Азбука световой сигнализации водителей
Азбука световой сигнализации водителей
Так сказать, официальные световые сигналы, подаваемые автомобилем, водители обязаны знать наизусть и понимать значение каждого еще с учебной скамьи автошколы. Но на сегодняшний день в автомобильном сообществе выработался немаленький перечень своего рода неформального сленга, пришедшего к нам из зарубежной практики. Некоторые из неформальных «слов» азбуки световой сигнализации уже знакомы украинским водителям, хотя, наверняка, есть и такие, значения которых известны еще не всем.
Поэтому, чтобы как говорят, на дорогах не возникало «непоняток» – расскажем значения каждого из таких неформальных световых сигналов.
Разделим их на несколько категорий, в зависимости от того – какими видами световых приборов они подаются. Это:
– сигналы головной светотехникой;
– сигналы указателями поворотов;
– стоп-сигналы.
Начнем, с сигналов, которые подают с помощью передней оптики. Сначала самые легкие, значения которых должны быть понятны многим…
Сигналы головной светотехникой
Один-два длинных cигнала дальним светом фар от автомобиля, который приближается к вам сзади по полосе.
Он означает – мол, «Уступите полосу! Тороплюсь!». Но помните, что в любом случае его смысл – просьба, а не требование! Поэтому, если вам не уступают дорогу, это не повод тут же устраивать «разборки». Вполне возможно, что у едущего впереди есть на то свои причины – например, он скоро будет поворачивать налево, впереди много другого транспорта и легко промчать не получится, уйти вправо нет возможности.
Один-два коротких сигнала дальним светом фар, но уже поданные автомобилем, едущим вам навстречу. Значение у него уже другое – «Внимание, впереди опасность!» или «Впереди, полиция».
Этот прием из азбуки световой сигнализации используют у нас давно. А используется он в случаях, если впереди есть какая-то опасность для встречного автомобиля (ДТП, препятствие с ограниченной видимостью и пр.). Кроме того, с помощью этого же сигнала водители предупреждали друг-дуга о том, что впереди в засаде сидели гаишники с радаром или высматривали другие нарушения ПДД. Полностью применим он и в отношении современной полиции.
Один-два коротких сигнала дальним светом фар, но поданные в плотном городском движении могут иметь уже другое значение. В частности, если он подается автомобилем, который подъезжает по главной дороге, едет навстречу в пробке или движется сзади по соседней полосе – то такой сигнал информирует о том, что мол – «Вижу, проезжай, пропускаю!».
Обычно он используется в ситуациях, когда по правилам водитель пропускать не обязан, но хочет помочь коллеге, поворачивающему налево, выезжающему со стоянки, со второстепенной дороги или при необходимости перестроиться на другую полосу движения в плотном потоке.
Подтвердить, что вы заметили сигнал, нужно кивком головы или поднятой рукой. За предоставленную возможность совершить маневр принято благодарить (кивком головы, поднятой рукой или кратковременным включением «аварийки»).
Длительное включение дальнего света фар
водителем автомобиля, который подъезжает со второстепенной дороги, выезда со дворов в городской пробке или просто – едет вам навстречу.
Такой сигнал означает просьбу – мол, «Пропустите, пожалуйста!». С его помощью водители просят предоставить преимущество в движении если они находятся в неудобном или опасном для себя положении.
Сигналы указателями поворотов
Два-три мигания аварийной сигнализацией – обозначают знак благодарности – мол, «Спасибо!». Сигнал передается тем, кто пропустил вас впереди себя или притормозил, дав вам возможность безопасно перестроиться.
Если вас не поблагодарили, не обижайтесь – на машине может не работать «аварийка» либо человек просто не знает, что так принято и не знает азбуки световой сигнализации.
Кстати, за городом на ваше «Спасибо» «аварийкой» водители крупных грузовиков в ответ могут подать звуковой сигнал – мол, «Да не за что!».
Включение «аварийки» во время движения или при резком торможении означает – «Всем, внимание! Впереди опасность!». На такой сигнал, водители других автомобилей, особенно, едущих сзади, должны отреагировать снижением скорости, а если он был подан одновременно с резким торможением – то остальным также в свою очередь нужно срочно тормозить!
Кстати, многие современные автомобили оборудованы целым комплексом систем безопасности, которые при резком торможении в том числе автоматически активируют включение аварийной световой сигнализации. То есть фактически самостоятельно без участия водителя сигнализируют всем окружающим водителям об опасности.
Кроме сигналов «аварийкой» водители могут общаться между собой с помощью боковых указателей поворотов, причем подаваемые ими сигналы могут иметь разные значения.
