Диагностика рулевого управления
Диагностика рулевого управления
Эксплуатация автотранспортного средства с неисправным рулевым управлением отнюдь не без причины запрещена действующим законодательством Российской Федерации. Не секрет, что на наших дорогах шанс попасть в дорожно-транспортное происшествие сравнительно высок даже при идеальной езде. Когда количество зарегистрированных автомобилей перескакивает отметку в полусотню миллионов, оживлённость движения сама по себе становится серьёзным фактором риска. Отказ любого важного узла автомобиля в таких условиях может закончиться крайне плачевно. Чтобы управление автотранспортом было полноценным и безопасным, важно вовремя проводить диагностические мероприятия. Отдельного внимания заслуживает такая процедура, как диагностика рулевого управления. Поэтому именно её мы сегодня и постараемся рассмотреть чуть более подробно.
Ремонт рулевого механизма всегда начинается с его снятия с машины. Для этого необходимо проделать следующие действия:
- Снимается кнопка сигнала и отворачивается гайка рулевого вала. После этого необходимо снять рулевое колесо.
- Затем отворачиваем гайку и снимаем рулевую сошку.
- Далее нужно отвернуть болты, удерживающие боковую крышку и вал сошки. При этом из картера следует слить смазку.
- Отворачиваем болты и можно убрать нижнюю крышку. Также необходимо вынуть рулевой вал из картера. Одновременно с этим снимаются подшипники и червяк.
Диагностика неисправностей
Для правильного распознавания проблем, связанных с механизмом, рекомендуем обращаться к специалистам, впрочем, определение некоторых неисправностей под силу среднестатистическому автолюбителю:
Характеристика повреждения | Потенциальная проблема |
---|---|
Неполное возвращение рулевого колеса в исходное положение после поворота | Механическое повреждение картера рейки |
Характерный глуховатый звук из корпуса рулевой рейки | Изношенность комплектующих |
Протечки корпуса рулевой рейки | Ржавление вала корпуса |
Необходимость применения дополнительных усилий при повороте руля | Деформация резинового кольца |
«Тугой» руль | Возникновение задиров металла |
Специфический звук при вращении руля | Недостаточный уровень масла в баке |
Устранить неполадки, связанные с повреждением шлангов или с натяжкой приводного ремня, довольно просто. Проверьте систему на предмет отсутствия дефектов и при необходимости замените изношенные детали или подтяните ремень. Легко решается проблема и с низким уровнем жидкости в расширительном бачке. Однако в других случаях проблемы решаются не так быстро.
Воздух в системе. Удалить пузыри воздуха можно с использованием специального оборудования, которое довольно редко есть в обычных водителей. Как правило, в этом случае целесообразно воспользоваться услугами сервисных центров или автомастерских. Прокачка системы под высоким давлением позволит удалить из неё воздух.
Незначительная утечка жидкости. Если есть небольшая утечка масла в системе гидроусилителя, и нет возможности заняться поиском и устранением неисправности, можно решить проблему с помощью специальных присадок. Уникальный состав позволит устранить небольшие подтекания путём восстановления эластичных свойств изношенных прокладок.
Выход из строя насоса. Самостоятельно выполнить ремонт насоса можно при наличии достаточного опыта, элементарных знаний конструкции и соответствующего инструмента. Если вы не уверены в своих силах, то, вероятнее всего, придётся просто купить и установить новый насос.
Как правило, основные неисправности насоса легко устраняются, даже без знания его конструктивных особенностей. Сложность данного мероприятия заключается не столько в самом ремонте, сколько в грамотном демонтаже изношенного узла, последующей разборке насоса и правильной его установке после ремонта. Как известно, основным рабочим элементом насоса ГУР являются лопатки. В основном они выходят из строя или работают с недостаточной производительностью при накоплении большого количества загрязнений или появлении каких-либо дефектов.
В большинстве случае для устранения неисправности достаточно выполнить разборку насоса и исправить дефекты (выработку поверхностей) обычной наждачной бумагой. Загрязнения удаляются промывкой системы.
