Коробка передач КАМАЗ: схема, устройство
Этот автомобиль оснащен 5-ступенчатой коробкой передач. Метод переключения передач не стандартизирован по сравнению с коробками передач легковых автомобилей.
B — top gear, на языке водителей — высшая передача. H — пониженная передача, на языке водителей — понижение передачи.
Для разгона автомобиля Камаз схема переключения будет следующая:
А для разгона по бездорожью или в других условиях, затрудняющих движение, оптимальная схема будет:
Основное правило при движении с механической коробкой передач — полностью выжать педаль сцепления. Чтобы правильно эксплуатировать любое техническое устройство, желательно знать принцип работы, сцепление и механизм трансмиссии.
Чтобы переместить рычаг вверх или вниз, полностью выжмите сцепление, подождите 1 секунду и поднимите или опустите рычаг в зависимости от того, куда вы хотите попасть.
Схема рулевого управления КАМАЗа при минимальном расходе топлива.
Обороты двигателя (частота вращения коленчатого вала) должны быть ниже 2300 об/мин.
Экономичный режим управления:
Состояние трассы | Что делать |
При разгоне на ровных горизонтальных дорожках. | На промежуточных скоростях частота вращения коленчатого вала не должна превышать 2300 об/мин. При последовательном переключении передач обороты должны снизиться до 2000 об/мин. |
Во время скоростного движения по автомагистрали. | Необходимо включить более высокую передачу. Скорость вращения вала коробки передач не должна превышать 2200 об/мин. |
При плохих дорожных условиях или подъемах в гору. | Скорость должна быть установлена на номинальное значение и снижена до 2000 об/мин путем переключения. |
Когда автомобиль разгоняется на спуске с холма на хорошем дорожном покрытии. | Убедитесь, что скорость вращения вала не превышает 2000 об/мин. |
Устройство Механизма
В основе коробки 154 для КамАЗ лежит основная коробка с пятью ступенями и делитель с двумя ступенями. Данный делитель также носит название мультипликатора. При более подробном рассмотрении механического устройства коробки можно выделить следующие компоненты системы:
- Три вала: ведущий, ведомый и промежуточный;
- Синхронизаторы;
- Привод;
- Передача и шестерни;
- Муфта;
- Картеры.
Все эти элементы крайне важны для полноценного функционирования трансмиссии.
Составляющие:
Артикул комплектации 154.1700056.
- Вилка сцепления, картер сцепления: 21.1600010 Sachs MFZ 430, 17.1601008-10
- Крышка первичного вала: 14.1701039-50
- Вилка выключения сцепления: 19.1601203-10
- Вал вилки: 19.1601215
- Рычаг вала вилки: 19.1601217-20
- Обозначение кп без делителя: 154.1700150
- Опора рычага переключения передач: 530-1702200
- Фланец: 154.1701240
- Делитель: 154.1770010-10
- Первичный вал делителя: 154.1700044
- Первичный вал кп: 154.1701027
- Промежуточный вал кп: 154.1701048
- Крышка подшипника вторичного вала: 154.1701201
Каждый автомобиль характеризуется своей схемой КПП. Выделяют следующие основные виды: 43118, 4350, 43505, 5350, 65115, 53605.
Рассмотрим основные нагрузки, которым подвергается автомобиль и принцип функционирования КПП в этот момент:
При разгоне автомобиля схема работы трансмиссии выглядит следующим образом: 1В-2В-3В-4Н-4В-5Н-5В.
При движении автомобиля по пересеченной местности либо по участкам, обладающим крайне плохой проходимостью, схема коробки будет выглядеть следующим образом: 1Н-2Н-3Н-4Н-4В-5Н-5В.
Для того чтобы изменить передачу, водитель должен отключить сцепление, после чего изменить положение рычага трансмиссии. Отдельного внимания заслуживает конструкция и расположение делителя. Он находится в левой части картера и состоит из специального опорного механизма, нескольких уплотнительных колец, изолятора, реактивной тяги и оси с рычагом.
Отличие КПП 154 от КПП 152
Модель КПП 154 представляет собой обновление модели 152. Среди ключевых положительных моментов новой трансмиссии выделяют:
- Усиленный тип синхронизаторов.
- Улучшенные механизмы фиксации шестерен.
- Мультипликатор имеет более удобное управление.
Пневматическая система автомобиля КАМАЗ считается сложным устройством, для работы с которым требуется специально обученный человек. Ключевым отличительным элементом коробки передач 152 от новой версии служит применение в опорах валов подшипников конусовидной формы.
Технические характеристики
Среди основных ТТХ КПП 154 выделяют:
- Механический тип, 3-ходовый, с 10 ступенями.
- Установлен картер 21.1600010 Sachs MFZ 430, 17.1601008-10.
- Основные номера передач с их числами следующие: 1Н — 7,82; 1В — 6,38; 2Н — 4,03; 2В — 3,29; 3Н — 2,5; 3В — 2,04; 4Н — 1,53; 4В — 1,25; 5Н -1; 5В — 0,815; 3ХН — 7,38; 3ХВ — 6,02.
Обслуживание и ремонт
Чаще всего неисправности в грузовиках КАМАЗ возникают при изнашивании шестерёнок и подшипников, расположенных в КПП. За счёт активного движения и постоянного механического воздействия детали быстро перетираются и изнашиваются. При таком повреждении понадобится комплексная замена батарей, поскольку их ремонт не осуществить.
Основные признаки, указывающие на плохую работу КПП 154:
- Отключение передачи без видимых причин.
- Повышенный уровень шума и характерный стук при эксплуатации.
- Трудности при запуске механизма.
- Фиксация механизма в одной позиции без возможности его переключения.
Для ремонта коробки передач с делителем следует выполнить представленную ниже последовательность действий:
- Следует разобрать устройство.
- Провести осмотр для обнаружения дефектов.
- Заменить детали, пришедшие в негодность, отрегулировать параметры функционирования систем.
- Произвести замену масла в трансмиссии.
- В противоположной последовательности выполнить сборку.
- Выполнить тест-драйв для проверки исправности функционирования автомобиля.
При выполнении ремонта необходимо отрегулировать расстояние между крышкой с торца и механизмом ограничения хода, расположенным у клапана запуска делителя; настроить ход переключающего устройства и откорректировать его привод управления.
Для снятия стоит воспользоваться представленной ниже инструкцией:
- Слейте остатки обработанной жидкости из картера.
- Прочистите магнитный элемент в пробке.
- Опустите запаску.
- Отключите провод, отвечающий за работку лампочки контроля; трубки вентиляции; кронштейны, на которых крепится глушитель.
- Открутите гайки, фиксирующие фланцы.
- Ослабьте тройники хомута.
- Демонтируйте пневматический усилитель сцепления, а после этого отсоедините карданный вал.
- Снимите болты, фиксирующие стартер.
- Отодвиньте КП назад, спустите её на тележку, аккуратно уберите из-под автомобиля.
Процесс ремонта состоит из нескольких основных моментов:
- Снятие воздушного переключателя и крепежных болтов.
- Извлечение валика.
- Отсоединение вилки, отвечающей за изменение скорости.
- Снятие синхронизатора.
- Снятие вала и вилки сцепления.
- На поверхности крышки у заднего подшипника производится снятие фиксирующих элементов, а затем снятие крышки.
- Со стакана подшипника выполняется снятие шайбы, а затем разборка основных элементов.
- Удаление вала и самого подшипника из основной части делителя.
- Крепление в тисках лицевой части ведущего вала.
- Снятие стяжной и маслонагнетательной гаек.
- Демонтаж роликоподшипника, втулки и шестерёнок.
После этого проводится ремонт и замена элементов, затем собирается делитель. В противоположной последовательности производится сборка механизма. После завершения выполняется поверка автомобиля, которая проводится в режиме с нагрузкой и без нагрузки.
Как обслуживать КПП 154
Для обслуживания проводят регулирование привода переключения скорости, корректировку просвета в клапане активации делителя, периодическую замену масла.
- Изначально производится корректировка расстояния между торцом крышки и ограничителем хода. Для этого проверяют регулирование привода отключения сцепления, в случае необходимости его регулируют. Откручивают крепёжные гайки упора штока клапана. Контур четвертого привода подключается к прибору для измерения давления (в норме показатели давления повышают до 7-7,5 кгс/см). Полностью выжимают сцепление, упор штока должен соприкасаться с ограничителем. Образовавшийся зазор должен составлять от 0,2 до 0,3 мм, в таком положении он фиксируется. Шток с крышкой накрываются резиновым предохранителем.
- Этап проверки масла заключается в откручивании пробки и установке указателя в заливное отверстие до упора. Закручивать пробку не нужно.
- Процесс смены масла в грузовике КАМАЗ осуществляется не менее одного раза в год. Это правило работает в том случае, когда автомобиль проходит за год расстояние не более 90 тысяч километров. При работе в тяжёлых условиях с повышенной нагрузкой частота смены масла увеличивается. На этапе замены разогретое масло удаляется через специальные сливные отверстия. Пробки откручиваются, а магниты очищаются от загрязнений. Происходит чистка картера новым маслом, затем оно заливается в КПП 154. Двигатель при этом работает на нейтральной передаче 10 минут. После этого закручиваются пробки, а внутрь заливается смазка ТСп-1.5К. В заключительном этапе проводят проверку уровня жидкости. Если жидкости недостаточно, её доливают до отметки. Масло необходимо поддерживать в подогретом состоянии, поскольку это снижает его вязкость.
В чём разница между 154, 152 и 15 КПП КАМАЗ
Основное отличие заключается в опоре механизма, располагающейся в верхней части. Для КПП 154 используется переключатель делителя МПДП-1771010А. Новая модель коробки передач имеется в формате 154.1700051 и 154.1700056, которые отличаются по рычагам активации сцепления. В первом случае устанавливается прямой рычаг 19.1601217-10, а во втором случае используется изогнутый вариант 19.1601217-20. Выпускаются модели старого образца (15.1771010, 15.1771010-10 и 15.1771010-20), имеющие существенные визуальные отличия. Детали старого образца используются только в КПП 152.
Отличия КПП 15 от КПП 152 заключаются в следующем:
- В новой модификации применяется упрощённая система управления делителем.
- Увеличена высота зубьев для усиления шлицев.
- Более простая пневмосистема, используемая для управления делителем. Она изготовлена из пластмассовых воздухопроводов.
- Отсутствие шпона в креплении шестерёнок и промежуточного вала.
- Исправлена ошибка, приводящая к автоматическому выключению 4 и 5 передач.
- Использование более прочного подшипника в новой модели.
- В новой версии производители увеличили зубчатый венец шестерни четвёртой передачи.
- Разработчики удалили замковый механизм в шлицевом соединении вала с кареткой синхронизаторов на четвертой и пятой передаче.
Цена новой КПП модели 154 от завода ПАО КАМАЗ составляет 276 тысяч рублей, рекомендуется приобретаться у официальных дилеров или проверенных продавцов. Есть варианты от Ремзаводов, стоимость около 150 тысяч и капитально отремонтированные в районе 100-120 тысяч рублей. Все варианты есть у нас в каталоге, можете приобрести у нас.