Регулятор скорости и плавный пуск на болгарку своими руками
Регулятор скорости и плавный пуск на болгарку своими руками
Как правило, бюджетные угловые шлифовальные машины (УШМ), в народе называемые болгаркой, не имеют в своей конструкции регулируемые электронные модули, к которым относятся регулятор оборотов двигателя и плавный пуск. Владельцы таких болгарок со временем начинают понимать, что их отсутствие резко снижает функциональность инструмента. В этом случае можно произвести доработку УШМ, установив на нее самодельные приспособления.
Зачем контролировать скорость движения диска
Если болгарка используется для раскроя и резки кафельной плитки, изделий из натурального камня, высокая скорость вращения инструмента буквально убивает электроинструмент. Кроме того, при такой обработке из материала начинают выкрашиваться мелкие частицы. Это существенно ухудшает качество и внешний вид кафельной или каменной поверхности. При наличии функции выбора требуемых оборотов обработка проходит без сучка и задоринки. А сам электрический инструмент полностью защищен от поломок.
При резке кафельной плитки и изделий из камня болгарка работает с очень высокой скоростью вращения
Также скорость вращения важна и при работе с металлическими изделиями. Например, алюминиевые либо жестяные заготовки следует разрезать на минимальных оборотах. А вот толстый и твердый металл, наоборот, обрабатывается на высоких скоростях. Полировочные и шлифовальные работы с помощью УШМ и вовсе невозможно эффективно выполнить, если пила не позволяет выбрать нужные обороты. Вы просто-напросто испортите обрабатываемую поверхность. Попробуйте отшлифовать древесину или лакокрасочное покрытие кузова автомобиля на высокой скорости вращения диска, и вы сами поймете, о чем идет речь.
Как видим, доработка угловой шлифмашинки делает аппарат в разы функциональнее. Появляется возможность работать с любыми мягкими материалами и деликатными поверхностями. А главное – болгарка становится практически вечной. Она будет функционировать не один десяток лет!
Функции, выполняемые компонентами конструкции болгарки
Устройство якоря болгарки.
Коллектор представляет собой площадку на якоре, на которую выведены все силовые и управляющие кабели. Задачей коллектора является проведение проходящих по обмоткам сигналов к двигателю и блоку управления. Коллектор при снятии крышки корпуса сразу бросается в глаза наличием отполированных пластин, которые имеют крупные размеры.
Электрощетки в конструкции прибора служат для передачи электротока на коллектор от силового кабеля. В процессе работы, если щетки имеют нормальное техническое состояние, то через вентиляционные отверстия корпуса видно образующееся ровное свечение. В случае если свечение в процессе включения прибора не наблюдается или имеет пульсирующий характер, то это является признаком появления проблем с этим электрическим компонентом прибора.
Редуктор является одним из важнейших компонентов конструкции. Его назначение осуществлять передачу энергии вращения от вращающегося якоря к шлифовальному диску, обеспечивая его вращательное движение. Редуктор отвечает за частоту и мощь вращения рабочего инструмента болгарки.
Статор представляет собой сложный в техническом отношении узел конструкции прибора. В конструкцию статора входят обмотки, которые при взаимодействии посредством магнитного поля с обмотками якоря приводят последний в движение. Катушки статора имеют определенное число витков, рассчитанное в соответствии с требованиями электротехники. При выходе этого узла из строя требуется проведение перемотки катушек. Эта операция требует определенных знаний и навыков. Перемотку статора лучше доверить специалисту мастерской.
Болгарки без задней рукоятки
У шлифмашин, не имеющих задней рукоятки, замена щёток производится в следующей последовательности:
- Вывинтить саморез с торца болгарки.
- Стянуть защитный цилиндрический кожух.
- Стянуть крышечку с блока контакта.
- Поддеть тонкой отвёрткой прижимную крышечку щётки и вытянуть графитовый стержень.
- Вставить новую щётку, закрыть блок контакта крышкой.
- Повторить все действия с другой щёткой.
- Надеть кожух на УШМ и зафиксировать его саморезом.
Часто встречается другой способ крепления щёток. В этом случае последовательность действий будет следующая:
- Снять кожух, предварительно вывинтив саморез.
- Освободить щётку от прижимной ленточной пружины, подковырнув последнюю отвёрткой.
- Извлечь щётку из направляющего блока, подковыривая отвёрткой.
- Снять контакт щётки с разъёма. Также при помощи подковыривания отвёрткой.
- Соединить контакт нового графитового стержня с разъёмом, вставить щётку в направляющий блок и прижать пружиной.
- Повторить все действия со второй щёткой, закрыть корпус кожухом и привинтить его саморезом.
Это два самых распространённых способа замены графитовых контактов. Хотя не исключены и другие варианты конструкций шлифмашин.
Как проверить якорь болгарки мультиметром
Мультиметр, который находится в домашнем пользовании практически у любого мастера, может помочь ему проверить исправность электрических узлов болгарки. Им возможно диагностировать присутствие межвиткового замыкания в электрообмотках электродвигателя и замерить сопротивление между ламелями.
До того как проверить ротор болгарки, пользователь должен знать основные неисправности, которые возникают в ее электродвигателях, подготовить к тестированию электроинструмент и правильно его разобрать.