Возможные причины большого люфта
Увеличение градуса свободного хода руля всегда связано с неполадками в работе связки рулевого колеса и колес. Среди основных причин можно выделить:
- стачивание зубьев шестерни рейки и износ зубчатой планки;
- выход из строя ступичного подшипника. Однако, причина будет заметна по более серьезным проблемам с управлением, нежели люфт;
- повреждение наконечников и рулевых тяг;
- ремонт ходовой части, выполненный с нарушениями технологии. Частая причина – недостаточное затягивание гайки ступичного подшипника;
- выход из строя шаровой опоры;
- несвоевременная замена масла в гидроусилителе;
- не очевидными причинами могут служить:
- поломка или неверная настройка сцепления «червяка» и роликового механизма;
- выход из строя оси или втулки маятникового рычага;
- разболтанность места крепления картера.
Какие признаки поломки
Ещё до проведения диагностики можно определить наличие чрезмерного люфта по следующим побочным симптомам:
- наличие посторонних шумов в рулевом механизме, чаще всего стуков;
- ощутимая вибрация руля при движении;
- поскрипывание на определенных амплитудах поворота;
- потеря управляемости: автомобиль постоянно отклоняется от заданной траектории, несмотря на то, что руль находится в неизменном положении.
В тоже время, слишком маленький люфт (ниже стандартных параметров) может также быть признаком поломки.
Диагностика и применяемые приборы
Для точного определения величины люфта используется люфтомер. Наиболее распространенные его модели, используемые на большинстве СТО – К-524 М или ИСЛ-М. Этот прибор удобен не только из-за точности измерений, но и из-за оперативности выполнения задачи. Для установки, проведения проверки и снятия люфтомера потребуется не более 2-3 минут.
Инструкция по использованию люфтомера:
- Запустить двигатель автомобиля на холостом ходу.
- Выставить передние колеса параллельно продольной оси. Убедиться в исправности гидроусилителя.
- Закрепить люфтомер на рулевом колесе.
- Повернуть руль в одну сторону до момента получения реакции от колес, затем повторить операцию в другую сторону. При выполнении этой процедуры потребуется помощник, наблюдающий за колесами.
- Зафиксировать показания прибора на рулевом колесе.
Техническое обслуживание рулевого управления
Рулевое управление состоит из рулевой колонки с рулевым колесом, рулевого привода и рулевых тяг (рис. 51). В целях обеспечения безопасности движения автомобиля необходимо проверять состояние рулевого управления при технических осмотрах всех видов. Каждые 12—15 тыс. пробега и после первых 2 тыс. пробега люфтометром проверяют люфт рулевого колеса. Допустимыми люфтами рулевых колес являются следующие: для автомобилей ВАЗ — 5°, длина дуги 18—20 мм; для «Волги» — 10°, длина дуги 40 мм; для «Москвича—412» — 5°, длина дуги 10—15 мм.
Рис. 51.
Рулевое управление:
1 — демпфер; 2 — рулевое колесо; 3 — шариковый подшипник; 4 — вал рулевого управления; 5 — кронштейн крепления вала; 6 — стяжной болт муфты; 7 — защитный колпак; 8 — шаровой шарнир наконечника; 9 — поворотный рычаг; 10 — наконечник рулевой тяги; 11 — контргайки; 12 — внутренние наконечники рулевых тяг; 13 — болты Крепления рулевых тяг к рейке; 14 — защитный чехол, под которым рейка и резинометаллический шарнир; 15 — картер рулевого механизма; 16 — фланец эластичной муфты; 17 — верхняя облицовка рулевой колонкиПод действием ударных нагрузок, трения и других факторов техническое состояние элементов рулевого управления изменяется. Появляются люфты в сочленениях, способствующие повышенному изнашиванию деталей. Изнашивание или неправильные затяжки и регулировки приводят к увеличению силы трения в рулевом управлении, что влияет на управляемость автомобиля и безопасность движения.
