Ремень безопасности ВАЗ 2114: неисправности и замена
Ремень безопасности ВАЗ 2114: неисправности и замена
Ремень безопасности — небольшое, но очень важное устройство, которое может спасти здоровье и даже жизнь автомобилиста и его пассажиров в экстренной ситуации. Именно поэтому при его выходе из строя следует сразу же заняться поиском неисправностей. В сегодняшней статье мы поговорим о том, как устроен ремень безопасности ваз 2114, о его основных неполадках и о правильной замене этого устройства.
2 Принцип работы механизма и инструменты для починки
В каждом современном автомобиле ремни безопасности работают по достаточно простому принципу – катушка с блокиратором на основе зубчатого механизма, с помощью которого осуществляется вращение катушки. Сам зубчатый механизм закрывается небольшим маятником с шариковой или сфероидной опорой с системой рычагов. Когда ремень вытягивается плавно, опора вращается вместе с шестерней катушки, а при резком рывке маховик блокируется. В этой системе блокировке чаще всего и кроется неисправность.
Таким образом, для ремонта катушки и других механизмов необходимо снять ее, для чего почти на всех автомобилях нужно будет снимать обшивку, а на некоторых моделях и сидения с той стороны, с которой не исправен ремень. Для снятия и самостоятельного ремонта вам потребуются инструменты, которые должны включать:
- набор плоских и крестообразных отверток;
- набор накидных ключей различного диаметра;
- смазочный материал, проволоку, салфетки и материал для защиты сидений и обшивки.
В зависимости от сложности ремонта (иногда требуется полная замена катушки), для работы могут потребоваться и другие дополнительные инструменты. На ВАЗ проводить ремонт своими руками намного проще, особенно на старых версиях, так как на этих авто нет боковых подушек безопасности, легко снимается и устанавливается обшивка, и нет необходимости снимать сидения.
Разбираем катушку ремня безопасности
Сам механизм заключен в (черном) пластмассовом корпусе
Сняв эту крышку, можно посмотреть ее изнутри:
Стрелками разных цветов показаны, в свою очередь, места упора кольцевого ободка и опорного острия механизма блокировки ремня безопасности.
На следующем рисунке показан сам механизм блокировки.
Пластмассовые детали конструкции механизма блокировки вместе с эксцентриком, при вытаскивания ремня, вращаются по часовой стрелке (см. рисунок). В штатной ситуации, пока скорость выхода ремня небольшая, частота вращения эксцентрика будет также небольшой. Но, при превышении некоего порогового значения (что может наблюдаться при аварии и т.п., когда ремень из катушки вытаскивается резко), эксцентрик, в силу гораздо более существенной его массы, по сравнению с (симметричными) пластмассовыми деталями, отклоняется в сторону от центра оси своего вращения и отклоняет за собой пластмассовые детали, в итоге механизм блокировки заклинивает, препятствуя дальнейшему выходу наружу ремня безопасности. Чем, собственно, и обеспечивается безопасность пассажира: ремень не пускает его двигаться вперед, по инерции, когда автомобиль резко остановился (как правило, это может быть лишь после удара о препятствие).
Пока же частота вращения эксцентрика небольшая, его ось может свободно вращаться, не мешая выходу ремня безопасности. Это, конечно, в случае, когда кольцевой ободок вращается свободно, практически без трения.
Однако, в результате заводского брака, износа деталей может возникать заметное трение между кольцевым ободком механизма блокировки и местом его упора на крышке (см. зеленые стрелки на рисунках). В таком случае, даже при совсем небольшой частоте вращения эксцентрика также будет наблюдаться заклинивание механизма блокировки. На практике это может выражаться в невозможности вытащить ремень безопасности, даже если тянуть его совсем медленно. В результате владелец, в очередной раз проклиная «качество российских запчастей» (про себя, вслух или на форумах в интернете), идет в магазин.
Однако, на самом деле, БЫСТРЕЕ устранить неполадку, чем идти за новой деталью
Тем более, катушки отдельно от ремней безопасности, скорее всего, не продаются – придется покупать весь узел в сборе.