Основные неисправности ротора:
- Обрыв токопроводов;
- КЗ между электровитками;
- пробой изоляционного покрытия, обмотка замыкается на стальную основу якоря;
- распайка выводов сильно сработанного коллектора.
Подготовка якоря к тестированию
Перед тем как прозвонить якорь, его извлекают из корпуса и подготавливают к проведению диагностики. Потребуется тщательно очистить ламели коллектора от графитового загрязнения, в противном случае проверка будет нерезультативной.
Снимают грязь ветошью, смоченной спиртом. Когда на ламелях присутствует дополнительно полный слой нагара, то его снимают мелкой наждачкой.
Также следят за тем, чтобы на электроколлекторе не сохранилось заметных полос от абразива, которые приводят к ухудшению контакта ламелей со щетками, и ускоряет их износ. Если выработка очень глубокая, ротор меняют.
Важно! Во время осмотра обращают внимание на якорную обмотку, на ней не должны быть обрывы и внешних следов горения, а электроконтакты, где обмотка касается ламелей, проверяются на целостность.
Прозвонка якоря
Для того чтобы проверить якорь болгарки мультиметром, потребуется выполнить 2 этапа. Вначале, необходимо прозвонить его на существование пробоя. Для этого измерительный прибор устанавливают в режим прозвонки электроцепи с звуковой индикацией. Потом первым щупом проводят по ламелям, а другим по якорному корпусу.
Следующий этап обследования ротора мультиметром позволяет замерить сопротивление между ближними обмотками. Измеритель выставляют в режим омметра на самый низкий порог, обычно, 200 Ом. После этого щупы подносят к соседним коллекторным ламелям и фиксируют показания на дисплее. При этом очень важно чтобы R тестируемых ламелей было равно, иначе якорь считается неисправным.
Важно! В варианте, когда R=0 на конкретной обмотке, у якоря присутствует межвитковое замыкание. Точнее установить этот сбой можно с помощью специализированного прибора.
Болгарка, краткое описание
Угловой шлифовальный электроинструмент (УШМ), в просторечии — болгарка, представляет собой разновидность машин, предназначенных для бытовых и производственных абразивных ремонтных работ. Своё народное название УШМ получило в СССР, из-за того, что эти машины массово завозились из Болгарии (завод «Элтос-Болгарка» в городе Пловдиве). В начале своей истории, болгарки применялись исключительно для полировки и шлифования поверхностей. Со временем, благодаря использованию других специальных насадок, они стали выполнять и функцию резки.
Устройство
«Строение» болгарки стандартно практически для всех моделей и отличается только неконструктивными отличиями компоновки внутренних модулей. Состав УШМ:
- корпус — ударопрочный пластик;
- электродвигатель — статор, ротор и помехоподавляющий фильтр;
- шестерёночный редуктор с поворотом на 90° — в собственном алюминиевом отделении основного корпуса;
- наружные графитные щёткодержатели и внутренний вентилятор охлаждения;
- кожух защиты и дополнительная рукоятка.
Более продвинутые модели могут быть оснащены: кнопкой плавного включения/выключения; расцепительной муфтой; приспособлением, которое регулирует скорость вращения шпинделя; SJS-защитой двигателя от пиковых перегрузок при резком заклинивании.
Для функционального применения болгарки отдельно покупаются диски и насадки — шлифовальные, обдирочные с проволочной щёткой или отрезные.
Критерий подбора
Выбор разновидности болгарки зависит от планируемой частоты и непрерывной длительности использования — маломощные бытовые (700−900 Вт), средние полупрофессиональные (900−1500 Вт) и мощные профессиональные (свыше 1500 Вт) машины. Для круглосуточной производственной эксплуатации выпускаются индустриальные УШ-Машины.
Скорость современных профи-УШМ сегодня может достигать 11 000 об/мин. Мощность болгарки зависит от параметров ротора и напрямую влияет на размер применяемых дисков и насадок — чем выше мощность, тем больше размер, и тем большую площадь поверхности можно обработать за единицу времени.
Регулятор оборотов для микродрели
Схема устройства ударной дрели.
Многим приходится сверлить печатные радиоплаты. Обычно для такой работы используется микродрель, изготовленная из различных деталей собственными руками. Для таких инструментов тоже можно сделать регулятор оборотов. Схем для изготовления можно найти множество. Подобная схема регулятора оборотов представлена на рис. 2. Все детали довольно доступные. Микросхема LM317 устанавливается на радиатор для защиты ее от перегрева. Конденсаторы обычные, электролитические, на 16 В.
Диоды марки 1N4007 можно менять на любые другие, выдерживающие ток 1 А. Светодиод АЛ307 может быть заменен любым другим. Вся схема собирается на стеклотекстолитовой плате. Резистор R5 может быть проволочный или другой мощностью, 2 Вт.
Блок питания на напряжение 12 В. При большем напряжении придется менять конденсаторы на схеме. Готовое изделие обычно сразу начинает работать. Частота вращения двигателя регулируется резистором Р1. Чувствительность к нагрузке устанавливается резистором Р2.
Регулятор оборотов дрели – необходимое устройство, особенно когда дрель используется в качестве основы для изготовления самодельного станка.
В современных приборах это устройство размещается в кнопке пуска. Самодельное приспособление можно разместить в любом подходящем корпусе. Схем изготовления существует очень много.