Авто Энциклопедия
Гофра глушителя: что это и зачем нужно
Поломку гофры глушителя не видно, но хорошо слышно: автомобиль начинает громко рычать, действуя на нервы и водителю, и окружающим. Что это за деталь? Почему она так часто прогорает? И можно ли отказаться от неё, сделав глушитель цельным? Разбираемся в устройстве и назначении гофры.
Конструкция
Гофрированная труба представляет собой шланг со стенками специальной формы, используемый для защиты проводов от внешних повреждений. Форма трубы получается в результате соединения между собой колец разного диаметра и толщины. Благодаря плотным внешним кольцам труба имеет высокую жесткость, которая обеспечивает её устойчивость к поперечной нагрузке, а внутренние более тонкие кольца сохраняют гибкость, позволяющую получить в процессе разводки угол от 90˚.
Для изготовления электротехнической гофры чаще всего используется самозатухающий поливинилхлорид (ПВХ), а также композитный пропилен низкого давления (ПНД) и полиэтилен высокого давления (ПВД). Характеристики всех этих материалов различаются не намного. Все они устойчивы к влаге, коррозийному разрушению, не гниют, некоторые – не горят и не плавятся. Они сохраняют свои практические характеристики при температуре от -25˚C до +95˚C. Для отличия их друг от друга можно ориентироваться на цвету трубки: красная или оранжевая ПНД гофра более устойчива к огню, чем черная или синяя, а ПВХ – практически всегда серая.
По условиям монтажа и расположения электротехнические гофры делятся на следующие типы:
- Тонкостенные рукава. Самые легкие и поэтому менее устойчивые к механическому воздействию трубы. Используются как для наружной, так и для внутренней прокладки, не предусматривающей давление на гофры: каркасные конструкции из гипсокартона, подвесные и натяжные полотки, защита проводки в авто и т.д. Как правило, здесь гофра для проводов просто раскладывается или привязывается к опоре с помощью жгутов.
- Тяжелые трубы с повышенной прочностью. Способны выдерживать большую механическую, адгезионную и климатическую нагрузку. Чаще всего применяются для монтажа проводки в земле, бетоне и штукатурке.
- Сверхтяжелые металлические гофры для проводки. Обеспечивают максимальную защиту от повреждений проводки. Применяются в местах, требуемых обеспечения наивысшего уровня безопасности: образовательные, медицинские учреждения и другие места с повышенной посещаемостью.
Все трубы имеют примерно одинаковые размеры:
- внешний диаметр – от 16мм до 50 мм;
- внутренний диаметр – приблизительно от 11,0 мм до 40,2 мм в зависимости от материала.
Гофра для кабеля продается в бухтах длиной от 25 до 100 метров и герметичной упаковке. Как правило, производители вкладывают внутрь проволоку соответствующей длины, необходимую для протягивания кабелей, которая также называется протяжкой.
Разновидности гофрированных труб по материалу изготовления
Сегодня на рынке представлены гофрированные трубы из различных материалов, каждый из которых подходит для той или иной ситуации. Различают трубы из ПВХ, ППР, ПНР и нержавейки. Рассмотрим каждый подробнее.
Если необходимо монтировать проводку под подвесной потолок по кирпичной кладке или бетону, берите гофру их ПВХ — она недорогая и удобная в монтаже. Для проводки по горючим материалам, таким как дерево, лучше брать бронерукав из нержавейки или ПВХ и ППР, но с дополнительной подложкой. Для наружного монтажа советуем брать гофрированную трубку из ПНД черного или оранжевого цвета, или использовать полипропиленовые изделия.
Последствия повреждения гофры
Износ и прогорание муфты вызывает появление неприятного громкого звука под машиной и проникновение выхлопных газов в салон. Последнее достаточно опасно, поэтому откладывать ремонт не стоит.
Определить неисправность несложно, наружная оплётка к этому времени уже превращается в лохмотья, а места нештатного выхода газов отмечены следами копоти.
Внутри отделяющиеся куски рукава и оплётки закупоривают канал, что мешает нормальной продувке.
Мощность снижается, расход возрастает, а характер обтекания внутреннего разлохмачивания гофры вызывает непредсказуемые звуки. Часто вынуждающие искать неисправность в подвеске или двигателе.
Замена гофры на выхлопной трубе: последствия
Есть несколько основных последствий поврежденной гофры.
- Полный обрыв выпускного тракта. На некоторых автомобилях подобная поломка приведет к аварии, так как гофра одновременно с исполнением свое прямой функции еще и поддерживает выпускную магистраль.
- Увеличенная шумовая нагрузка, которая не только является отвлекающим фактором, но и может быть причиной аварии. Водитель теряет способность звукового контроля дорожной обстановки из-за рева двигателя.
- Проникновение выхлопных газов в салон автомобиля. Этот фактор является не только неприятным, но и опасным. В выхлопных газах содержится большое количество химических соединений, которые оказывают раздражающее воздействие на слизистую оболочку глаза, что снижает концентрацию водителя и возможность полноценного обзора дорожной обстановки. Также некоторые вещества, такие как угарный газ, могут при достижении определенной концентрации в организме привести к потере сознания. Усугубляется этот фактор, когда гофра установлена перед каталитическим нейтрализатором или если катализатор был удален.
Поэтому замена гофры является процедурой, которую желательно выполнить еще при первых признаках неисправности.
Выбор подходящей гофры
Замена и продажа гофры на глушитель часто производится на СТО, но можно купить компонент в автомагазине. Если у владельца есть время или желание заниматься ремонтом самостоятельно, изначально следует приобрести гофру. Деталь не унифицированная, она разрабатывается для большинства автомобилей индивидуально. Отличиями являются габариты. Перед поездкой за узлом потребуется уточнить размер элемента, это лучше узнать опытным путём – из ямы. До момента замены стоит восстановить гофру и в течение ближайших дней выполнить работу.
При замерах следует учитывать, что придётся отрезать гофру несколько дальше сварного шва, на котором она фиксируется. Продажа новых элементов проводится с немного уменьшенным диаметром для более прочной фиксации и для лёгкого обваривания. В трубу гофра вставляется на 3 см, это способствует многократной замене элемента на автомобиле без конструкционных изменений.
После замера длины проводится измерение диаметра. Точные цифры можно получить исключительно штангенциркулем. С известными параметрами обращаются в магазин или на рынок.
Нюансы монтажа
Закрепить гофрированный рукав на поверхности не составляет особого труда. Вначале надо нарезать ее кусками нужного размера. В них при помощи протяжки или заранее запущенной проволоки заводится кабель. Крепежные приспособления фиксируются на стене, после чего рукав крепится на них. Концы трубки заводятся к щитку или точкам электропитания.
При скрытом типе проводке гофра с кабелем заводится в штробу и закрывается сверху штукатуркой. Крепление внутри штробы можно производить при помощи алебастра и других быстрозастывающих растворов. При укладке трубки в канал или короб целесообразно пользоваться хомутами.
Когда фиксируется металлорукав, размещать его надо под уклоном, чтобы исключить скапливание влаги и конденсата. Также следует предусмотреть и дренажные выходы в нижней точке. Необходимым условием будет заземление по двум сторонам.
Использование защитной гофрированной трубки позволяет защитить кабель от внешних воздействий и обезопасить человека от потенциального контакта с проводом. Материал и конкретный вид рукава определяется конкретными условиями проводимых электромонтажных работ. При этом сама процедура крепления не отличается особой сложностью.