Основные неисправности рулевого управления и их причины
- деформация деталей рулевого привода;
- неправильная установка углов передних колес;
- нарушение зазора в зацеплении ролика с червяком (для рулевых механизмов червячного типа);
- перетяжка регулировочной гайки оси маятникового рычага (для рулевых механизмов червячного типа);
- низкое давление в шинах передних колес;
- отсутствие масла в картере рулевого механизма;
- повреждение деталей шаровых шарниров, подшипника верхней опоры стойки, опорной втулки или упора рейки (для рулевых механизмов реечного типа);
- повреждение деталей телескопической стойки подвески.
- ослабление болтов рулевого механизма (для рулевых механизмов червячного тиЬа), гаек шаровых пальцев рулевых тяг;
- увеличение зазоров в шаровых шарнирах, подшипниках ступиц передних колес, в зацеплении ролика с червяком (для рулевых механизмов реечного типа);
- люфт в заклепочном соединении (для рулевых механизмов реечного типа).
Причинами стуков, шума в рулевом управлении могут быть: ослабление гайки шаровых пальцев рулевых тяг, болтов крепления рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага, гаек шаровых пальцев поворотных рычагов, болта крепления нижнего фланца эластичной муфты на валу шестерни (для рулевых механизмов реечного типа); ослабление регулировочной гайки оси маятникового рычага; увеличение зазоров в подшипниках передних колес, между осью маятникового рычага и втулками, в зацеплении ролика с червяком или в подшипниках червяка (для рулевых механизмов червячного типа), в шаровых шарнирах рулевых тяг между упором рейки и гайкой (для рулевых механизмов реечного типа).
- ослабление болтов крепления крышки картера рулевого механизма;
- повреждение уплотнительных прокладок;
- износ сальников вала рулевой сошки или червяка (для рулевых механизмов червячного типа).
- увеличение зазоров в подшипниках передних колес, в шаровых шарнирах рулевых тяг, в зацеплении ролика и червяка (для рулевых механизмов червячного типа);
- деформация поворотных кулаков или рычагов подвески;
- нарушение установки углов передних колес.
Проверка рулевого управления
Проверку технического состояния рулевого управления производят по суммарной величине люфта и усилию, необходимому для поворота рулевого колеса. Общая величина люфтов рулевого колеса складывается из величины люфтов в подшипниках ступиц передних колес и соединениях шарнирных тяг, шкворневых тяг, элементов и рычагов рулевого управления.
Один раз в год необходимо проверять состояние рулевых тяг, их наконечников, шарниров и защитных колпачков. В проверке нуждаются все защитные чехлы рулевого механизма. Если под колпачки и чехлы проникают вода, пыль и грязь, то шаровые шарниры тяг быстро изнашиваются. Если защитные колпачки и чехлы поддерживаются в хорошем состоянии и обеспечивают чистоту внутри шарниров — срок службы шарниров может быть очень долгим.
Неисправность колпачка или чехла обнаруживают по утечке смазки из шарового шарнира. После очистки колпачка и чехла от грязи его следует внимательно осмотреть. Если на нем появились трещины, разрывы, от окантовки отслаивается резина, если он замаслен, его следует заменить новым. В новый шаровой шарнир необходимо заложить свежую смазку. При серьезном повреждении чехла или колпачка его заменяют.
При неудовлетворительном техническом состоянии рулевого управления автомобиля проводится проверка всех элементов рулевого управления, которую осуществляют путем непосредственного осмотра и испытания под нагрузкой. Для этого устанавливают автомобиль на подъемник или смотровую яму и проверяют, как перемещается рулевое колесо в осевом и вертикально-горизонтальном направлениях — тянут рулевое колесо на себя, а потом двигают от себя к оси рулевой колонки, качают плоскость рулевого колеса вверх-вниз по вертикали и слева направо, затем по горизонтали. Потом резко вращают рулевое колесо по ходу и против хода часовой стрелки, внимательно прослушивая стук. Осевое перемещение или качание плоскости рулевого колеса и рулевой колонки, стук в узлах рулевого управления не допускаются.
Чтобы проверить крепления и люфты в сочленениях необходимо открыть капот, одному автомеханику нужно спуститься в смотровую яму, а второй должен поворачивать руль примерно на 35—60° от нейтрального положения. При этом определяют надежность крепления картера рулевого механизма, шарнирных соединений, рычагов поворотных цапф. В случае выявления неисправностей, приводящих к возрастанию общей суммарной величины, проверяют вначале люфт рулевого механизма, а затем люфт каждого шарнирного соединения. Для этого один поворачивает рулевое колесо на 25—35° от нейтрального положения, слегка уменьшая люфт, а другой удерживает руками сошку рулевого механизма. При наличии люфта в рулевом механизме в период начального вращения рулевого колеса усилие на сошку передаваться не будет. Поворачивая рулевое колесо в обе стороны, на ощупь проверяют свободный ход в шаровых шарнирах рулевых тяг, который контролируют визуально или на ощупь, приложив пальцы одновременно к наконечнику тяги и к головке рычага.
Особенности технического обслуживания рулевого управления с гидроусилителем
В автомобиле с рулевым управлением с гидроусилителем неисправности схожи с неисправностями обычного рулевого управления, однако из-за наличия дополнительных деталей возможны некоторые неисправности, характеризующие работу гидропривода. Гидравлический усилитель-сервосистема обеспечивает поворот рулевого колеса с минимальными затратами сил. Он состоит из масляного насоса, бачка и напорного трубопровода. Масляный насос гидравлического усилителя приводится в действие двигателем с помощью клиновидного ремня. Насос закачивает гидравлическое масло из бачка и подает его под высоким давлением на соответствующую сторону рабочего цилиндра. Там масло давит на поршень зубчатой рейки, облегчая тем самым управление. Одновременно с другой стороны цилиндра поршень выдавливает масло по сливной гидролинии назад, в бачок сервосистемы.
Проверка уровня масла
При наличии сервосистемы уровень масла в бачке сервопривода проверяют через 20—30 тыс. км пробега. Уровень масла необходимо держать по верхней отметке. В полноприводных автомобилях перед проверкой уровня масла в бачке сервопривода следует включить зажигание и 10 раз нажать на педаль тормоза, пока уровень масла не перестанет подниматься. Рекомендуется масло доливать медленно, чтобы избежать образования пузырьков воздуха. Доливать следует только то масло, которое рекомендовано руководством по эксплуатации. Для сервосистемы используются масла ATF для автоматической трансмиссии. После доливки при работающем двигателе несколько раз необходимо провернуть руль от упора до упора. Затем двигатель останавливают и вновь проверяют уровень масла. Неисправный сальник заменяют.
Проверка утечек
Через каждые 25 тыс. км пробега необходимо проверять шланги на наличие утечек, ослабление креплений, разрушение и истирание. Сначала проводят наружный осмотр, затем запускают двигатель и поддерживают частоту вращения коленчатого вала между минимальной и 1000 об/мин. Двигатель и рабочая жидкость в системе рулевого управления прогреваются до 75—80°. Рабочая температура достигается при работе двигателя в режиме холостого хода с поворачиванием рулевого колеса в течение 2 мин. Рулевое колесо поворачивают несколько раз от упора до упора, удерживая его в каждом из крайних положений по 5 с, проверяя таким образом наличие утечек. Больше 15 с рулевое колесо в крайнем положении удерживать нельзя.
Периодически (при наличии сервосистемы) проверяют натяжение клиновидного ремня масляного насоса и при необходимости заменяют или подтягивают его. На ремнях не должно быть расслоений, трещин, износа и замасливания.
Обычно масляный насос сервосистемы устанавливают на двигательном блоке. Клиновидный ремень натянут правильно, если в средней точке между шкивами при надавливании большим пальцем он прогибается на 5—10 мм. Натяжение ремня можно изменить гайкой или регулировочным болтом, или перемещением корпуса насоса. Примерно через 25—30 тыс. км пробега автомобиля ремень привода насоса гидроусилителя рулевого управления проверяют и регулируют его натяжение.