Итак, проблема вызвана, как правило, тем, что кольцевой ободок вращается с заметным трением относительно его места упора на крышке катушки ремня безопасности. Это может быть вызвано, например, износом упора острия механизма блокировки или его опорной точки на крышке (см. голубые стрелки на рисунках). Ибо в штатном режиме это острие должно вращаться, находясь вплотную к своей опорной точке на крышке или даже немного упираясь в нее, тогда как кольцевой ободок должен иметь небольшой зазор – именно тогда трение между ним и крышкой будет практически нулевым. А вот когда получается наоборот, когда в стенку крышки упирается не острие, а сам кольцевой ободок – вот тогда механизм блокировки и склонен заклинивать даже при очень медленном выходе ремня безопасности из катушки. А такое может случиться – стоит лишь немного износиться острию или упорной точке в стенке крышки катушки. Ведь обе эти детали изготовлены из пластмассы. Использование ремней, да и просто вибрации при движении (а это для Нивы – привычная ситуация) делают свое дело: острие изнашивается, причем, незаметно на глаз, какие-то доли миллиметра. Однако, их, этих долей, и хватает для того, чтобы острие перестало опираться в стенку крышки, как должно бы.
Итак, как отремонтировать катушку ремня безопасности?
Разбираем узел (кстати, саму катушку снимать с автомобиля необязательно). Для этого следует чем-нибудь тонким (тонкой отверткой, проволокой или соответствующим ЗАТУПЛЕННЫМ гвоздем) вытолкнуть четыре белых пистона из крышки, после чего – снять саму крышку. Затем следует снять белые пластмассовые детали механизма (которые находятся в механизме блокировки) вместе с эксцентриком.
Далее, напильником или наждачным камнем следует немного (0,2…0,5…1,0 мм) сточить кольцевой ободок. Как Вы уже догадались, это как раз необходимо для создания небольшого зазора между ободком и стенкой крышки. При стачивании КРАЙНЕ желательно соблюдать перпендикулярность опорной поверхности ободка к его оси вращения (проще говоря, стачивать ободок надо, по возможности, равномерно, без перекосов).
После чего следует установить пластмассовые детали вместе с эксцентриком на место, установить крышку катушки механизма блокировки и задавить четыре пистона обратно. Вот и весь ремонт.
По времени он занимает примерно 10…15 минут. Если же решить покупать новый ремень безопасности, в сборе с катушкой, то за это время можно, разве что, успеть дойти (доехать) до магазина. И то, если он расположен недалеко. Да еще и деньги платить за это. Впрочем, если воспринимать поход в магазин, в данном случае, в качестве платной разминки (подвида фитнеса), тогда, конечно, почему бы и нет. Ведь сейчас немало тех, кто занимаются спортом — ходьбой, бегом и т.п. на платной основе.
Снятие и установка задних ремней
Задние ремни безопасности — крайне нужная вещь, защищающая пассажиров от повреждений в случае дорожного происшествия. К сожалению, раньше многие водители пренебрегали безопасностью и отказывались от них ввиду небольших штрафов за их отсутствие. Теперь же ситуация изменилась в лучшую сторону, и многие интересуются тем, как их установить. Поговорим мы и об этом, но сначала выясним — как снять ремень безопасности на ваз 2114.
Для этого понадобятся:
- трещотка;
- головка на 17;
- отвертка с тонким шлицевым лезвием.
Выполняется демонтаж ремней в следующем порядке:
- Снять замки ремней, расположенные на полу.
- Поддеть отверткой пластиковый колпачок, расположенный около порога, и снять его.
- Выкрутить крепежный болт, расположенный под колпачком.
- Выкрутить крепежный болт, находящийся на боковой стойке.
- Открыть багажник.
- Найти в багажнике (ближе к салону) болт втягивающей катушки и выкрутить его. Для выполнения этой операции лучше всего использовать трещотку с удлинителем.
- Демонтировать катушку.
- Просунуть через отверстие в полке вторую часть ремня и его фиксаторы, после чего полностью извлечь все устройство.
Устанавливать задние ремни безопасности ваз 2114 следует в точно таком же порядке, но в обратной последовательности. После установки следует выполнить проверку состояния замка и плавности хода ленты.
Варианты ремонта
Меры по устранению неисправности напрямую зависят от причины поломки:
- Если вы успешно вытянули ремень, пристегнулись, но при необходимости отстегнуться лента не возвращается в исходное положение, проблема может заключаться в пружине. Она часто соскакивает из-за длительной эксплуатации или при напряжении. Необходимо разобрать облицовку и достать до барабана, чтобы установить пружину в правильном положении. Если она на месте, придётся менять барабан.
- Грязь на ленте и в зонах её фиксации также может послужить причиной того, что лента не возвращается в исходную позицию. Со старыми машинами такая проблема наиболее распространена. Просто промойте всё устройство и тщательно его просушите.
- Если устройство заклинило и ремень безопасности не вытягивается вовсе, причиной также может послужить скопление грязи, но уже не на ленте, а непосредственно в механизме. Для устранения неполадки воспользуйтесь специальным составом, приобрести который можно в любом магазине автотоваров. Распылите его как можно ближе к механизму и пару раз попробуйте подвигать лентой, чтобы разработать устройство. Также можно самостоятельно разобрать устройство и почистить его, но предварительно вытяните ленту до конца и зафиксируйте её подручными приспособлениями, в качестве которых может выступить бельевая прищепка или канцелярская скрепка.
Как заменить передние ремни безопасности совместно с замком на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?
Замена передних ремней безопасности:
Примечание!
Оба ремня заменяются идентично, поэтому их замену мы вам покажем на примере лишь одного ремня!Снятие:
1) В самом начале операции, снимите нижний кронштейн ремня безопасности, посредством отворачивания болта его крепления. А уже после этого снимите со стойки среднюю накладку. (Как снять нижний кронштейн ремня и как снять со стойки среднюю накладку, смотрите в статье: «Замена коврового покрытия пола», в пунктах «3-6»)2) Далее приподнявшись чуть повыше, отсоедините от верхнего кронштейна ремня безопасности, декоративную накладку.
3) И после чего гаечным ключом или воротком с накидной головкой, отверните болт верхнего крепления кронштейна ремня безопасности.
Примечание!
Когда болт будет откручен, извлеките кронштейн совместно с болтом и находящейся на нём металлической втулкой!4) После снятия кронштейна, переберитесь в нижнюю часть и отверните болт который крепит катушку ремня.
5) И вследствие чего снимите катушку.
Установка:
Установка нового ремня безопасности, производится в обратном порядке снятию, то есть:1) Сперва устанавливается катушка и вследствие чего крепится болтом.
2) Далее на стойку закрепляется средняя накладка.
Примечание!
Сильно закручивать винтами среднюю накладку не рекомендуется, а иначе она может просто деформироваться!3) После её закрепления устанавливается верхний кронштейн ремня безопасности, после этого он закрепляется болтом, а сверху на него устанавливается декоративная накладка.
4) И в завершение болтом закрепляется нижний кронштейн ремня безопасности, и вследствие чего на него устанавливается декоративная заглушка.
Замена переднего замка безопасности:
1) Чтобы снять замок ремня безопасности, гаечным ключом или воротком с накидной головкой, отверните болт который этот замок крепит.
2) И в завершение снимите замок и извлеките болт из сиденья.
Примечание!
Операция по установки нового замка безопасности, производится в обратной последовательности!Ремни безопасности для легковых автомобилей
Все давно привыкли к ремням безопасности в салоне современного легкового автомобиля. Этот элемент пассивной безопасности приобрел свой современный вид примерно в начале 70-х годов 20 века. До этого ремни безопасности либо вообще отсутствовали, либо были примитивными «поясными» фиксаторами. Однако высокий уровень безопасности, который ремни безопасности для автомобиля гарантируют в случае дорожно-транспортного происшествия, заставил автопроизводителей серьезно задуматься об их улучшении и обязательном применении даже в самых бюджетных моделях.
Абсолютно все легковые автомобили в наши дни оборудованы трехточечными ремнями безопасности – ценность этого весьма простого и дешевого механизма уже ни у кого не вызывает сомнений. Трехточечный ремень безопасности крепится к кузову автомобиля в трех местах: две точки внизу сиденья (одна из которых служит замком) и одна точка на боковой стойке. Такая конструкция состоит как бы из двух ремней: поясного и плечевого, в случае аварии равномерно распределяя ударную нагрузку по всему телу водителя, что позволяет избежать травм. В то же время сам ремень является сплошным. Трехточечные ремни теперь устанавливают даже на задних сиденьях автомобилей самого малого класса, в самых дешевых комплектациях – на безопасности экономить не принято.
Для повышения уровня комфорта и безопасности верхняя точка крепления ремня (на боковой стойке кузова) выполняется регулируемой по высоте. Благодаря этому водители разного роста могут отрегулировать ремень для наиболее удобного применения. В самых дорогих моделях автомобилей, механизм регулировки высоты крепления ремня безопасности оснащен электроприводом.
Легковые автомобили сейчас получают инерционные ремни. В них специальный пружинный механизм затягивает пристегнутый ремень, удаляя опасное в случае дорожно-транспортного происшествия провисание. Если ремень отстегнут, этот же механизм втягивает его внутрь боковой стойки, чтобы не мешать посадке-высадке водителя и пассажиров из салона.
Иногда требуется купить ремни безопасности для автомобиля, в основном, при его ремонте. Прослуживший много лет ремень подвергается воздействию пыли, грязи и разнообразных химически активных веществ, что отрицательно влияет на его прочность. Ремни безопасности не являются дорогостоящей деталью, цены на это устройство доступны всем автолюбителям.