мелкие камни, гравий — оптимальный способ вспахивания — на малых оборотах.

При уплотненной структуре почвы используйте двухэтапный вариант обработки. Сначала работайте на небольшой глубине, потом выбирайте ту, которая необходима.

Независимо от того, каким методом вспахивания мотоблоком вы будете пользоваться, работайте аккуратно, иначе навредите растениям и деревьям. Применяйте фрагментарный принцип — делите участок на небольшие территории и обрабатывайте каждую в отдельности. При этом, если надел идет на сужение, минимизируйте длину захвата. Эффект уменьшения получается за счет обездвиживания фрез, которые находятся с внешней стороны.

Когда двигаетесь вдоль грядки, не толкайте оборудование, а лишь плавно задавайте мотоблоку нужное направление — особенно, если применяете зигзагообразный способ.

Когда идете по окружности, не следуйте за агрегатом — вы деформируете только что вспаханную, землю. При работе по кругу переверните ручку для удобства и идите вдоль движения культиватора.

Периодически раскачивайте технику из стороны в сторону — так вы достигните глубины в 1,5 лопаты. Это является идеальным параметром вспахивания.

При работе зигзагом мотокультиватор нередко застревает в грунте, при этом колеса углубляются в землю. Техника пробуксовывает, управление затрудняется. Измените положение или переставьте фрезы.

Читайте так же:
Как отрегулировать давление воздуха в гидроаккумуляторе насосной станции

Совет! Если агрегат подпрыгивает, положите сверху небольшой груз.

В процессе движения поднимайте кольцо транспортировки, с помощью которого перевозят технику. Если этого не сделать, глубина погружения фрезов станет меньше, поскольку мотоблок получит новую точку опоры.

Траекторию, по которой будете двигаться, рассчитайте заранее. Особенно это актуально, если рядом забор или на участке много посторонних предметов.

Техника безопасности при работе

Поскольку агрегат снабжен острыми элементами, которые при движении могут спровоцировать травмы, работать с мотоблоком следует с соблюдением определенных правил.

Перед тем, как приступить убедитесь, что рядом нет малышей и животных. Уберите с территории крупные камни и ветки. Проведите внешний осмотр прибора, если требуется, подтяните гайки. Не заправляйте двигатель в закрытом помещении, не лейте топливо, когда культиватор приведен в действие.

В процессе работы:

  • не приближайтесь к движущимся фрагментам ближе, чем на один метр;
  • если прошел дождь и земля слишком влажная, отмените работы;
  • не копайте на самой высокой скорости — есть риск, что вы потеряете управление. Фрезы выйдут из борозд и могут причинить травму;
  • если земля слишком твердая и агрегат периодически застревает, аппарат самопроизвольно подается вперед. Не нервничайте и плавно опустите рукоятку управления;
  • при попадании мелкого мусора в элементы устройства отключите двигатель. Аккуратно отделите шнур от свечи зажигания — это исключает непреднамеренный запуск техники.

Обратите внимание! Если в процессе работы вы ощущаете, что мотор вибрирует, это говорит о том, что его необходимо почистить.

Делаем крепление на плуг мотоблока

Перед монтировкой сохи к технике поменяйте колеса на более проходимые для пахотных угодий. Далее присоедините созданное вами приспособление к навесному механизму техники. Устанавливая оборудование, плотно не скрепляйте их, так вы сможете в последствии все отрегулировать.

Зафиксируйте самодельный прибор с помощью стальных стержней на сережке крепления спецтехники.

Отрегулируйте распашник в зависимости от обрабатываемой земли: выберете необходимую высоту, глубину вспашки, выставите «пятку» сохи параллельно земли.

Чтобы понять, как обрабатывается грунт и правильно ли вы настроили инструмент, пройдите небольшой участок. Далее измерьте глубины вспашки, расстояние между бороздами. При необходимости измените регулировку.

Используя информацию, изложенную выше, вы сможете сконструировать плуг для мотоблока своими руками нужного размера.

Правильная обработка земли мотоблоком

Посадке самых разных сельхозкультур на огороде предшествует вспашка почвы обычным отвальным плугом, установленным на мотоблоке.

Перед началом пахоты мотоблоком на него устанавливают грунтозацепные стальные колеса. Размеры грунтозацепных колес располагаются в диапазоне: диаметр от 50 до 60 см, ширина обода до 18-20 см. При меньшем диаметре не будет обеспечен нужный просвет между редуктором мотоблока и землей, а при колёсахс меньшей шириной мотоблок начнет «водить» по борозде. Лучше иметь не сплошные ободы грунтозацепных колес, так как в противном случае между зацепами колес набьется земля и мотоблок забуксует.