Два-три мигания правым поворотом на загородной трассе, которые подаются для транспортных средств, едущих сзади означают – «Дорога на встречной полосе свободна. Можете меня обгонять!».
Водитель сигналит в случае, если не может или не хочет ехать быстрее. В ситуации, когда идущий сзади автомобиль пытается вас обогнать, а встречные машины мешают, сигнал об освобождении встречной полосы подается одновременно со смещением вправо. Такой сигнал, чаще всего подают водители большегрузных «фур», которые «высоко сидят, далеко глядят» и понимают, что для обгона грузовика нужно больше места, а из-за такого громили водители сзади едущих легковушек не видят дорогу далеко вперед перед обгоняемым.
В момент выхода коллеги на обгон «тихоход» даже может немного притормозить, чтобы позволить своему коллеге быстрее совершить ему маневр и безопасно вернуться на свою полосу. После обгона принято благодарить («аварийкой» или поднятой в окне рукой).
Два-три мигания левым поворотом в подобной ситуации на загородной трассе, когда в поле зрения нет каких либо перекрестков с возможностью левого поворота означает для автомобилей, едущих сзади, противоположный сигнал – мол, «Обгонять меня нельзя! Встречная полоса занята!».
Опять-таки, чаще всего подают такие водители крупных грузовиков. Им из высокой кабины дорогу видно далеко вперед, и если встречная полоса занята, он предупреждает об опасности. Как правило, если на встречке появится свободное место – они об этом подскажут миганием правого указателя поворота. А вы в ответ не забудьте поблагодарить своего коллегу соответствующим световым сигналом.
Включенный левый указатель поворота на загородной магистрали, который подал автомобиль, быстро приближающийся к вам сзади, но при этом ему по сути левее уходить некуда (там находится разделительный отбойник, зеленый газон и тому подобное).
Такой сигнал означает – «Я хочу тебя обогнать! Уйти вправо и дай мне дорогу». Подобный световой прием очень распространен на скоростных автострадах в Европе, а вот у нас пока встречается не так часто. По сути, он равноценен одному-двум миганиям дальним светом, впереди едущему автомобилю, но при этом он больше воспринимается, как просьба и не так раздражает окружающих.
Стоп-сигналы
Одно-два коротких мигания «стопами» – означает для сзади едущих автомобилей следующее – мол, «Уважаемый, вы слишком близко подъехали, а я сейчас буду тормозить! Увеличьте дистанцию, иначе въедете мне в багажник!».
Так, например, можно сделать на трассе, когда вы собираетесь тормозить перед препятствием, которое сзади едущий автомобиль может не видеть. Кроме того, иногда, таким образом, отпугивают водителей, не соблюдающих дистанцию и ездящих «на хвосте».
Такой же сигнал одно-два коротких мигания «стопами» часто используют водители буксирующего автомобиля.
Таким образом они предупреждают коллег, которых тянут на буксире о предстоящем торможении или о необходимости начинать торможение (например, на спуске), чтобы сохранить трос в натянутом состоянии. После такого сигнала водитель буксируемого авто должен первым начать торможение.
В завершении отметим – мы надеемся, что наше детальное толкование азбуки световой сигнализации поможет вам стать более коммуникабельным на дороге, сделает ваше общение с другими водителями проще и понятнее, а также – повысить безопасность ваших поездок.
Видеоверсию нашего материала об азбуке световой сигнализации вы можете посмотреть, перейдя по этой ссылке.
Читайте также
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Необычное использование обычных вещей, или Что вам может помочь в аварийной ситуации
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Необычное использование обычных вещей, или Что вам может помочь в аварийной ситуации Нет таких случаев, когда человек, потерпевший аварию, не имел бы ни-че-го! Такого просто быть не может. Всегда, даже в самых отчаянных ситуациях, пострадавший располагает
6.5. Способы сигнализации на марше
6.5. Способы сигнализации на марше Во время нахождения в лагере разведчики осваивают условные сигналы, применяемые для общения между собой во время движения ночью, по лесу и т. п.Ведь, если между командиром и дозором не установлена простейшая связь (когда радиосвязь
Неисправности освещения и световой сигнализации
Неисправности освещения и световой сигнализации Не горят отдельные лампы фар и фонарей.Причины неисправности и их устранение:перегорели предохранители (проверитьи заменить предохранители);перегорели нити ламп (заменить лампы);окисление контактов выключателей или
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СИГНАЛИЗАЦИИ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СИГНАЛИЗАЦИИ Наиболее полезны для людей, потерпевших бедствие, специальные проблесковые фонари с ксеноновыми лампочками, дающими вспышку света, видимую на расстоянии до 10 км.Но не будут лишними и обыкновенные электрические фонарики. Сигнал,
Знак аварийной остановки
Знак аварийной остановки Зачем он нужен?Во-первых, иметь в багажнике знак аварийной остановки каждому автомобилисту положено по закону – точно так же, как аптечку с огнетушителем. А во-вторых, в наш век избыточных скоростей без знака аварийной остановки выезжать на
2.1.1. Сигнализации для производственных помещений (магазинов)
2.1.1. Сигнализации для производственных помещений (магазинов) GSM проводная система – это доступная сигнализация для магазина, установка которой позволяет обеспечить ему круглосуточную охрану. Пакет услуг включает неограниченное количество выездов вооруженного наряда
2.1.2. особенности проводной охранной сигнализации
2.1.2. особенности проводной охранной сигнализации Назначение любой охранной системы – предупреждение несанкционированного доступа в помещение любого типа. Сигнализация бывает проводной и беспроводной. Первая является наиболее распространенной и надежной, а стоимость
2.1. Радиопередатчики систем оповещения и сигнализации
2.1. Радиопередатчики систем оповещения и сигнализации 2.1.1. Миниатюрные радиопередатчикиМиниатюрный радиопередатчик на туннельном диодеСреди большого семейства радиопередатчиков можно выделить те устройства, которые имеют простое схемное решение, малое количество
СРЕДСТВА СИГНАЛИЗАЦИИ ПРИ ДВИЖЕНИИ ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ
СРЕДСТВА СИГНАЛИЗАЦИИ ПРИ ДВИЖЕНИИ ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ 18.17. Основным средством сигнализации при движении поездов является автоматическая локомотивная сигнализация с автоматическим регулированием скорости (АЛС-АРС) или путевая автоматическая блокировка (автоблокировка) с
3. Средства сигнализации и освещения
3. Средства сигнализации и освещения Согласно ПДД у вас обязательно должен присутствовать знак аварийной остановки. Надеяться на него можно не во всех случаях. Например, в условиях сильного ветра, снегопада или метели.Для дополнения знака аварийной установки можно
7. ПРИМЕНЕНИЕ АВАРИЙНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И ЗНАКА АВАРИЙНОЙ ОСТАНОВКИ
7. ПРИМЕНЕНИЕ АВАРИЙНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И ЗНАКА АВАРИЙНОЙ ОСТАНОВКИ Читатель Б: Что такое аварийная сигнализация?Автор: Это специальная система оповещения, при включении которой начинают одновременно работать все указатели поворота (рис. 92). Она привлекает внимание
Глава 8. Применение аварийной световой сигнализации, знака аварийной остановки, фонаря с мигающим красным светом
Глава 8. Применение аварийной световой сигнализации, знака аварийной остановки, фонаря с мигающим красным светом 51. Аварийная световая сигнализация должна быть включена в случаях:51.1. дорожно-транспортного происшествия; 51.2. вынужденной остановки транспортного средства
Когда «маячками» вправе пользоваться милиция?
Водители транспортных средств органов внутренних дел и внутренних войск Министерства внутренних дел (далее — органы внутренних дел) имеют право применять специальную сигнализацию при выполнении неотложных оперативных или служебных заданий в случаях:
- следования к месту совершения преступлений, административных правонарушений, происшествий, в том числе дорожно-транспортных, массовых беспорядков, возникновения групповых хулиганских проявлений;
- срабатывания охранной сигнализации;
- преследования, задержания лица, совершившего или подозреваемого в совершении преступления, административного правонарушения, совершившего побег из-под стражи, конвоя, охраны и надзора в исправительных учреждениях, в том числе скрывающегося на транспортном средстве, не выполнившего требования об остановке;
- доставки в организации здравоохранения пострадавших, жизни которых угрожает опасность;
- сопровождения (эскортирования) транспортных средств;
- обозначения мест дорожно-транспортных происшествий при их осмотре сотрудниками органов внутренних дел, а также в иных случаях, необходимых для обеспечения безопасности дорожного движения;
- следования к месту производства неотложных процессуальных действий;
- остановки транспортных средств.
Когда это нужно сделать?
Знак аварийной остановки, представляющий собой равносторонний треугольник красного цвета, выставляется на дороге, чтобы другие участники движения успели принять меры по безопасному объезду аварийного автомобиля.
Этот знак должен быть выставлен при остановке транспортного средства и включении аварийной световой сигнализации в следующих случаях:
- при дорожно-транспортном происшествии;
- при вынужденной остановке в местах, где она запрещена;
Знак аварийной остановки устанавливается на расстоянии не менее 15 метров от транспортного средства в населенных пунктах и 30 метров — вне населенных пунктов.
Что скрывает кнопка аварийной сигнализации?
Устройство первых световых сигнализаций было достаточно примитивным, они состояли из подрулевого переключателя, теплового биметаллического прерывателя и световых указателей поворотов. В современных же все обстоит немного иначе. Сейчас аварийная сигнализация состоит из специальных монтажных блоков, в которых и содержатся все основные реле и предохранители.
Правда, в этом есть свои недостатки, так, в случае обрыва или же сгорания участка цепи, который расположен непосредственно в блоке, для его ремонта необходимо разбирать весь блок целиком, а иногда может потребоваться даже его замена.
Также появилась кнопка аварийного отключения сигнализации с выводами для перекоммутации цепей световых приборов (в случае смены режима работы). Конечно же, нельзя не назвать и главные составные части, благодаря которым водитель может оповестить остальных участников дорожного движения о происходящей нестандартной ситуации – световые приборы. В них входят абсолютно все указатели поворотов, которые есть на авто, и еще дополнительно два повторителя, последние находятся, как уже упоминалось, на поверхности передних крыльев.
Как происходит управление системой освещения
Управление всеми приборам освещения водитель осуществляет из салона транспортного средства с помощью специальных переключателей.
Включение ближнего и дальнего света, противотуманок и габаритов в большинстве моделей машин осуществляется с помощью подрулевого переключателя или клавиши на панели приборов:
- первое положение переключателя – все приборы выключены;
- второе положение – включаются габариты;
- третье положение – загорается ближний свет фар.
Также переключатель, размещенный с левой стороны под рулем, обеспечивает смену ближнего и дальнего света в передних фарах.
При наличии противотуманок на переключателе может быть установлена дополнительная секция, регулирующая включение и выключение ПТФ. Также управление может происходить с помощью отдельной клавиши.
Комбинированный переключатель используется и для введения в действие правого и левого поворотников. Но при этом аварийная сигнализация включается с помощью отдельной клавиши, находящейся на приборной панели.
Многие элементы системы освещения загораются автоматически при выполнении определенных действий со стороны водителя:
- стоп-сигналы – при нажатии на педаль тормоза;
- фонарь заднего хода – при включении задней передачи;
- приборы освещения багажника и бардачка – при их открытии;
- подсветка ног водителя и габариты в дверях – при открытии двери.
Как устроена схема аварийной сигнализации?
Из-за большого количества соединительных проводов современная схема аварийной сигнализации значительно усложнилась по сравнению с ее прототипом, и состоит в следующем: вся систему запитывается только лишь от аккумуляторной батареи, так можно обеспечить ее полноценную работу даже в случае выключенного зажигания, т.е. во время стоянки транспортного средства. В это время все необходимые лампы соединяются посредством контактов включателя сигнализации.
При включенной аварийной сигнализации цепь питания работает следующим образом: напряжение подается от аккумулятора на контакты монтажного блока, далее оно через предохранитель поступает непосредственно на выключатель аварийной сигнализации. Последний же соединяется с блоком во время нажатия кнопки. Затем оно, опять проходя через монтажный блок, поступает на реле-прерывателя поворотов.
Цепь нагрузки имеет следующую схему: реле аварийной сигнализации соединено с контактами, которые при нажатии кнопки приходят в замкнутое положение между собой, таким образом, они соединяют абсолютно все необходимые лампы. В это время параллельно включается и контрольная лампа посредством контактов выключателя аварийной сигнализации. Схема подключения кнопки аварийной сигнализации достаточно проста, и на освоение у вас уйдет не более получаса. Необходимо помнить о ее значимости, поэтому обязательно следите за ее состоянием.
Выключатель аварийной сигнализации установлен в верхней части кожуха рулевой колонки. Под кнопкой выключателя расположена контрольная лампа включения аварийной сигнализации.
1. Чтобы кнопка аварийной сигнализации была в верхнем положении, включаем аварийную сигнализацию.
2. Потянув вверх, снимаем кнопку с выключателя.
Выполняя следующую операцию, не раздавите колбу лампы.
3. Пинцетом извлекаем неисправную лампу из выключателя.
4. Устанавливаем в патрон новую лампу.
5. Устанавливаем кнопку на выключатель (при этом прорези на ее ножке должны быть обращены к фиксаторам, расположенным внутри выключателя), и нажимаем на кнопку до ее фиксации.
1. Снимаем нижнюю накладку рулевой колонки и отсоединяем колодку жгута проводов от выключателя аварийной сигнализации (см. "Декоративные накладки рулевой колонки – снятие и установка").
2. Повернув выключатель до совмещения одного из фиксаторов выключателя с прорезью отверстия, и поджав другой фиксатор, вынимаем выключатель из верхней накладки рулевой колонки.