Проверка гидросистемы
Перед проверкой гидросистемы проверяют натяжение приводного ремня насоса, приводной шкив и давление воздуха в шинах. Для проверки между насосом и приводом подсоединяют манометр с краном и прокачивают систему для удаления воздуха. Затем запускают двигатель и доводят температуру рабочей жидкости до 65—80°. Прогревают двигатель при полностью открытом кране, так как прогревание при закрытом кране может привести к повышению температуры. Рулевое колесо поворачивают влево и вправо до упора при работающем двигателе с частотой вращения коленчатого вала 1000 об/мин, определяя развиваемое насосом гидроусилителя давление, которое должно находиться в пределах 79—85 кг с/см 2 . Кран при этом должен быть открыт.
В случае, если давление меньше этих значений, кран медленно закрывают на 10—15 с и снова проверяют давление. Повышение давления говорит о том, что насос работает нормально, однако рулевой механизм неисправен. Если давление низкое при закрытом кране, это свидетельствует о неисправности насоса. Повышение давление в системе указывает на неисправность предохранительного клапана насоса.
Проверив гидросистему, манометр отсоединяют и, если необходимо, доливают рабочую жидкость. После этого из системы удаляют воздух.
Неисправности рулевого управления с гидроусилителем и их устранение
- повышенный шум при работе рулевого управления, обусловленный разрегулировкой рулевого механизма или неисправностью насоса;
- затрудненное управление автомобилем из-за ослабления ремня гидроусилителя, низкого уровня жидкости в бачке усилителя, неисправности насоса или клапана насоса;
- большой люфт из-за изношенности главного или промежуточного вала рулевой колонки, повреждения рулевого механизма или разрегулировки.
После каждого вскрытия гидроусилителя из него следует удалять воздух, который может попасть в систему также при значительной утечке масла из бачка, если насос вместо масла начал всасывать воздух. Воздух, находящийся в сервосистеме, может ее разрушить. При выключенном двигателе необходимо открыть крышку бачка, долить масло до отметки МАХ, запустить двигатель на несколько секунд, несколько раз повернуть руль влево и вправо примерно на 45°, затем столько же раз в обе стороны до упора. Второй человек в это время должен следить за тем, чтобы уровень жидкости в бачке не опускался ниже отметки MIN. Затем двигатель выключают, корректируют уровень масла и повторяют процесс до тех пор, пока в бачке не перестанут образовываться воздушные пузырьки.
Ремонт гидронасоса
Гидронасос разбирают в случае подтекания масла через прокладку, сальник, деформации или повреждения приводного шкива, низкой производительности шкива.
Для того, чтобы снять насос сервосистемы, необходимо закрыть генератор и другие детали так, чтобы на них не попало вытекающее масло. Для сбора масла под насос подставляют емкость, затем ослабляют винты крепления шкива клиновидного ремня, держа ремень, чтобы шкив не вращался, снимают клиновидный ремень, ослабляют хомуты, отсоединяют напорный и возвратный шланги и отворачивают болты крепления насоса.
При очистке насоса необходимо использовать нейлоновую ткань или бумажные полотенца. Обычную ветошь использовать не рекомендуется. В случае повреждения детали насоса заменяют. При сборке детали смазывают маслом ATF и заменяют все уплотнительные прокладки. После сборки насос заполняют рабочей жидкостью для гидросистем и проворачивают вал вручную для удаления воздуха.
Диагностика усилителя руля
Диагностика усилителя руля проводится тогда, когда возникают сомнения в правильности его работы. Утрируя, если руль стал вращаться тяжелее, следует проверить работу ГУР или ЭУР, в зависимости от конструкции автомобиля.
На современных автомобилях чаще применяется гидравлический усилитель руля. Однако для наших мастеров не проблема работать как с ГУР, так и с электроусилителями.
Признаки неисправности ГУР
Помимо очевидной поломки гидроусилителя, когда руль вращать становится крайне тяжело, существуют и другие признаки неисправности ГУР. К ним относится:
- характерный свист насоса
- износ ремня
- течь шлангов ГУР (ШВД и ШНД) и неисправность фитингов
- завоздушивание системы гидроусилителя руля
Вне зависимости от того, что случилось с усилителем руля на Вашем автомобиле, мы всегда сможем обнаружить поломку и составить план и предположить стоимость дальнейших работ. При этом цена диагностики рулевого управления в комплексе или же проверки его отдельных элементов у нас совершенно приемлемая.