Вес колес должен быть таким, чтобы вместе с ними мотоблок весил более 70 кг, иначе пахать на нем будет невозможно из-за его буксования.

Глубина и эффективность пахоты прямо зависит от тяжести мотоблока – чем она больше, тем лучше, поэтому к колесам или спереди мотоблока иногда крепят дополнительные грузы.

Глубины вспашки мотоблоком

Установка глубины вспашки делается после установки мотоблока со стандартной сцепкой колесами на подставки (из деревянных досок или кирпичей) высотой от 13 до 15 см. При этом продольную часть сцепки (грядиль) нужно выставить горизонтально. Плуг ставится на землю, чтобы вся кромка его лемеха касалась земли, после чего он соединяется со сцепкой.

При пахоте стойка плуга постоянно должна оставаться вертикальной даже при сильном отклонении мотоблока в правую сторону, для чего в сцепке плуга сделаны пазы дугообразной формы для изменения взаимного наклона плуга и мотоблока путем поворота плуга вправо или влево.

Читайте так же:
Как правильно отрегулировать давление на насосной станции видеоурок

Поэтому, если мотоблок наклонился вправо, то следует ослабить гайки нв болтах в регулировочном пазу, повернуть плуг против часовой стрелки (при взгляде сзади) и поставить стойку плуга в вертикальное положение, после чего затянуть гайки.

Как регулировать наклон стойки плуга

Установка плуга по ширине колеи производится с ориентированием на правый край кромки лемеха, который должен совпадать с внутренним краем правого колеса.

Установка плуга по ширине колеи

Устанавливаем угол атаки. Плуг должен встать на грунт сразу и пяткой, и носком, что обычно подтверждается вертикальностью его стойки Если он будет стоять только на пятке, тоон будет выталкиваться из земли, если на носке, то он будет слишком зарываться.

Несколько полезных советов. При пахоте на плуг действует несимметричная нагрузка, которая отклоняет мотоблок вправо, поэтому прокладка прямой первой борозды дело непростое. Натяните шнур или прочертите на земле прямую линию для задания ориентира. Первую борозду сделайте меньшей глубины — 10-12 см. Далее направление мотоблоку будет задавать его правое колесо, которое едет по борозде.

Если грядиль сцепки длинный, то пахать будет легче с опорным колесом, которое задаст глубину погружения плуга. Такое колесо может быть как слева от плуга (колесо покатится по не вспаханной земле), так и справа (оно покатится по борозде).

Работа с мотоблоком будет более удобной, если отклонить его ручки влево, чтобы идти по не вспаханной земле.

Пахота мотоблоком с повернутыми ручками

Двигаться при пахоте нужно вдоль длинной стороны участка, чтобы делать меньшее число разворотов. При ежегодном вспахивании участка желательно также ежегодно изменять направление движения для предотвращения постепенного передвигания почвы как следствия ее постоянного отвала в одну сторону плугом и предотвращения перетаскивания ее на концы борозд.

Иногда, особенно если пашется целина, при полном заглублении плуга мотоблок буксует. В этом случае вспашку ведут за два раза: первый раз с меньшей глубиной, а затем на полную глубину. Обрабатывать очень твёрдую почву нужно только влажной, а не сухой, и поэтапно. Существует также возможность разрыхлить её фрезой за несколько проходов.

Окучивание мотоблоком

Окучивание мотоблоком сделать более просто, чем пахать им. Устанавливая обычный окучник, выставляют глубину погружения и угол атаки. Мотоблок просто устанавливается на ровной площадке (без подставок), окучник ставится на землю так, чтобы его стойка была вертикальной,что эквивалентно установке нужного угла атаки, затем он крепится к сцепке.

Установка обычного окучника на мотоблок

Если при работе окучник слишком глубоко зарывается в землю или, наоборот, выходит из земли, то стойку его нужно наклонить либо чуть назад, поднимая носок, или наклонить вперед, увеличив заглубление.

Перед работой с дисковым окучником регулируют промежуток между нижними точками дисков, равный принятой ширине между грядками (от 35 до 70 см в зависимости от культуры) и угол атаки, который должен быть одним и тем же, как для одного, так и для второго диска, иначе окучник будет тянуть в бок.

Угол атаки дисков окучника

У дисковых окучников выделяют еще один параметр — угол наклона дисков по отношению к вертикали, но он, почти всегда, является постоянным и не регулируется.

Когда у колес мотоблока диаметр примерно 70 см и ширина 10-14 см, то тогда они не повреждают растений. Поэтому перед работой с дисковым окучником следует установить подходящие колеса.

На сцепке для дискового окучника отсутствует грядиль, вместо него есть поводок окучника, позволяющий регулировать все необходимые параметры.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector